"Мост" на семь верст
Конкурировать с гигантами продовольственного рынка сибирского региона сельскохозяйственной фирме "Брюкке" позволяет объединение нескольких хозяйств и концентрация бизнеса
Алтайскую фирму "Брюкке" можно назвать исключением из правил, которые еще недавно существовали в аграрном секторе. Обычно более или менее успешные хозяйства в одиночку покупали перерабатывающие линии - мельницу, оборудование для колбасного цеха или мини-завод по переработке молока. Это позволяло продать продукцию дороже и получить дополнительную прибыль. "Брюкке" - совместный российско-германский проект в рамках программы поддержки российских немцев Правительством ФРГ. Учредителями компании выступили 11 сельхозпредприятий Немецкого национального района (Алтайский край). На деньги германской стороны приобретены здание и оборудование.
На своей мельнице "Брюкке" перерабатывает зерно, которое выращивают на полях учредители - коллективные хозяйства. Получается около 10-11 тыс. тонн муки в год. Молоко местных сельхозпредприятий на двух заводах компании превращается в сыр и масло. В сутки перерабатывается более 40 тонн сырья. Сыра изготавливают 1 200-1 500 тонн в год - это основная продукция молочных предприятий фирмы. Говядину, которую сдают сельхозпроизводители, и свинину от местного населения перерабатывает небольшой мясокомбинат с годовым объемом производства 700-800 тонн колбасы. В общем же, "Брюкке" - классическое среднее предприятие с оборотом чуть более 200 млн рублей в год.
Колбаса из мяса, сыр из молока
От просеянной муки тесто становится пышным, колбасу делают только из мяса, готовность сыра мастер определяет руками - на каждом предприятии "Брюкке" свои технологические тонкости производства.
"Мы никогда не создаем стратегический запас мяса, - рассказывает директор мясокомбината "Брюкке" Григорий Гильдебрант. - От этого страдает качество продукции, поскольку из замороженного сырья колбаса получается уже не такая вкусная". Опасений же по поводу того, что однажды предприятие окажется без мяса, здесь нет. В районе 11 колхозов, в каждом - тысяча голов дойного стада. Это значит, ежегодно будет по тысяче телят, которых необходимо сдать на мясокомбинат. Такая же ситуация со свининой. Население поставляет ее исправно. Если намечается дефицит, здесь повышают закупочную цену. Мясокомбинату важно сохранить с поставщиками хорошие отношения - иначе мясо может проехать мимо, в соседние районы на другие мясоперерабатывающие предприятия. В округе их достаточно.
Хватает в районе и молока для производства сыров. Надои в хозяйствах такие, что их третья часть вывозится на соседние молокоперерабатывающие предприятия. Местному молкомбинату приходится работать 18 часов в сутки, без выходных. Иначе сырье испортится. При этом, как и в любой сельской местности, в районе крайне низок спрос на цельномолочную продукцию. Объемы ее производства на предприятии минимальны. Нет рядом и крупных городов, куда можно было бы вывозить пастеризованное молоко, сметану, йогурты, творог. Именно поэтому при создании "Брюкке" приняли решение перерабатывать местное молоко на масло и сыр. Эту продукцию можно увозить за сотни и тысячи километров, в любую точку страны.
"Вообще-то у нас не сыродельная зона, и прежде здесь сыр никто не делал, - говорит директор молкомбината "Брюкке" Виктор Чернышов. - Молоко, которое дают наши коровы, сычужно-вялое, с очень высоким процентом жирности. Но это единственная претензия к нашим хозяйствам в том, что касается поставок сырья. Раньше в стране имелся дефицит сливочного масла, и селекционеры создали для степей именно такую породу коров, которая способна давать жирное молоко. Сегодня мы не знаем, куда девать это масло. Культура питания у населения изменилась, спрос на масло упал".
Самая сложная ситуация с сырьем - на мельнице. "Два-три года назад, когда урожай пшеницы был очень высокий, мы принимали от поставщиков зерно только наилучшего качества, от многих воротили нос, - рассказывает главный технолог по производству муки Олег Свиридов. - Сегодня мы рады любому сырью".
Нарушенные за время зернового изобилия партнерские связи и два года засухи оставили мельницу почти без работы. Хозяйства-учредители в условиях зернового дефицита предпочитали продавать зерно, а не полученную из него муку. Так выгоднее, поскольку после переработки часть прибыли по условиям договора доставалась мельнице. Летом здесь даже поговаривали о полной остановке предприятия и длительном отпуске сотрудников за свой счет. Из соображения экономии работали только по ночам: в это время суток электроэнергия стоит 93 копейки за кВт•час, а днем - 1 рубль 67 копеек. Самый же экономичный режим работы - круглосуточный - мельница не может себе позволить из-за скудных поставок сырья.
Пережить трудные времена мельнице помогают другие направления деятельности "Брюкке": удачная конъюнктура одного рынка позволяет сгладить кризис другого. Правда, по словам директора "Брюкке" Александра Бернгардта, компании тяжело одновременно развивать несколько совершенно разных направлений производства, в то время как специализированные предприятия планомерно совершенствуют одну технологическую линию. Они покупают современное оборудование, держат специалистов одного профиля и не назначают несколько директоров производств, как это делают на "Брюкке".
Наследие старой Германии
"Брюкке" - один из пунктов программы гуманитарной помощи российским немцам. Значительная часть оборудования фирме досталась от ГДР: после объединения с ФРГ в Восточной Германии началась активная замена технологических производственных линий, и морально устаревшее оборудование вывозилось в Россию. Александр Бернгардт комментирует события тех лет: "Конечно, в то время это оборудование стало для нас палочкой-выручалочкой. Но сегодня на молзаводе, например, стоят машины 1968 года выпуска - это уже несовременно. Мы отстаем от аналогичных молокоперерабатывающих заводов".
Самая новая техника у "Брюкке" на мельнице - муку выпускают на итальянском оборудовании Golfetto. "Оно позволяет смешивать четыре вида пшеницы с разным уровнем клейковины и получать муку нужного качества. Так сейчас работают все современные мельницы", - объясняет Олег Свиридов.
Понимая, что уровень технического оснащения - один из определяющих факторов успешности компании на рынке, "Брюкке" старается модернизировать производство. Хотя предприятию средней руки решить проблему полного техперевооружения пока сложно. Многие конкуренты в соседних городах ушли далеко вперед, работая на современном оборудовании.
Война с титанами
"Брюкке" (Brukke) в переводе с немецкого означает "мост". Когда компания создавалась, в первую очередь речь шла о связи между Россией и Германией. Сегодня, пожалуй, уместнее говорить о коммерческом "мостике", который фирме удалось выстроить до Дальнего Востока.
Продавать продукцию соседям становится все сложнее. "За 10 лет ситуация на продовольственном рынке сильно изменилась, - комментирует Александр Бернгардт. - Собственное сельскохозяйственное производство развили наши соседи: Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская области. Прежде они были традиционными покупателями, сегодня наша продукция им не нужна".
На рынке мясной продукции основным конкурентом компании стал Кузбасский пищекомбинат (Кемеровская область). Большие объемы производства - 40 тонн в сутки (для сравнения: у "Брюкке" - 2 тонны) позволяют ему лидировать и вести более свободную ценовую политику. Сохранить за собой небольшую рыночную нишу, считают в "Брюкке", можно только за счет высокого качества.
Не менее сложна сегодня ситуация с продажей муки и зерна. Только в Алтайском крае у "Брюкке" четыре крупных конкурента - "Алейскзернопродукт", "Пава" (ранее Агропромышленная компания "Хлеб Алтая"), "Грана", "Мельник". К тому же на местном рынке сбивают цену мелкие мельницы хозяйств. Мука у них не лучшего качества, но дешевая.
Зато сыр неплохо идет на рынках соседних регионов. Сегодня именно он "держит" баланс предприятия. Хотя ситуация на рынке молочной продукции в целом не столь благоприятна для "Брюкке". "К нам сегодня пришла известная компания "Вимм-Билль-Данн". Она закупает на нашей территории молоко и продает продукцию по всей Сибири. Думаю, это только начало их экспансии", - анализирует Александр Бернгардт.
Не исключено, что скоро крупные компании создадут для "Брюкке" дефицит сырья, например молока. Кстати, в этом году впервые за много лет не произошло традиционного летнего падения цен на молоко. Спрос на него растет.
Другая угроза - потеря рынков сбыта. "Брюкке" вынуждена отказываться от традиционных поставок в соседние регионы и уходить на восток и север. В Новосибирске активно работает ее филиал, через который компания осваивает северные регионы Сибири и Дальний Восток. Последние переговоры велись с Нижневартовском, Сургутом, Норильском. "Расстояния не имеют для нас значения, - говорят на предприятии. - Транспортные компании работают хорошо".
На 3 октября такая политика позволяет компании решать проблему сбыта продукции. Правда, в скором будущем, уверены здесь, на рынке продуктов питания останутся только крупные игроки. Поэтому, если "Брюкке" не продолжит развитие производственных мощностей, она может стать собственностью какого-либо крупного перерабатывающего предприятия.
Алтайскую фирму "Брюкке" можно назвать исключением из правил, которые еще недавно существовали в аграрном секторе. Обычно более или менее успешные хозяйства в одиночку покупали перерабатывающие линии - мельницу, оборудование для колбасного цеха или мини-завод по переработке молока. Это позволяло продать продукцию дороже и получить дополнительную прибыль. "Брюкке" - совместный российско-германский проект в рамках программы поддержки российских немцев Правительством ФРГ. Учредителями компании выступили 11 сельхозпредприятий Немецкого национального района (Алтайский край). На деньги германской стороны приобретены здание и оборудование.
На своей мельнице "Брюкке" перерабатывает зерно, которое выращивают на полях учредители - коллективные хозяйства. Получается около 10-11 тыс. тонн муки в год. Молоко местных сельхозпредприятий на двух заводах компании превращается в сыр и масло. В сутки перерабатывается более 40 тонн сырья. Сыра изготавливают 1 200-1 500 тонн в год - это основная продукция молочных предприятий фирмы. Говядину, которую сдают сельхозпроизводители, и свинину от местного населения перерабатывает небольшой мясокомбинат с годовым объемом производства 700-800 тонн колбасы. В общем же, "Брюкке" - классическое среднее предприятие с оборотом чуть более 200 млн рублей в год.
Колбаса из мяса, сыр из молока
От просеянной муки тесто становится пышным, колбасу делают только из мяса, готовность сыра мастер определяет руками - на каждом предприятии "Брюкке" свои технологические тонкости производства.
"Мы никогда не создаем стратегический запас мяса, - рассказывает директор мясокомбината "Брюкке" Григорий Гильдебрант. - От этого страдает качество продукции, поскольку из замороженного сырья колбаса получается уже не такая вкусная". Опасений же по поводу того, что однажды предприятие окажется без мяса, здесь нет. В районе 11 колхозов, в каждом - тысяча голов дойного стада. Это значит, ежегодно будет по тысяче телят, которых необходимо сдать на мясокомбинат. Такая же ситуация со свининой. Население поставляет ее исправно. Если намечается дефицит, здесь повышают закупочную цену. Мясокомбинату важно сохранить с поставщиками хорошие отношения - иначе мясо может проехать мимо, в соседние районы на другие мясоперерабатывающие предприятия. В округе их достаточно.
Хватает в районе и молока для производства сыров. Надои в хозяйствах такие, что их третья часть вывозится на соседние молокоперерабатывающие предприятия. Местному молкомбинату приходится работать 18 часов в сутки, без выходных. Иначе сырье испортится. При этом, как и в любой сельской местности, в районе крайне низок спрос на цельномолочную продукцию. Объемы ее производства на предприятии минимальны. Нет рядом и крупных городов, куда можно было бы вывозить пастеризованное молоко, сметану, йогурты, творог. Именно поэтому при создании "Брюкке" приняли решение перерабатывать местное молоко на масло и сыр. Эту продукцию можно увозить за сотни и тысячи километров, в любую точку страны.
"Вообще-то у нас не сыродельная зона, и прежде здесь сыр никто не делал, - говорит директор молкомбината "Брюкке" Виктор Чернышов. - Молоко, которое дают наши коровы, сычужно-вялое, с очень высоким процентом жирности. Но это единственная претензия к нашим хозяйствам в том, что касается поставок сырья. Раньше в стране имелся дефицит сливочного масла, и селекционеры создали для степей именно такую породу коров, которая способна давать жирное молоко. Сегодня мы не знаем, куда девать это масло. Культура питания у населения изменилась, спрос на масло упал".
Самая сложная ситуация с сырьем - на мельнице. "Два-три года назад, когда урожай пшеницы был очень высокий, мы принимали от поставщиков зерно только наилучшего качества, от многих воротили нос, - рассказывает главный технолог по производству муки Олег Свиридов. - Сегодня мы рады любому сырью".
Нарушенные за время зернового изобилия партнерские связи и два года засухи оставили мельницу почти без работы. Хозяйства-учредители в условиях зернового дефицита предпочитали продавать зерно, а не полученную из него муку. Так выгоднее, поскольку после переработки часть прибыли по условиям договора доставалась мельнице. Летом здесь даже поговаривали о полной остановке предприятия и длительном отпуске сотрудников за свой счет. Из соображения экономии работали только по ночам: в это время суток электроэнергия стоит 93 копейки за кВт•час, а днем - 1 рубль 67 копеек. Самый же экономичный режим работы - круглосуточный - мельница не может себе позволить из-за скудных поставок сырья.
Пережить трудные времена мельнице помогают другие направления деятельности "Брюкке": удачная конъюнктура одного рынка позволяет сгладить кризис другого. Правда, по словам директора "Брюкке" Александра Бернгардта, компании тяжело одновременно развивать несколько совершенно разных направлений производства, в то время как специализированные предприятия планомерно совершенствуют одну технологическую линию. Они покупают современное оборудование, держат специалистов одного профиля и не назначают несколько директоров производств, как это делают на "Брюкке".
Наследие старой Германии
"Брюкке" - один из пунктов программы гуманитарной помощи российским немцам. Значительная часть оборудования фирме досталась от ГДР: после объединения с ФРГ в Восточной Германии началась активная замена технологических производственных линий, и морально устаревшее оборудование вывозилось в Россию. Александр Бернгардт комментирует события тех лет: "Конечно, в то время это оборудование стало для нас палочкой-выручалочкой. Но сегодня на молзаводе, например, стоят машины 1968 года выпуска - это уже несовременно. Мы отстаем от аналогичных молокоперерабатывающих заводов".
Самая новая техника у "Брюкке" на мельнице - муку выпускают на итальянском оборудовании Golfetto. "Оно позволяет смешивать четыре вида пшеницы с разным уровнем клейковины и получать муку нужного качества. Так сейчас работают все современные мельницы", - объясняет Олег Свиридов.
Понимая, что уровень технического оснащения - один из определяющих факторов успешности компании на рынке, "Брюкке" старается модернизировать производство. Хотя предприятию средней руки решить проблему полного техперевооружения пока сложно. Многие конкуренты в соседних городах ушли далеко вперед, работая на современном оборудовании.
Война с титанами
"Брюкке" (Brukke) в переводе с немецкого означает "мост". Когда компания создавалась, в первую очередь речь шла о связи между Россией и Германией. Сегодня, пожалуй, уместнее говорить о коммерческом "мостике", который фирме удалось выстроить до Дальнего Востока.
Продавать продукцию соседям становится все сложнее. "За 10 лет ситуация на продовольственном рынке сильно изменилась, - комментирует Александр Бернгардт. - Собственное сельскохозяйственное производство развили наши соседи: Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская области. Прежде они были традиционными покупателями, сегодня наша продукция им не нужна".
На рынке мясной продукции основным конкурентом компании стал Кузбасский пищекомбинат (Кемеровская область). Большие объемы производства - 40 тонн в сутки (для сравнения: у "Брюкке" - 2 тонны) позволяют ему лидировать и вести более свободную ценовую политику. Сохранить за собой небольшую рыночную нишу, считают в "Брюкке", можно только за счет высокого качества.
Не менее сложна сегодня ситуация с продажей муки и зерна. Только в Алтайском крае у "Брюкке" четыре крупных конкурента - "Алейскзернопродукт", "Пава" (ранее Агропромышленная компания "Хлеб Алтая"), "Грана", "Мельник". К тому же на местном рынке сбивают цену мелкие мельницы хозяйств. Мука у них не лучшего качества, но дешевая.
Зато сыр неплохо идет на рынках соседних регионов. Сегодня именно он "держит" баланс предприятия. Хотя ситуация на рынке молочной продукции в целом не столь благоприятна для "Брюкке". "К нам сегодня пришла известная компания "Вимм-Билль-Данн". Она закупает на нашей территории молоко и продает продукцию по всей Сибири. Думаю, это только начало их экспансии", - анализирует Александр Бернгардт.
Не исключено, что скоро крупные компании создадут для "Брюкке" дефицит сырья, например молока. Кстати, в этом году впервые за много лет не произошло традиционного летнего падения цен на молоко. Спрос на него растет.
Другая угроза - потеря рынков сбыта. "Брюкке" вынуждена отказываться от традиционных поставок в соседние регионы и уходить на восток и север. В Новосибирске активно работает ее филиал, через который компания осваивает северные регионы Сибири и Дальний Восток. Последние переговоры велись с Нижневартовском, Сургутом, Норильском. "Расстояния не имеют для нас значения, - говорят на предприятии. - Транспортные компании работают хорошо".
На 3 октября такая политика позволяет компании решать проблему сбыта продукции. Правда, в скором будущем, уверены здесь, на рынке продуктов питания останутся только крупные игроки. Поэтому, если "Брюкке" не продолжит развитие производственных мощностей, она может стать собственностью какого-либо крупного перерабатывающего предприятия.
Ещё новости по теме:
15:42
13:00
12:00