«У разработчиков совсем пропадёт интерес к российскому рынку» — Аналитик о том, как «налог на Google» отразится на игровой индустрии
Пожелавший остаться неназванным игровой эксперт написал для издания DTF колонку о том, как новый закон, который вводит НДС для зарубежных компаний, распространяющих контент через интернет для российских пользователей, может повлиять на ИТ-рынок.
Мирное существование иностранных ИТ-компаний в Российской Федерации закончилось 15 июня 2016 года — в окончательном чтении Госдума приняла закон, обязывающий иностранные ИТ-компании платить налоги с продажи контента в России. НДС на покупки внутри приложений
Не подлежат налогообложению (освобождается от налогообложения): исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также права на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. — cтатья 149 Налогового кодекса РФ
Принимая лицензионное соглашение, и при этом покупая какое-либо ПО или игру, продающая компания не выплачивает государству налог на добавленную стоимость.
Однако так сложилось, что на бесплатные игры в России эта практика исторически не распространяется. Считается, что лицензионный договор при загрузке бесплатной программы не заключается (однако и здесь бывают исключения).
По этой причине внутренние покупки в рамках бесплатных приложений в России всегда облагались НДС, хотя, теоретически, и не должны были.
Однако и на это есть веская причина:
Услуги по организации игрового процесса путем предоставления возможности использования дополнительного функционала игры за дополнительную плату не подлежат освобождению от налогообложения НДС и их реализация облагается НДС по ставке 18% в общеустановленном порядке — Федеральная налоговая служба, в деле об обращении Mail.ru Group
Таким образом, российские компании уже платили НДС за продажу дополнительных игровых функций и программное обеспечение.
«Налог на Google»
С принятием этого закона НДС придется оплачивать и иностранным компаниям. Если говорить более точно, то все зарубежные организации (Valve, Riot Games, Blizzard, Electronic Arts, Apple, Sony, Microsoft и другие), оказывающие услуги в электронной форме российским гражданам, обязаны выплачивать налог на добавленную стоимость.
Соответственно, если иностранные организации осуществляют свою деятельность без представительства на территории РФ, они обязаны встать на учет в ФНС России и платить налог. Если представительство в России есть, оно выступает в качестве налогового агента, обязанность по уплате налога ложится на него.
Сейчас в профессиональном сообществе спорят о необходимости и пользе законопроекта. Одна сторона считает, что «налог на Google» нужен, и уравнивает права российских и иностранных компаний, другая — называет его принятие «ИТ-феодализмом».
Больше всего возмущаются разработчики игр, которым необходимо платить «налог на Google» дважды, если они издают свои продукты в Steam или других зарубежных площадках. То есть сначала налог платит площадка в России, а потом компания-разработчик, когда получает свои деньги на российское юридическое лицо. Мнения представителей российских ИТ-компаний и заинтересованных лиц Сергей Орловскийпрезидент Nival
Большая часть разработчиков издаётся через западные платформы вроде App Store, Google Play и Steam. Просто потому, что других нет. Российский рынок сократился в два раза в долларах, когда упал рубль. Если к этому добавить еще и НДС, получится почти в три раза.
Очевидно, что у большинства разработчиков совсем пропадёт интерес к российскому рынку. При том, что многие научились работать на западных рынках. Поэтому будет меньше игр для российского рынка, вырастут цены, всё как обычно. Дмитрий Мариничевроссийский интернет-омбудсмен
Потребители будут больше платить. Не будет платить НДС Google, ему все равно. Он будет добавлять 18% к стоимости продукта — это скажется только на конечном потребителе, на гражданах РФ.
Кстати, следует отметить, что аналогичное налогообложение существует в Европейском союзе с 2015 года. Ранее компании могли избегать уплаты этого налога, располагая офисы в тех странах ЕС, где такой налог не взимался. Всё изменилось с января 2015 года, когда НДС стал взиматься, основываясь не на стране базирования компании, а на стране, в которой она продает свои услуги.
Учитывая тот факт, что развитие ИТ в Российской Федерации не шло такими быстрыми темпами, но во многом догоняло Европу, было логичным предположить, что введение аналогичного НДС для компаний, продающих услуги в России, является лишь делом времени.
Официальное мнение советника президента России по интернету Германа Клименко, о том, как будут вести себя игроки рынка в условиях нового налогообложения:
Честно говоря, я думаю, что не следует ожидать никакой реакции от компаний. Во-первых, у нас абсолютная волатильность в паре «рубль-доллар», и эти 18% бесконечно бегают туда-сюда. Сами продавцы толком не знают, что им делать.
Во-вторых, рынок сейчас достаточно конкурентный. И если зарубежные игроки захотят получить прибыль за счёт потребителя и просто поднять цены, они тут же проиграют нашим игрокам. Ясно, что какие-то колебания возможны, но они будут происходить в рамках того, что сейчас происходит с долларом. То он 68, то он 63, и не очень понятно, что будет с ним завтра. — советник президента РФ по интернету Герман Клименко
Однако, например, у компании Wargaming курс доллара в приобретении внутриигрового имущества стабилен. На ней введение НДС отразится сильнее, чем на компаниях, ориентирующихся на рыночный курс доллара.
Поэтому рисков для конечного потребителя я не вижу. Пока наш условный Google, то есть зарубежные компании, которые у нас не платят НДС, платят этот НДС во всём мире. Мы оставались последней страной, не взимающей НДС с продаж медиаконтента.
Так что у компаний уже выработана позиция относительно налогов. Ценник выровнен, и, соответственно, при необходимости платить налог, скорее всего, конечные цены останутся теми же. Поднятие цен будет означать проигрыш в продажах, а это никому не нужно. — советник президента РФ по интернету Герман Клименко
Следует отметить, что изменения в большей мере затронут те компании, которые были ориентированы на российский рынок, и доля которых составляет значительную часть всей прибыли. Как отразится принятие законопроекта на развитии индустрии Антон Юдинцевоснователь Gaijin Entertainment
Понятно, что возросшая в последнее время налоговая нагрузка на цифровые услуги замедлит развитие ИТ-рынка. Олег Самбикиноснователь Syncopate
Введение НДС, скорее всего, не пройдет незамеченным для аудитории игроков, все иностранные компании и крупные международные проекты просто поднимут цену на 18% от выручки.
Как ни странно, от нового налога пострадают не только потребители, издатели и разработчики ПО, но и рекламные площадки. Балансируя на грани эффективности, иностранные издатели начнут снижать ставки при покупке рекламного инвентаря.
Пока неизвестна позиция самых крупных ИТ-гигантов, таких как Apple или Google. Что сделают они — будут платить налоги, как делают это в европейских странах, или будут использовать другие методы — вопрос открытый.
Настроение на рынке неоднозначное. Если в рамках экономической нестабильности региона переложить уплату налога клиентов, можно существенно проиграть, потеряв конечных потребителей, а заплатив налог самому, — просесть в выручке. Однако это потеря выручки в краткосрочной перспективе, ведь бизнес можно развивать и дальше, увеличивая прибыль.
Простым пользователям остается только ждать и надеяться, что решение крупных игроков индустрии будет опираться на клиентоориентированность, а не на желание заработать.
Ещё новости по теме:
18:20