Письмо в редакцию: Чему российские и американские предприниматели могут научиться друг у друга
В редакцию vc.ru пришло письмо от предпринимателя и управляющего Варвары Руссковой, руководившей развитием и продвижением американской CardioWave и российской EMC Medical School. Автор поделилась наблюдениями за молодым поколением предпринимателей в России и США и показала, чему им стоит научиться друг у друга. Зона комфорта и планирование
Учитывая, что рынок на Родине зависит не только от мировых трендов, но и от множества локальных микроэкономических и политических факторов, долгосрочное планирование бывает затруднительным и отходит на второй, а то и третий план.
Наш человек, наученный российской жизнью, привыкает двигаться быстро и оптимизировать бизнес и продукт на высоких скоростях. От предпринимателей на более стабильных рынках мы можем поучиться:
Планировать поток денег заранее, так как подъем инвестиций всегда занимает больше времени, чем ожидаешь (конечно, если у вас еще нет очереди из инвесторов). Если венчурные фонды и бизнес-ангелы (частные инвесторы, вкладывающие личные деньги в проекты на ранних стадиях) почувствуют, что если у вас мало времени или других вариантов, то они смогут диктовать вам свои, как правило, менее оптимальные условия. Редко процесс получения инвестиций длится менее чем 4–6 месяцев даже у опытных серийных предпринимателей. Причины просты: инвесторы хотят получше познакомиться с основателями и компанией, посмотреть, насколько слаженно работает команда, как добиваются обещанных результатов, что про них думают клиенты.
Российский человек — во многом идеальный предприниматель на начальном этапе компании (early stage entrepreneur): он может совершить чудеса в короткие сроки. Именно это и нужно при запуске — быстро построить первую версию продукта и проверить бизнес-модель. Срочность проектов и ценность времени
В моей российской практике запуска проектов была особенная черта — срочность всех на свете задач, когда коллеги на каждое второе письмо ставили пометку ASAP (сокращенно — «как можно скорее»).
Было постоянное ощущение, что ты ничего не успеваешь, и ситуация выходит из-под контроля. Казалось бы, опыт работы в таком аврале может помочь в непредсказуемом мире предпринимательства — ан нет.
За скопом срочных задач можно с легкостью потерять незамеченные или несрочные письма и упустить важные изменения и стратегические решения. Это выливается в ощущение бесконечной занятости и невозможности эффективно управлять временем. Было бы здорово перенять западные практики управления временем (time management), а также звонками и встречами:
Встречи начинаются обычно вовремя (нет ни в московском понимании пробок, ни соответственно веской причины опоздать). Очень редки затяжные звонки — ощущая, что встреча может затянуться, вам сообщат, что у собеседника следующий звонок через 10 минут, и предложат оставшиеся вопросы обсудить по почте.
Никогда раньше я не удивлялась таким скорым ответам на электронную почту, как в США, не зря у них практикуется эффективный подход к управлению почтой (inbox zero). Почти всегда ответ приходит в тот же день, обычно в течение нескольких часов или даже в течение часа.
Несомненно, такая скорость реакции приводит к быстрому запуску проектов в работу. И если мы отлично справляемся с поиском решения, то, наладив коммуникацию, сможем обогнать всех и вся.
Популярная кофейня Blue Bottle, совмещённая с коворкингом HanaHaus в центре Пало-Альто Мыслить в духе win-win
Иначе говоря, связи — наше всё. Помню, мой русский друг-предприниматель, начав работать в США, не понимал, как так можно просто представить полезных друг другу людей, если ему за это ничего не будет. Представление даже малознакомых людей там в порядке нормы, что редко встречается в России.
У нас для того, чтобы добраться до нужного человека, необходимо приложить гораздо больше усилий, а услышать из первых уст действительно большие истории из бизнеса — это вообще редкая возможность.
На самом деле, связи и нетворкинг — это большая «суперсила», которой нам всем надо бы поучиться. Ведь иногда одного разговора с человеком, прошедшим подобные этапы развития компании или запустившим похожий продукт, бывает достаточно, чтобы изменить траекторию бизнеса к лучшему.
К примеру, инвестиции поднимаются буквально только через личное представление (introductions), наилучший способ — быть рекомендованным предпринимателем, в которого этот инвестор уже успешно вложил деньги. И хотя у каждого инвестиционного фонда есть общий почтовый ящик (куда можно запросто отправить презентацию), никто, включая старожилов, не помнит, когда в последний раз таким путем было получено финансирование.
Важно понимать, что качество связи тоже влияет на вероятность помощи, единичная встреча и обмен карточками вряд ли даст возможность узнать собеседника и быть ему полезным. Именно поэтому культура встреч за чашечкой кофе (casual coffee) или общих обедов была бы замечательна и у нас в стране.
На западе у людей, возможно, больше связей, зато российские предприниматели умеют отлично их развивать. Если мы начнем охотнее делиться своим опытом, я уверена, успешных стартапов станет еще больше. Советники и менторы Этой части в нашей культуре почти нет, или она встречается настолько эпизодично, что я о ней, к сожалению, не слышала.
В Америке понятие ментора и советника (adviser) настолько привычно, что будет даже странно, если в вашем стартапе нет «мамонтов» бизнеса, консультирующих на встречах совета директоров или просто неформально за чашечкой кофе.
Наличие хорошего советника не только сэкономит ваше время при создании и развитии стартапа, но и добавит весу компании с точки зрения инвестиций. Ведь если за вашей компанией стоят имена известных и успешных людей из этого сектора, значит, вы знаете, что делаете, и в вас стоит инвестировать.
Не обязательно следовать рекомендациям советников компании (advisory board), но всегда следует их спросить. У каждого будут свои предложения, которые когда-то срабатывали в их области. Знать возможные варианты решения необходимо, ведь зачастую они оказываются самые неочевидные.
Например, один мой друг-серийный предприниматель решал, как ему общаться с лидером рынка, который заинтересовался его компанией. Если быть очень скрытным, то сложно построить доверительные отношения, если рассказать все, то появляется большой риск, что технологию скопируют. После общения с советником, он подписал с компанией соглашение о взаимном неразглашении информации (mutual NDA), и рассказал подробности технологии в деталях, документально подтвердив этот факт отправкой презентации. Тем самым он предотвратил возможность копирования своей технологии и в результате через месяц его компания была куплена этой организацией.
В моей практике был советник и профессор из Гарварда, получивший Нобелевскую премию мира и запустивший серьезную медицинскую компанию InfraredEx, и успешный кардиолог, возглавляющий отделение московской клиники. Советы каждого из них были очень полезны, и в ретроспективе сэкономили мне много времени, а помощь открывала новые двери. Вознаграждение и рост компании
В США стартапы и большие организации дают свои акции ключевым сотрудникам по мере достижения определенных целей и метрик. Множество компаний выросли благодаря этому инструменту — постепенно выдаваемым акциям (vesting). Это особенно важно в начале пути, когда денег на зарплаты немного, но есть потенциал большого роста.
Многие юридические конторы готовы работать с перспективной компанией не за фиксированную сумму, а за небольшой процент акций. Для них это риск, ведь стартап может провалиться, и с меньшей вероятностью стать следующим Facebook. К сожалению, в России пока нет таких практик, и у многих предпринимателей существует чувство собственничества и нежелание делить компанию. Хотя, именно этот инструмент может помочь привлечь талантливых людей в команду, и перевести бизнес на качественно новый уровень.
Мой знакомый рассказывал, как они запускали компанию 10 лет назад и на самой первой стадии стартапа, когда используются личные средства основателей (bootstrapping), была возможность выдавать исключительно процент акций, а не платить зарплату или покрывать стоимость услуг юристов или бухгалтеров. Если бы не этот инструмент, то не было бы возможности сделать быстрый и незатратный прототип и итерацию продукта, ведь все были «голодны» и замотивированы.
Это отличная возможность понять мотивацию работника: хочет ли он получать исключительно зарплату и не быть связанным с компанией, или он готов взять на себя риск и чувствовать себя совладельцем компании. Именно благодаря такому рискованному инструменту многие первые работники успешных стартапов становились миллионерами.
Наличие такого инструмента в вашем стартапе будет дополнительным бонусом для найма талантливых сотрудников, как в России, так и на Западе.
Резюмируя, хочется добавить, что у русских есть необходимая база для успеха:
у нас отличная техническая подготовка и образование, недаром российские ИТ-специалисты являются желанными работниками в Европе и США;
мы можем из минимальных составляющих сделать продукт;
мы умеем работать над главной задачей и обернуться в кратчайшие сроки;
мы выживаем на энтузиазме и с минимальными инвестициями.
Если добавить открытость, желание делиться опытом, навыки менеджмента, исполнения (execution) и продаж, то добиться успеха мы сможем на любом рынке. Твитнуть Поделиться Поделиться
В избр.
Ком.
Ещё новости по теме:
18:20