Леся Рябцева об экспериментах «Эха Москвы» с ночными эфирами
Леся Рябцева в офисе «Эха Москвы». Фото Георгия МальцаСегменты радиоэфира Во время своей работы радиожурналистом столкнулась с понятием сегментации эфира. Надо сказать, ещё в университете я писала на эту тему диплом: «Утренний сегмент и его отличие от остальных». И уже тогда единственное, что мне попадалось — это изречения журналистов и исследования экспертов из-за рубежа. В отечественной же теории журналистики об этом почти ничего нет, разве что только комментарии теоретиков, а не практиков.
Вспомнить эту теорию мне пришлось совсем недавно при переформатировании эфирной сетки «Эха Москвы». Очередным вызовом для нас стало появление ночного эфира, зачинщиком которого стал главный редактор.
Мало того, что о сумасбродности Венедиктова ходят легенды, так ещё и 25 лет — нужно же чем-то опять козырнуть. Да козырнуть так, чтобы остальные завидовали. Ведь ни у одной российской радиостанции подобного ещё не было. «Слямзывать» пришлось у зарубежных коллег, о которых ниже.
В мировой практике За рубежом всё просто и понятно. Есть ночной эфир, есть чудесный журналист, который может и публику развлечь, и выдержать двух-трёхчасовой эфир с болтовней, песнями и плясками. Которому слушатель будет доверять, с которым захотят разговаривать и делиться самым сокровенным.
Например, Up All Night — это английская программа на BBC Radio 5 Live. Издание The Washington Post однажды назвало данную программу лучшей ночной во всем мире. В эфире обсуждаются различные новости, начиная от музыки и видеоигр, заканчивая новостями из мира науки и политики. Ведущие: Род Шарп (понедельник — среда), Дотан Адебайо (четверг — воскресенье).
Coat to Coast AM — американо-канадское шоу, в котором обсуждаются теории заговоров и паранормальные явления. Построено в формате длинных разговоров и звонков слушателей. Ведущие: Джордж Нури и Джордж Кнэп.
Late Night Live — австралийское радио, в котором обсуждается «всё интересное», как говорит основатель: теология, философия, политика, искусство, наука, археология, местные новости. Ведущий: Филипп Адамс.
Red Eye Radio — ежедневная ночная радиопрограмма, выходящая в США и освещающая последние новости. Формат передачи — разговорный. Ведущие: Гэри Макнамара и Эрик Харли.
Late Night Talk — ночная разговорная радиопрограмма, выходившая в Ирландии с 2003 по 2014 года. Ведущий: Мюрэнн О«Коннел.
У нас всё, конечно, было не так просто и красочно, как у зарубежных коллег. Ведь, по логике, на новый, экспериментальный и совершенно неизвестный эфир нужно сажать человека профессионального. А это значит, что его придется снимать с других рейтинговых передач. Да, ещё нужно быть уверенным, что снимаешь ты его не напрасно.
ЭкспериментИдея ночного разговорного эфира появилась год назад. «Ночной» — это с 20:00 до 06:00. Тогда в неё никто не верил. Плющев, которому Венедиктов доверил вести целых два слота (ночь с пятницы на субботу, ночь с субботу на воскресенье, по три часа), думаю, долго мысленно крутил пальцем у виска. Хотя из-за природной воспитанности вслух ничего не сказал, только беспрекословно подчинился. Так появился «Один».
Эксперимент, который мы начали год назад, удачно стартовал, прочно засел уже не в двух слотах, а в трёх. Глядишь, скоро и четвёртый появится.
«Один» или «одИн» (или женский вариант «Одна» или «однА») — это один журналист, без гостей, без экспертов в студии. Цитируя Алексея Алексеевича: «Один со всем миром». Ведущий общается со слушателями наедине и со всеми возможными вызвонами: например, делает включения корреспондента с улицы или из бара. Как ни крути, но эфир-то в ночь с «тяпницы» на субботу, грех не поиграть с этим.
До прямого ночного эфира в этих же слота были повторы дневных передач, записи эфиров и музыкальные часы. Аудиторию «до» и «после» запуска ночного эфира можно сравнить ниже по данным TNS Gallup.
Перевожу на русский язык. Если весной 2011 года ночной эфир «Эха Москвы» слушало 20,09 тысячи человек каждые 15 минут с долей 4,4 (при доле «Радио Шансон» 11,7), то уже зимой 2014–2015 годов — 48,9 тыс человек каждые 15 минут с долей 10,6.
Ночной эфир со вторника на среду осенью 2014 года слушало и того меньше: 12,9 тысячи человек каждые 15 минут с долей 4,3. Уже зимой цифры выросли до 30,1 тысячи человек каждые 15 минут с долей 8,2.
СпецификаНочной сегмент эфира отличается от утреннего, дневного и вечернего своей атмосферой. Слушатели более разговорчивы, им хочется делиться своими историями, им не с кем поговорить, они не спят, нужно чем-то занять свое время.
В отличие от дневных эфиров, ночной слушают не в пол-уха, пока едут в машине, и не фоном, пока занимаются домашними делами. Ночь сама по себе располагает к тому, чтобы забыть про проблемы, поболтать, послушать других, рассказать и поделиться. Ночь расслабляет, тем более если ты находишься по другую сторону телефона: тебя никто не видит. Можно фантазировать, жаловаться и врать. Куда уж больше раздолья!
Считается, что эфир в ночное время слушают те, кто в это время работает: медработники, дальнобойщики, дежурные сотрудники. Но, как оказалось, ночью не спит никто. За то время, что мне удалось повести «Одну», позвонившими были в основным люди, которые ехали с работы, из тренажерного зала, сидели дома, вышли покурить или «тусили в падике». Мне уже даже хотелось, чтобы очередным позвонившим стал басоватый водила на дальние расстояния — зря что ли пугали?! Ан нет, ни одного.
В основном, звонили мужчины за 30, с семьей или в поисках любви, работой или в поисках себя, но всем охота поговорить. Реже звонили женщины за 40, с семьёй или счастливо одинокие, с работой или уже на пенсии: они были готовы рассказывать чуть меньше.
Каждый слушатель становился участником эфира. Задача журналиста — не только включить или выключить микрофон позвонившего. Он должен сделать историю живой, придать объём человеку и его проблеме. К тому же, кроме как на аудиторию, журналисту расчитывать больше не на кого.
Изначально хотелось выбирать темы, которую можно обсудить абсолютно со всеми: образование, работа, чувства, истории любви и путешествия. Но постепенно в некоторых частях ночного эфира появились и нишевые форматы: например, обсуждение музыки, сериала или фильма.
Ночной эфир — это всё, что угодно, всё, о чем можно говорить. И споры, обсуждения, и монологи, и слёзы, и пьяные разговоры по душам, и даже психологические консультации между позвонившими радиослушателями и журналистом.
Это огромный пласт работы, в который мы (не) верили, но очень хотели попробовать. И который мы смогли плотно и успешно, о чём говорят цифры, отработать за год.
Вспомнить эту теорию мне пришлось совсем недавно при переформатировании эфирной сетки «Эха Москвы». Очередным вызовом для нас стало появление ночного эфира, зачинщиком которого стал главный редактор.
Мало того, что о сумасбродности Венедиктова ходят легенды, так ещё и 25 лет — нужно же чем-то опять козырнуть. Да козырнуть так, чтобы остальные завидовали. Ведь ни у одной российской радиостанции подобного ещё не было. «Слямзывать» пришлось у зарубежных коллег, о которых ниже.
В мировой практике За рубежом всё просто и понятно. Есть ночной эфир, есть чудесный журналист, который может и публику развлечь, и выдержать двух-трёхчасовой эфир с болтовней, песнями и плясками. Которому слушатель будет доверять, с которым захотят разговаривать и делиться самым сокровенным.
Например, Up All Night — это английская программа на BBC Radio 5 Live. Издание The Washington Post однажды назвало данную программу лучшей ночной во всем мире. В эфире обсуждаются различные новости, начиная от музыки и видеоигр, заканчивая новостями из мира науки и политики. Ведущие: Род Шарп (понедельник — среда), Дотан Адебайо (четверг — воскресенье).
Coat to Coast AM — американо-канадское шоу, в котором обсуждаются теории заговоров и паранормальные явления. Построено в формате длинных разговоров и звонков слушателей. Ведущие: Джордж Нури и Джордж Кнэп.
Late Night Live — австралийское радио, в котором обсуждается «всё интересное», как говорит основатель: теология, философия, политика, искусство, наука, археология, местные новости. Ведущий: Филипп Адамс.
Red Eye Radio — ежедневная ночная радиопрограмма, выходящая в США и освещающая последние новости. Формат передачи — разговорный. Ведущие: Гэри Макнамара и Эрик Харли.
Late Night Talk — ночная разговорная радиопрограмма, выходившая в Ирландии с 2003 по 2014 года. Ведущий: Мюрэнн О«Коннел.
У нас всё, конечно, было не так просто и красочно, как у зарубежных коллег. Ведь, по логике, на новый, экспериментальный и совершенно неизвестный эфир нужно сажать человека профессионального. А это значит, что его придется снимать с других рейтинговых передач. Да, ещё нужно быть уверенным, что снимаешь ты его не напрасно.
ЭкспериментИдея ночного разговорного эфира появилась год назад. «Ночной» — это с 20:00 до 06:00. Тогда в неё никто не верил. Плющев, которому Венедиктов доверил вести целых два слота (ночь с пятницы на субботу, ночь с субботу на воскресенье, по три часа), думаю, долго мысленно крутил пальцем у виска. Хотя из-за природной воспитанности вслух ничего не сказал, только беспрекословно подчинился. Так появился «Один».
Эксперимент, который мы начали год назад, удачно стартовал, прочно засел уже не в двух слотах, а в трёх. Глядишь, скоро и четвёртый появится.
«Один» или «одИн» (или женский вариант «Одна» или «однА») — это один журналист, без гостей, без экспертов в студии. Цитируя Алексея Алексеевича: «Один со всем миром». Ведущий общается со слушателями наедине и со всеми возможными вызвонами: например, делает включения корреспондента с улицы или из бара. Как ни крути, но эфир-то в ночь с «тяпницы» на субботу, грех не поиграть с этим.
До прямого ночного эфира в этих же слота были повторы дневных передач, записи эфиров и музыкальные часы. Аудиторию «до» и «после» запуска ночного эфира можно сравнить ниже по данным TNS Gallup.
Перевожу на русский язык. Если весной 2011 года ночной эфир «Эха Москвы» слушало 20,09 тысячи человек каждые 15 минут с долей 4,4 (при доле «Радио Шансон» 11,7), то уже зимой 2014–2015 годов — 48,9 тыс человек каждые 15 минут с долей 10,6.
Ночной эфир со вторника на среду осенью 2014 года слушало и того меньше: 12,9 тысячи человек каждые 15 минут с долей 4,3. Уже зимой цифры выросли до 30,1 тысячи человек каждые 15 минут с долей 8,2.
СпецификаНочной сегмент эфира отличается от утреннего, дневного и вечернего своей атмосферой. Слушатели более разговорчивы, им хочется делиться своими историями, им не с кем поговорить, они не спят, нужно чем-то занять свое время.
В отличие от дневных эфиров, ночной слушают не в пол-уха, пока едут в машине, и не фоном, пока занимаются домашними делами. Ночь сама по себе располагает к тому, чтобы забыть про проблемы, поболтать, послушать других, рассказать и поделиться. Ночь расслабляет, тем более если ты находишься по другую сторону телефона: тебя никто не видит. Можно фантазировать, жаловаться и врать. Куда уж больше раздолья!
Считается, что эфир в ночное время слушают те, кто в это время работает: медработники, дальнобойщики, дежурные сотрудники. Но, как оказалось, ночью не спит никто. За то время, что мне удалось повести «Одну», позвонившими были в основным люди, которые ехали с работы, из тренажерного зала, сидели дома, вышли покурить или «тусили в падике». Мне уже даже хотелось, чтобы очередным позвонившим стал басоватый водила на дальние расстояния — зря что ли пугали?! Ан нет, ни одного.
В основном, звонили мужчины за 30, с семьей или в поисках любви, работой или в поисках себя, но всем охота поговорить. Реже звонили женщины за 40, с семьёй или счастливо одинокие, с работой или уже на пенсии: они были готовы рассказывать чуть меньше.
Каждый слушатель становился участником эфира. Задача журналиста — не только включить или выключить микрофон позвонившего. Он должен сделать историю живой, придать объём человеку и его проблеме. К тому же, кроме как на аудиторию, журналисту расчитывать больше не на кого.
Изначально хотелось выбирать темы, которую можно обсудить абсолютно со всеми: образование, работа, чувства, истории любви и путешествия. Но постепенно в некоторых частях ночного эфира появились и нишевые форматы: например, обсуждение музыки, сериала или фильма.
Ночной эфир — это всё, что угодно, всё, о чем можно говорить. И споры, обсуждения, и монологи, и слёзы, и пьяные разговоры по душам, и даже психологические консультации между позвонившими радиослушателями и журналистом.
Это огромный пласт работы, в который мы (не) верили, но очень хотели попробовать. И который мы смогли плотно и успешно, о чём говорят цифры, отработать за год.
Ещё новости по теме:
18:20