Терзич: Цель Сербии – стать членом ЕС, но на санкции против РФ мы не пойдём

Вторник, 3 февраля 2015 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

С. АНДРЕЕВСКАЯ: Программа «За рубежами» начинается. У нас сегодня в гостях посол Сербии в России Славенко Терзич. Славенко, добрый день.
 
С. ТЕРЗИЧ: Добрый день! Спасибо за приглашение!
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: Спасибо, что пришли. Начнём с главного. В последние месяцы становится главной ситуация на Украине и Ваше председательство в ОБСЕ, которое началось 1 января. Уже сделано несколько заявлений, ОБСЕ надеялось на лёгкое урегулирование украинского конфликта – сказал министр иностранных дел страны, вот такая новость появилась. Надеялись, не получится по-Вашему?
 
С. ТЕРЗИЧ: Мы считаем, что наше председательство для нас, с одной стороны, большая честь и уважение, но, с другой стороны, это не такая простая вещь. Сегодня, к сожалению, много таких конфликтов и в Европе, и в Азии. Мы не ожидаем, что Сербия или ОБСЕ во главе нашего председательства может это решить, но всё равно Сербия будет стараться на сколько это возможно урегулировать конфликт беспристрастно, объективно и корректно.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: Каким образом это можно сделать сейчас?
 
С. ТЕРЗИЧ: Мне кажется, это можно сделать диалогом.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: Вы верите ещё в переговоры?
 
С. ТЕРЗИЧ: Есть минский договор, наш министр несколько раз заявил, что нужно срочно прекратить военные действия и вернуться к принципам минского договора. Как вы видите, это всё не происходит просто. Как мне кажется, нет другого выхода, кроме разговоров и диалога. Вы видели, что минская встреча не получилась, но единственный результат может быть, когда правительство в Киеве будет разговаривать с представителем юго-востока, потому что это всё равно равноправные жители Украины, и только в их диалоге может быть найдено разумное решение проблемы. Могут помогать ОБСЕ, в Украине находится наблюдатель ОБСЕ. Они давали некое заявление, но всё равно диалог внутренний не может заменить никакая другая организация. ОБСЕ помогает, мы, Сербия, будем стараться, чтобы диалог начался как можно раньше, чтобы события происходили без жертв. Но считаем, с другой стороны, что это не локальный конфликт, есть и другие игроки на международной арене, и это столкновение имеет более широкую международную деменцию.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: Каким образом ещё её можно урегулировать? Ваше заявление и министр иностранных дел Сербии тоже заявил. Может быть, Вы уже писали куда-то? Как это можно сделать? Никаких результатов нет, а хочется понять, что же они хотят, что нужно сделать, чтобы к этому диалогу прийти?
 
С. ТЕРЗИЧ: Если бы у меня был рецепт, я бы его сразу сказал. Я историк по образованию, и каждый конфликт имеет более глубокие исторические корни. Надо понимать ситуацию на Украине, уважать мнение правительства Киева и представителей юго-востока. Существуют разные предложения. Насколько я знаю, даже Россия признаёт территории Украины, но считает, что в рамках Украины нужно найти решение этой проблемы. У меня нет своих предложений, но знаю, что есть предложения децентрализации или федерализации Украины. Всё это нужно решать в диалоге обеих стран. Вмешательство извне, если оно доброжелательно, может помочь диалогу, но надо избегать вмешательств, которые могут породить более жестокие и кровавые конфликты.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: На Украине тоже надеются, что Сербия поможет урегулировать конфликт. Как у Вас, Белграда, складываются отношения с Киевом?
 
С. ТЕРЗИЧ: Я посол в Москве, у нас есть посольство в Киеве, оно наблюдает за ситуацией. Насколько я знаю, у нас корректные отношения, многие даже считают, что у Сербии есть возможность, потому что у неё хорошие отношения с Москвой и Киевом. Мы заинтересованы, чтобы между славянами не было таких кровавых событий. Но, к сожалению, в истории было много войн. Надо как можно быстрее урегулировать эту ситуацию. Существуют некоторые страны, которые смотрят на этот вопрос с более широких геополитических аспектов. Вы помните книгу Збигнева Бжезинского «Великая шахматная доска». Такого типа размышления могут только разжигать. Европе, Евросоюзу, Сербии, Москве и Украине нужно спокойствие, мир, диалог. И Россия страдает от санкций, Украина пострадала от войны, и нет никакой альтернативы диалогу воюющих стран.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: А Сербия сохраняет позицию против антироссийских санкций?
 
С. ТЕРЗИЧ: Я много раз это заявлял. Нам премьер-министр Александр Вучич и президент Томислав Николич много раз повторяли, Сербия не присоединилась к санкциям против России и не собирается. Мы объясняли свою позицию.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: А давление оказывается на Вас?
 
С. ТЕРЗИЧ: Прямого давления меньше, чем косвенного. Намекают, что мы должны, как кандидаты в Евросоюз, свою позицию политическую согласовать с Евросоюзом. Но на сегодняшний день и на следующие годы мы не рассматриваем присоединение к санкциям против России. Здесь много причин.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: Наткнулась на такую удивительную статью – «Москвичи переезжают в сёла Сербии». Это правда?
 
С. ТЕРЗИЧ: Это правда. Я не могу точно сказать, сколько, но я слышал от друзей, знаю случай, что архитектор из Москвы с женой, которая тоже высокообразованная, недалеко от Врнячка Бани, там город Кралево, купили небольшой участок и занимаются сельским хозяйством.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: Как раз про Врнячко Бани, об этом регионе и говорят в статье.
 
С. ТЕРЗИЧ: Там несколько причин. На первом месте – доброжелательная православная страна, богатая сельскохозяйственной продукцией, цены по сравнению с российскими ниже. Она небольшая. Если хотите, можно быстро добраться до других городов. Много лечебных курортов, как Врнячко Баня – Рыбарская Баня. Если занимаетесь охотой, не надо ехать на Камчатку – развит охотничий туризм и паломничество. Недалеко от Врнячко Баня много монастырей, один из самых старых – монастырь Жича. Там первая фреска Николая II, и там же была столица первой сербской архиепископии. Есть много причин духовных, культурных, материальных. Сербия богата овощами и фруктами. Горная река Ибар рядом. Много условий для нормальной спокойной жизни.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: Пишут, как раз о Врнячке Бане, что там можно купить дом с землей за 15 тысяч евро.
 
С. ТЕРЗИЧ: Это точно.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: И сменить беспокойную жизнь в Москве на спокойную и тихую в Сербии. Туда переезжают, покупают землю. Одна из наших соотечественниц рассказала изданию, что уже посадили 130 саженцев сливы, айву, абрикосы, хотят сделать сербскую ракию – русским она очень нравится. Увеличение идёт? Больше русских переезжают в последнее время?
 
С. ТЕРЗИЧ: Я здесь как посол два года. В 2012 году было где-то 30 тысяч русских туристов. Мне кажется, уже в прошлом году было 60-70 тысяч туристов. Мы делаем всё, чтобы русских туристов было больше, не только тех, кто покупает землю.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: Местное население не против?
 
С. ТЕРЗИЧ: Они их принимают очень сердечно, по-братски.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: Создаются русские общины, коллективы, сплачиваются. Местных жителей это напрягает.
 
С. ТЕРЗИЧ: Нет, негатива нет. Исторически Сербия и Россия всегда были союзниками, никаких исторических и современных таких вопросов нет. Близкое происхождение, культура, одинаковая религия. Не знаю сколько, но достаточно много русских приезжают и покупают землю. Я знаю здесь одну высокопоставленную москвичку, её муж покупал дом в маленьком городке недалеко от Нови-сада. Её муж почти постоянно живёт там. Мне кажется, Сербия открыта, доброжелательна к русским. В конце мая этого года мы организуем вместе с Министерством культуры Российской Федерации культурно-туристический форум в Белграде. Большая делегация людей из Москвы. Он будет два дня проходить. Туроператоры познакомятся с потенциалом Сербии, мы будем рады представить свои возможности: и курорты, и горы, и паломничество, и охотничий туризм. Это будет первая такая хорошо организованная встреча на этом уровне. Уже 50 лет у нас проходит большая сельскохозяйственная ярмарка в Нови-саде, в этом году она тоже будет, и Россия в этом году будет страна-гость. Это особое место, где она будет презентовать свою продукцию, свои возможности. Это почётно. Уже 60 лет проходит книжная ярмарка, и в конце октября этого года будет, возможно, это одна из самых больших в Европе. Россия тоже будет страной-гостем этой ярмарки. В прошлом году это был Китай. Россия будет презентовать свою литературу, писателей, свой культурный потенциал. Это будет особое культурное событие. Всё это будет ещё одним шагом на пути к знакомству сербского и русского народа.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: Слушатель меня поправляет. К послу не обращаются по имени – только господин посол. Как мне к Вам обращаться?
 
С. ТЕРЗИЧ: Все равно, можно по имени.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: Александр спрашивает, хотите ли Вы ещё в Евросоюз или нет выбора? «Просто, как мне видится, из-за России у Вас не было выбора, как у страны, проигравшей войну? Но теперь ведь уже по Прибалтике да и по Греции можно судить, что ничего хорошего Евросоюз не приносит. Вы всё ещё идёте в ЕС?»
 
С. ТЕРЗИЧ: Да, переговоры идут. Наше правительство собирается стать членом Евросоюза. Переговоры непростые, но они идут. Это стратегическая цель нашего правительства. А что будет с Евросоюзом – это тоже вопрос, о котором я не могу говорить, что будет через пять-десять лет. На данный момент ведутся переговоры о вступлении в Евросоюз.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: Слушательница пишет: «Подруга живёт в Сербии, рассказывает, что такое хорошее отношение к русским её поражает. Если сербы слышат русскую речь, радуются, помогут, подскажут, пропустят без очереди в магазине».
 
С. ТЕРЗИЧ: Я могу это подтвердить, абсолютно точно.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: Дмитрий нам пишет: «Приятно, что сербы помнят добро». Здравствуйте, как Вас зовут?
 
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. У меня вопрос к господину послу. Мы за последнее время довольно много наблюдали беспредел западных спецслужб по захвату, похищению людей, которые находятся в поездках за границу. Может ли Сербия полностью гарантировать российским туристам, что таких инцидентов не будет? По возможности подробнее ответьте, пожалуйста, на этот вопрос. Спасибо.
 
С. ТЕРЗИЧ: Спасибо, это интересный вопрос. Сербия – независимая суверенная страна, и, насколько я в курсе, она абсолютно может гарантировать свободное проживание и пребывание в Сербии. Таких случаев в Сербии не было, и я считаю, что и не будет.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: Давайте ещё один звонок примем. Здравствуйте.
 
СЛУШАТЕЛЬ: Господин посол, как Сербия оценивает события бомбардировки Югославии в 1999 году?
 
С. ТЕРЗИЧ: Сербия была жертвой этой бомбардировки. Это была агрессия союза НАТО на одно суверенное независимое государство. Тогда оно называлась Союзная Республика Югославия – это было государство Сербии и Черногории. Хотя бомбардировки были, прежде всего, по Сербии. Сербский народ помнит это ужасное преступление, и как его результат произошло насильственное отделение части нашей территории Косово и Метохии. Мы до сих пор считаем их частью Сербии и ни одно правительство, ни один президент, мне кажется, никогда не подпишут акт о независимости в своей стране.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: Сегодня появилось сообщение о том, что увеличились поставки овощей и фруктов с этикеткой «Сделано в Сербии». Но просят наше ведомство проверить, уделить особое внимание. Как обстоят дела сейчас с учётом санкций, как складываются экономические отношения России и Сербии?
 
С. ТЕРЗИЧ: Они развиваются, но не в том объёме, как мы бы хотели, и как это было бы возможно.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: А что тормозит?
 
С. ТЕРЗИЧ: Разные причины. Объём нашей торговли увеличился. По данным нашей Торгово-промышленной палаты в прошлом году составил 3,4 млрд долларов. Это мало. Торговля овощами и фруктами увеличилась на 66%. Это хорошо, это где-то объём 307 млн долларов. Яблоки, например. Процент экспорта яблок в Россию увеличился на 80%. Абрикосы, сливы, ягоды, кукуруза.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: А молочная продукция? Мясо?
 
С. ТЕРЗИЧ: Молочная тоже. Свинина, говядина – увеличился объём. В прошлом году объём свинины и говядины, и изделий из них был 63 млн долларов, разные сорта сыра – более 28 млн долларов. Также лекарства и некоторые другие материалы. Мне кажется, есть на то несколько причин. На первом месте – достаточно строгий режим Россельхознадзора. Мы стараемся это учитывать. С другой стороны, Сербия очень пострадала экономически после санкций в 90-х годах, после 2000 года, когда у нас была приватизация, и очень много заводов наших было уничтожено. Поэтому потенциал экспорта не такого объёма. Мы готовимся к ним вернуться, увеличить объём овощей, фруктов, мяса. Мы считаем, что в следующие годы этот объём будет увеличиваться. Поэтому на данный момент мы не можем быть довольны. Но в Сербии достаточно большой дефицит. Если наш экспорт в Россию составил 1,32 млрд долларов, то импорт из России – где-то 2 млрд долларов. От этого импорта нашего из России 75% – это газ и нефть. Поэтому надо сделать всё, и мы очень заинтересованы, чтобы экспорт из Сербии продуктов увеличивался. Есть возможности, с нашей стороны должно быть лучше всё организовано.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: Здравствуйте, как Вас зовут?
 
СЛУШАТЕЛЬ: Анатолий, Балашиха. Я всегда слушаю ваше радио, приветствую Вас и Вашего гостя. Сейчас в Донецкой республике воюют сербские добровольцы, и их начали преследовать у себя на родине. С чем это связано?
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: Откуда у вас эта информация?
 
СЛУШАТЕЛЬ: Информация точная у меня, я интересуюсь этим вопросом.
 
С. ТЕРЗИЧ: Да, я тоже читал об этом. Это идёт по частным, личным связям. Государство Сербия к организации этого не имеет никакого отношения. У нас принят закон, но это не имеет прямого отношения к Донбассу, больше добровольцев идут из Косово и некоторых мусульманских районов Сербии на ближний Восток – в Сирию, в исламские государства, в другие районы, где воюют. Это относится ко всем добровольцам, которые воюют за иностранные государства. А большинство этих добровольцев – это мусульмане из Косово и Метохии, которые воюют на ближнем Востоке.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: Сербская радикальная партия передала в республиканский парламент подписи с требованием отставки президента Сербии Томислава Николича. Они говорят, что не надеются на рассмотрение этой инициативы, но президент, по их мнению, нарушил конституцию, приняв Брюссельское соглашение между Белградом и Приштиной. В Приштине прошёл многотысячный митинг, там есть пострадавшие. Насколько весома радикальная партия в Сербии?
 
С. ТЕРЗИЧ: Радикальная партия когда-то была очень сильной, имела большинство голосов в парламенте. На последних выборах она не вошла в парламент, развалилась. Вучич и Николич в своё время тоже были членами радикальной партии, сейчас у них своя партия – Сербская прогрессивная. У них другая программа и цели. Сербия демократична, каждая партия имеет право поднимать вопросы, которые считают важными. Я не ожидаю никакого последствия.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: Что касается Приштины. Косовские албанцы вышли на митинг, они против того, что назначили одним из министров этнического серба. Такие митинги периодически происходят, мы о них просто не знаем или за последнее время это первый раз?
 
С. ТЕРЗИЧ: Это часто происходит. Косово и Метохия – это не признанные государства, которые формировались как последствия агрессии НАТО на Сербию. Сербский народ и другие албанские народы почти не имеют никаких прав.
 
С. АНДРЕЕВСКАЯ: Это большая тема для отдельного разговора, у нас подходит время к концу, продолжим в следующий раз. Спасибо ещё раз, что пришли.
 
С. ТЕРЗИЧ: Спасибо.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 1147
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003