Золото готовится к инфляции?
В понедельник физические запасы золота у крупнейшего в мире фонда SPDR Gold Trust достигли максимальной отметки за все время его существования — 1340,5 тонны. За последние четыре недели активы фонда выросли почти на 47 тонн — это максимальный месячный прирост с ноября прошлого года. Тогда фонду удалось нарастить активы на 55 тонн. По данным Bloomberg, активы под управлением всех ETF-фондов, инвестирующих в золото, выросли за прошедший месяц на 95 тонн и достигли нового рекорда — 2565 тонн. Это больше, чем золотые запасы Франции или Италии, занимающих четвертое и пятое места в мире среди центральных банков. При этом цены на золото остаются вблизи годовых максимумов — около $1780 за унцию. К настоящему времени, по оценке директора отдела биржевых продуктов Saxo Bank Оле Слота Хэнсена, чистая длинная позиция хедж-фондов и других инвесторов, использующих кредитное плечо, через фьючерсы на золото достигла 730 тонн, что на 210 тонн больше показателя четырехнедельной давности.
Росту популярности золота в глазах инвесторов способствовали действия финансовых регуляторов по насыщению национальных экономик деньгами для борьбы с финансовым кризисом. Европейский ЦБ, Федеральная резервная система США, Банк Японии, Резервный банк Австралии — с середины сентября с интервалом в неделю эти банки принимали решения о смягчении денежно-кредитной политики. По словам партнера UFG Wealth Management Оксаны Кучуры, долговой кризис в Европе, закончившийся фактической монетизацией долгов пострадавших стран и очередным вливанием ликвидности, разбудил опасения относительно надежности бумажных валют. "Многие инвесторы опасаются, что волны монетарных стимулов рано или поздно выльются в глобальную инфляцию, от которой уже сейчас ищут защиту",— отмечает аналитик "Альфа-Капитала" Дмитрий Чернядьев.
В условиях, когда в экономике избыточное денежное предложение, а реальные процентные ставки имеют отрицательное значение, инвесторы пытаются убежать в защитные инструменты, которыми традиционно выступают сырьевые активы, отмечает портфельный управляющий УК "Тройка Диалог" Юрий Караван. Для инвестиционных целей золото подходит лучше других товаров, поскольку имеет меньшие издержки хранения и высокую ликвидность. Ограниченное применение золота в промышленности позволяет использовать его в качестве инструмента защиты от глобальной рецессии, отмечает портфельный управляющий "Ренессанс Управление активами" Дмитрий Михайлов.
Центральные банки поддерживают котировки золота не только мягкой монетарной политикой, но и прямыми покупками. "В условиях, когда волатильность валютных курсов высока, а доходности по инструментам, в которые инвестированы резервы, находятся на минимумах, золото является идеальным кандидатом для диверсификации вложений",— отмечает Дмитрий Чернядьев. При этом основными потребителями становятся центральные банки развивающихся стран, доля металла в резервах которых очень мала. Так, доля золота в резервах европейских стран превышает 70%. Между тем в начале года доля драгметалла в международных резервах Турции не превышала 11%, а у России была менее 9%. По данным Всемирного банка, объем золота в международных резервах центральных банков за первое полугодие вырос на 155 тонн, до 31,4тыс. тонн. Треть прироста пришлась на резервы Турции, объем золота в которых вырос с 195 до 244 тонн. Второе место по темпам увеличения запасов золота занял ЦБ Филиппин, который за полугодие приобрел 35,3 тонны металла, доведя свои запасы до 194,5 тонны. Замыкает тройку лидеров ЦБ России, нарастивший запасы золота на 35 тонн, до 918 тонн.
В ближайшее время золото сохранит роль защитного актива. "Пока на горизонте серьезно маячит призрак инфляции и учетные ставки остаются на беспрецедентно низких уровнях, сохраняются необходимые условия для новой золотой лихорадки",— считает госпожа Кучура. При этом лихорадка будет усиливаться по мере поступления на рынки ликвидности от центральных банков. По оценке Дмитрия Чернядьева, до конца года цены на золото могут вырасти до $1920 за унцию.