Казахстанский толлинг невозможен на китайских НПЗ
Казахстан торгуется с Россией из-за условий поставок топлива. Астана угрожает начать толлинговую переработку нефти в Китае, тем самым пытается выторговать лучшие условия для сделки с Россией «топливо в обмен на нефть».
Высококачественный бензин Казахстан импортирует из России. Но 4 октября 2012 года вице-министр нефти и газа Казахстана Б. Акчулаков заявил в Алматы, что казахстанские нефтедобывающие компании уже в текущем году смогут приступить к поставкам нефти для переработки в Китае по толлинговой схеме.
Эта схема реализцется в рамках специально принятого закону, по которому толлинговая переработка (когда продукты переработки полностью возвращаются в страну-поставщика сырья) нефти за рубежом облагаются низкими налогами, будто бы переработка идёт на казахстанском заводе.
Объём толлинговых операций, будет соответствовать объёмам дефицита нефтепродуктов в Казахстане – в районе 1 - 1,5 млн тонн. По предположениям, толлинговая переработка нефти в Китае поможет снизить зависимость Казахстана от российских поставок топлива.
О возможности такой давальческой переработки нефти в Китае ещё год назад говорил министр нефти и газа Казахстана С. Мынбаев. Дело в том, что оборудование всех трёх казахстанских НПЗ устарело, но они не могут выбрать между модернизацией существующих мощностей и строительством нового, четвёртого в республике НПЗ. Проблема в том, что строить новый НПЗ планируют не раньше 2020 года, уточнял С. Мынбаев.
Модернизация существующих установок тоже задерживается. Например, разработка технико-экономического обоснования обновления установки каталитического крекинга на Шымкентском НПЗ для повышения качества топлива до уровня «Евро-3» начнётся только в 2014 году. Сейчас в Казахстане строятся мини-НПЗ, но качество получаемого там топлива очень низкое.
Что же стало причиной форсирования Казахстаном толлинга нефти в Китае? Скорее всего, проблемы в переговорах с российскими министерствами о деталях беспошлинной поставки нефти и нефтепродуктов в границах Таможенного союза. Согласно подписанному 19 сентября в Павлодаре соглашению, Россия будет беспошлинно поставлять в Казахстан нефтепродукты, а Казахстан компенсирует России выпадающие доходы бюджета за счёт встречных поставок своей нефти. Речь там идёт о получении как раз 1 - 1,5 млн тонн казахстанской нефти, говорил в июне министр энергетики России Александр Новак. И это как раз тот объём, который Астана теперь грозится отправить на переработку в Китай на НПЗ Душаньцзы. Комплекс расположен недалеко от границы с Казахстаном и технологически ориентированный на переработку казахстанской нефти.
На самом деле, толлинговая переработка казахстанской нефти в Китае возможна на словах. Экономически это затея бессмысленна. Ведь в Китай нефть ещё можно будет доставить по тысячекилометровому нефтепроводу Атасу-Алашанькоу, но возвращать топливо обратно придётся бензовозами, потому что железной дороги в Китай нет. Так что такая логистика сделает бензин золотым.
И по полит соображениям Астана на толлинг вряд ли пойдёт. Китайские НПЗ недогружены, так как казахи сорвали увеличение поставок нефти по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу. В результате в Китае не хватает топлива, поэтому если из Казахстана в Китай пойдет дополнительная нефть, у Пекина нет никаких оснований возвращать ее в виде бензина в Казахстан.
Чтобы как-то выполнять свои обещания перед Пекином, Астана решилась с октября вдвое снизить тариф на прокачку российской нефти по нефтепроводу до китайского Алашанькоу. Но из этой затеи ничего не вышло, так как возвращать экспортную пошлину на реэкспортируемую в Китай российскую нефть Астана не соглашалась.
Впрочем, было бы наивно ожидать, что Пекин оставит попытки увеличить поставки российской и казахстанской нефти по нефтепроводам ВСТО и Атасу-Алашанькоу. В СМИ регулярно появляются статьи «экспертов», которые разными способами пытаются обосновать выгодность увеличения поставок российской нефти в Китай по сравнению с продажей ее в порту Козьмино и на европейский рынок. Например, в информационное поле усиленно внедряется тезис о нехватки нефти в Восточной Сибири для заполнения ВСТО-2.