Газпром и Total поборются за участие в Левиафане
Израиль видит Газпром одним из самых серьезных претендентов на участие в разработке крупнейшего месторождения средиземноморского шельфа.
Однако французская Total имеет шансов ни чуть не меньше.
Правда, вполне вероятно, что в СП могут войти сразу обе компании.
До этого, Газпромпроявлял повышенный интерес к проекту - российская компания начала вести переговоры по вхождению в проект с марта 2012 г.
Причём интерес объяснялся не только недавно открытым месторождением в Израиле, но и его постоянно увеличивающимися запасами.
Левиафан - крупнейшее из обнаруженных в 2000-е годы газовое месторождение в мире.
Левиафан был открыт в 2010 году и, по предварительным данным, содержит 453 млрд м3 газа.
Добыча на нем должна начаться в 2016 г.
Израильская Delek Energy, контролируемая бизнесменом Ицхаком Тшувой, сообщила, что достигла прогресса в привлечении новых инвесторов для разработки месторождения Левиафан.
Самыми серьезными претендентами на вхождение в проект сейчас являются российский Газпром и французская Total.
Проект уже курирует совместное израильско-американское предприятие.
Оператором месторождения является американская Noble Energy с долей 39,66%, дочерние компании израильской Delek Energy – Delek Drilling и Avner Oil владеют по 22,67% в проекте, еще 15% принадлежит израильской Ratio Oil Exploration.
Однако серьезный иностранный инвестор, который сможет не только обеспечить финансирование проекта, но и окажется опытным игроком на рынке СПГ, израильско-американскому СП просто необходим.
Большую часть добытого газа планируется направлять на экспорт.
Участие в месторождении Левиафан позволит Газпрому не допустить конкуренции на важном для него южноевропейском рынке в случае начала экспорта газа.
Левиафан рассматривает с Газпромом рассматривали 3 варианта сотрудничества:
Согласно 1-му, Газпром станет партнером в консорциуме по разработке месторождения.
2-й вариант – российская монополия будет закупать газ, добываемый на Левиафане, для дальнейшей поставки в страны Средиземноморья и Дальнего Востока.
3-й вариант представляет собой комбинацию первых 2-х – то есть партнерство в консорциуме по разработке месторождения с предварительной закупкой газа.
Аналитики утверждают, что, скорее всего миноритарное участие в проекте Газпром не устроит, и речь вероятнее всего идёт о 25% пакете.
Помимо Израиля и Кипра, на Левиафан претендует и Турция. Теперь в конфликт, помимо Израиля, Ливана, Кипра и Турции, вступает и Греция.
И во всей этой гонке каждая сторона имеет как экономические, так и политические интересы.
Турция, например, открыто выступает в защиту интересов частично признанного Северного Кипра, Греция – на стороне Республики Кипр.
Более того, недавно свои права на месторождение предъявил Египет.
Парламентская комиссии по национальной безопасности Египта утверждает, что Израиль самовольно занял газовые месторождения, принадлежащие Египту.
А 17 августа 2012 г египетские парламентарии подняли вопрос о подаче в Совбез ООН соответствующей жалобы.