Курс интенсивной терапии
«Эксперт Сибирь» №47 (312) Сергей Чернышов
Восточно-Сибирский завод металлоконструкций возобновил свою работу, став фактически государственным предприятием. Теперь он будет развиваться на перспективных рынках под контролем правительства Красноярского края
До конца ноября в правительство Красноярского края будет представлен план по спасению ВСМК
Прошлая неделя для Восточно-Сибирского завода металлоконструкций (ВСМК, расположен в Назарове Красноярского края) стала необычной. После долгого перерыва на предприятии было запущено производство, а 18 ноября завершена выплата долгов по заработной плате — почти 10 млн рублей. «Спасителем» завода стало ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (КРЭК, компания со 100-процентным участием Красноярского края). Фактически ВСМК стал квазигосударственным предприятием. В течение месяца новый собственник обязался предоставить в правительство края планы по развитию своего нового актива, региональные власти обещают ему всяческую помощь. Таким образом, закончилась почти трехлетняя история вялотекущей реанимации умирающего завода. И стартовал этап интенсивной терапии. Дело государства
ВСМК — остаток от прежних ударных советских строек. Возведенный в 1973 году для обслуживания прежде всего строительства Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса (КАТЭК), после завершения мегапроекта завод оказался один на один с рынком и сконцентрировался на производстве ЛЭП. В 1993 году предприятие было акционировано, с тех пор доля государства в структуре собственности завода сокращалась. Последний блокпакет завода в размере 25,5% акций был продан Российским фондом федерального имущества в 2005 году — новым собственником стало ООО «Назаровский завод металлоконструкций». Первые иски о банкротстве были поданы в 2010 году, но окончательный удар по заводу нанес Сбербанк: к 2010 году предприятие задолжало ему 325 млн рублей. В июле 2011 года на ВСМК началась процедура наблюдения. К этому времени общая сумма долгов превышала 655 млн рублей (выручка по итогам I квартала 2011 года упала в 18 раз).
Тогда же министр промышленности и энергетики края Денис Пашков объявил, что новым собственником ВСМК станет КРЭК. Решение считалось вполне обоснованным — собственный производитель ЛЭП не помешал бы энергетической компании. В итоге получался этакий мини-холдинг с вертикальной интеграцией. Правда, уже тогда высказывались предположения, что актив берется государственной КРЭК для перепродажи. И даже если речь идет о самостоятельном развитии производства, необходимо искать инвестора, для которого этот бизнес — профильный.
В середине ноября ответы на все эти вопросы были получены. «Предприятие теперь фактически принадлежит государству», — сообщил во время визита на завод губернатор Красноярского края Лев Кузнецов. А министерство промышленности региона рапортовало, что уже в 2011 году завод обеспечен заказами на 200 млн рублей прежде всего от ЗАО «Ванкорнефть» и «Енисейтелеком». Кроме того, ожидаются заказы от предприятий, работающих на новых ударных стройках — в Нижнем Приангарье, на освоении Юрубчено-Тохомского месторождения, строительстве Богучанского алюминиевого завода.
Нельзя сказать, что столь радостные перспективы не имеют под собой оснований. «Даже несмотря на то что тарифы для сетевиков теперь значительно урезаны, инфраструктура будет возводиться, пусть и меньшими темпами», — констатирует аналитик «Инвесткафе» Георгий Воронков. Конкурентов у ВСМК в Сибири, по сути, только два — это Братский завод металлоконструкций и новосибирское НПО «Элсиб», которое анонсировало запуск производства опор в сентябре этого года (см. «Заработать на модернизации» в «Эксперте-Сибирь» № 38 за 2011 год). Ход конем
При этом у ВСМК есть и собственное уникальное конкурентное преимущество, правда, пока только перспективное. Речь идет о проекте завода горячего цинкования, о котором на ВСМК говорится как минимум с 2009 года. Сегодня все производители опор для оцинковки своей продукции возят ее в Свердловскую область (Верхняя Пышма) или Новосибирск. Новый завод в Назарово мог бы пропускать через себя порядка 40 тыс. тонн металла в год и занимать, таким образом, как минимум 2,2% российского рынка. Подсчеты руководства ВСМК показывают и короткий срок окупаемости проекта: при условии запуска производства в 2012 году уже в 2013-м предприятие должно показать чистую прибыль в 41,4 млн рублей, а в целом инвестиции могут вернуться за три года.
Загвоздка лишь одна — финансирование. Общая стоимость проекта порядка миллиарда рублей, из которых 70% должны составить заемные средства, которые ВСМК, понятно, пока никто не дает. В результате на площадку поставлено практически все оборудование, а строительство цехов по-прежнему не завершено. И здесь государство снова готово помочь. «Безусловно, этот проект с высокой инвестиционной составляющей имеет все шансы претендовать на различные виды поддержки», — пояснили «Эксперту-Сибирь» в министерстве промышленности и энергетики края.
Говорить о результатах такого подхода, по всей видимости, можно будет уже в начале следующего года. Но какой бы ни оказалась в итоге судьба ВСМК, эта история показывает, как может повлиять на состояние умирающего промышленного предприятия заинтересованность в его жизнедеятельности региональных властей.