Time: Нефтяная отрасль Ливии - не ждите быстрого восстановления

Вторник, 6 сентября 2011 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

В условиях, когда полковник Муаммар Каддафи практически побежден, перспективы для Ливии можно суммировать одним словом: нефть. Значительно отличаясь от ситуаций с революциями в Тунисе или Египте, или восстаниями в Йемене, Бахрейне или Сирии, в ливийской ситуации возможности новых лидеров страны (в том смысле, будут ли они выковывать новую демократию или будут вынуждены вести затяжные боевые действия) в значительной степени зависят от того, как им удастся вновь запустить работу нефтяного сектора, на долю которого приходится 95% доходов Ливии, и благодаря которому будет финансироваться практически каждая копейка ливийских государственных услуг.

Однако насколько легко нефтяной сектор сейчас способен собрать себя, что называется, по кусочкам, неясно. Если послушать Али Тархуни (Ali Tarhouni), министра финансов и нефти в повстанческом Переходном национальном совете (ПНС), это звучит весьма просто. На прошлой неделе он сказал CNN, что шестимесячная война, судя по всему, нанесла ущерб только «десяти процентам» нефтяной инфраструктуры, а также добавил, что он очень удивился, когда обнаружил, что силы Каддафи не взорвали и не сожгли ключевые объекты - такие, например, как нефтеперерабатывающий комплекс в Эз-Завии в тридцати милях к западу от Триполи - когда столкнулись с разрушительным поражением. Производство нефти в Ливии резко упало с началом революции в феврале, достигнув в прошлом месяце самого низкого уровня в 60 000 баррелей в день. Это просто капля в море по сравнению с уровнем в 1,6 миллиона баррелей в день, который наблюдался, например, в январе. Тархуни заявляет, что газопроводы начнут работу практически незамедлительно (хорошая новость для итальянцев, которые 25% своего газа получают из Ливии), а в течение четырех месяцев Ливия может довести объем производства нефти до 500 000 баррелей в день, а за год вернется к довоенным объемам.

Но оценки руководства повстанцев могут оказаться слишком оптимистичными - неудивительно, учитывая их крайне оптимистичный настрой после того, как им удалось сокрушить 42-летнюю диктатуру всего за шесть месяцев. В том, что касается производства нефти, реальность, как говорят аналитики, может оказаться гораздо более отрезвляющей, чем предполагает Тархуни. «Чтобы вернуться обратно на уровень производства в 1,6 миллиона баррелей в сутки, потребуется около трех лет», - говорит Росс Кэссиди (Ross Cassidy), нефтяной исследователь по Северной Африке в Wood Mackenzie, эдинбургской консалтинговой компании, занимающейся вопросами глобальной энергетики, которая недавно проводила анализ ливийского нефтяного месторождения. Работа по выкачиванию нефти на новых месторождениях в Сахаре на удаленном юго-западе Ливии действительно может начаться быстро. Однако около двух третей производства в стране поступает с гигантских месторождений вокруг бассейна Сирта в центре и на востоке страны, а там инженеры могут столкнуться с серьезными трудностями, говорит Кэссиди, даже не учитывая того факта, что вооруженные сторонники Каддафи по-прежнему отсиживаются в почти что средиземноморском городе Сирт. Так как большинство из этих месторождений разрабатываются с 1960-х годов, нефть на них нужно качать постоянно, с целью не допустить засорения труб. «Возраст некоторых из них насчитывает десятки лет, - говорит он. - В ходе шестимесячного перерыва в работе на этих месторождениях пластовое давление могло упасть, и нефтяные объекты могли засориться». Нефтяные компании, включая крупные итальянские, французские, американские и испанские фирмы, все поспешили покинуть Ливию вскоре после начала боевых действий в феврале.

На бумаге потенциал Ливии огромен - значительно превышает те уровни, которых достиг Каддафи. В стране имеется примерно 44 миллиарда баррелей подтвержденных нефтяных запасов, а нефтяная отрасль многие годы работала в режиме демонстрации результатов ниже возможных. В 1970 году, до того, как Каддафи возглавил свою «народную революцию», страна производила около 3 миллионов баррелей в день. Эти объемы снизились примерно вполовину, когда страна оказалась под действием международных санкций, из-за чего крупные американские компании вынуждены были покинуть Ливию, а многие другие замедлили работу, приспосабливаясь к медлительной и мистической бюрократии. Последние программы разведочных работ крупных нефтяных компаний оказались разочаровывающими. И также имеет место политическая головная боль. Даже после того как западные компании вернулись в Ливию в полную силу в 2004 году, Каддафи часто использовал свои договоренности с ними как способ давления на своих старых врагов. Когда мировые цены на нефть взлетели, Ливия потребовала еще больших процентов от прибылей, буквально-таки зажав их в тиски, что вызвало серьезное недовольство в этих компаниях, которые вынуждены были отдавать более 90% своих доходов режиму Каддафи, по сравнению с долей в примерно 70%, которую они отдают властям стран, работая в других государствах региона.

Пока ПНС будет решать вопросы с безопасностью страны, пытаться нанести поражение последним очагам сопротивления сил Каддафи и найти и поймать самого полковника, команда Тархуни может отложить переговоры по нефтяным контрактам на многие годы. Возьмите, например, Ирак: там власти ждали шесть лет после того, как режим Саддама Хусейна рухнул в 2003 году, прежде чем подписать первый новый нефтяной контракт. Совет заявил, что будет соблюдать действующие контракты, подписанные с крупными нефтяными компаниями, включая договоренности с ВР, ConocoPhillips, Marathon Oil и многими другими. Но они также настаивают на том, что ливийская нефтяная отрасль будет работать совсем по-другому, когда к власти придет новое правительство, и что они могут открыть дверь в этот сектор и для других игроков, таких как Китай или Малайзия. «Мы хотим покончить с темным и коррумпированным способом, которым Каддафи и его приспешники управляли нефтяным бизнесом, - заявил лондонский представитель ПНС Гума эль-Гаматы (Guma el-Gamaty) телеканалу al-Jazeera на прошлой неделе. - Контракты будут раздаваться по заслугам, по справедливости, а не из политических предпочтений».

Учитывая это, западным компаниям можно не ждать какого-то особого благоприятствования просто потому, что их страны играли ведущую роль в ливийской кампании НАТО. В Ираке, например, китайские энергетические компании подписали огромные контракты, несмотря на тот факт, что Китай выступал против возглавляемого американцами вторжения в страну, в рамках которого был свергнут Саддам Хусейн. «Китай ничего не поддерживал, но он пришел с деньгами и с заявками, - говорит Джулиан Ли (Julian Lee), старший аналитик Центра глобальных энергетических исследований (Center for Global Energy Studies) в Лондоне. - Когда речь идет о том, что повстанческие движения говорят в пылу битвы, это одно, а когда дело доходит до распределения контрактов в более спокойной атмосфере, все это становится предметом сложных и шумных коммерческих переговоров». С одной стороны, повстанцы обязаны странам Запада своей победой, но с другой, они слишком хорошо осведомлены о том, что те же самые западные страны, Британия, Франция и США, были глубоко вовлечены в обмен разведданными с Каддафи - в случае с Британией и США даже доходило до того, что разведслужбы этих стран способствовали выдаче противников режима Каддафи в Ливию, где их подвергали пыткам. «Ни у кого нет чистых рук», - говорит Ли.

Если новые лидеры Ливии последуют своему обещанию сделать нефтяной сектор прозрачным, эта североафриканская страна могут стать одним из немногих нефтяных государств, пошедших по такому пути. Договоренности и сделки нефтяных компаний с правительствами, как известно, туманны и непрозрачны. Новый американский закон, который должен вступить в силу в будущем году, впервые обяжет все нефтяные компании раскрывать детали своих контрактов с иностранными правительствами. Европейские политики обсуждают аналогичный закон. Активисты борьбы с коррупцией уверены, что в Ливии, как и во многих других странах, в нефтяных контрактах часто участвовали компании, которые платили большие бонусы за подписание контрактов, в условиях незначительной отчетности. Никто не знает, не исчезли ли деньги в карманах Каддафи и его ведущих сторонников.

Среди обычных ливийцев распространено мнение, что деньги действительно осели в вышеозначенных карманах, учитывая то изобилие, которые бойцы повстанцев обнаружили в многочисленных резиденциях Каддафи. «Одним из уроков арабской весны является восприятие людьми того, что их правители пускали не по назначению их фонды», - говорит Брендон О"Доннелл (Brendon O"Donnell), специализирующийся по Ливии исследователь из лондонской антикоррупционной группы Global Witness, которая недавно раскрыла информацию о том, что миллиарды долларов из ливийского фонда национального благосостояния были накоплены в западных банках. «Тут существует возможность сказать, что эта новая страна может возглавить движение в сторону новой эры экономической справедливости». И неважно, сколько баррелей выкачивается в день.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 1123
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003