Д. Хак. ВР намерена обжаловать законность проведения обыска в московском офисе компании
Это право ВР, и это нужно делать обязательно, хотя вряд ли принесет пользу компании.
ВР чувствует себя крайне неуверенно, потому что это не ее поле деятельности. Компания с мировым именем вынуждена оправдываться, обжаловать и тд. Уже только этот факт попадания в криминальную хронику существенно подорвет ее репутацию. Насколько на этом фоне лучше чувствует ExxonMobil – конкурент и раздражитель ВР, не так ли?
Сразу возникает версия глобального заговора, который теоретически имеет место быть. Цель – победа ExxonMobil в гонке за российский шельф и подавление конкурента. Время выбрано удачно. ВР после аварии в Мексиканском заливе и так потеряла много средств. Для скорейшего восстановления компания была вынуждена рисковать, закрывая глаза на некоторые опасности.
Конечно, перед сделкой с Роснефтью компания должна была тщательно просчитать возможные последствия. На Западе в свое время критически отнеслись к союзу Роснефти и ВР. Теоретически для Exxon Mobil все складывается хорошо, даже слишком.
Далее версия банальная - российская, тщательно спланированное рейдерство.
Если бы ВР просчитала риски, то увидела бы явную опасность со стороны ААР. Схема действий Альфа групп, входящей в ААР, - проста. На начальном этапе Альфа выжидает, давая партнеру «увязнуть» в проблеме. Маловероятно, что ААР не знала о переговорах ВР и Роснефти. С точки зрения западного менталитета странно, что ААР не обсудила проблему до принятия Соглашения о сотрудничестве ВР и Роснефти. Для российской ментальности – это не странно, а привычно.
Вы не помните происшествия на МКАДе в Москве. Там граждане на дорогой иномарке делали себе царапинку, а потом, подлавливая простодушного водителя, якобы сделавшего эту царапину, «делали его на деньги». Это продолжалось до тех пор, пока не вмешалась милиция.
В случае с ВР – ситуация похожая. Дождавшись Соглашения, сначала Альфа оспорила его, но, вероятно, не это было целью. Судя по развитию событий, цель – «сделать ВР на деньги».
Позиции у государства здесь, кажется, нет. В январе 2011 года И.Сечин мажорно объявляет о сделке ВР и Роснефти, в августе с тем же пиететом – о сделке ExxonMobil и Роснефти. А в отношения ААР и ВР предпочитает не вмешиваться.
Мы не собираемся оценивать юридическую грамотность миноритария А.Прохорова и примкнувших к нему физлиц, но сумма иска в 5-10 млрд долл США – впечатляет.
Вы бы смогли придумать такой иск на кухне и подать его?
Эксперты видят в этих действиях выгоду ААР. Адвокат Московской городской коллегии адвокатов А. Мельников в материале «Ъ» подтверждает, что «за подобными действиями четко прослеживается почерк Альфа-групп», которая «исторически действует подобными методами через миноритариев» и знает, «в каких судах лучше начинать такие процессы».
Тюменский суд – это не Стокгольмский арбитраж. Здесь, вероятно, можно многое.
Только сейчас, видимо, для ВР приходит осознание проблемы.
Приход приставов – это только начало. Можно предположить, что следующим будет приход налоговых инспекторов с требованием на аналогичную сумму, суды всех инстанций, давление на физлиц.
Очевидно, что ВР все суды в России проиграет, где-то на этапе кассации ВР «сломается» и пойдет на мировое соглашение. ААР сделает некоторые уступки, хотя и не факт. Обычно, не идет, но случай ААР и ВР настолько экстраординарный, и масштабный, что, возможны и уступки. Впервые в мировой истории российские методы ведения бизнеса применены в споре с мировым нефтегазовым «мейджором».
Каковы причины обыска в офисе ВР?