Минфин поверил в необратимость роста цен на углеводороды
Опубликованы данные о экспортной стоимости нефти Urals – показатели превышают докризисный максимум: средняя цена за июль 2011 года составила 115,29 долл США. И, хотя абсолютный рекорд, зафиксированный в июле 2008-го - 129,5 долл США, - еще не побит, доходы от добычи и экспорта нефти сегодня значительно выше, чем в докризисном 2008-м.
Это, впрочем, неудивительно на фоне крайне нестабильной ситуации в нефтегазовом мире. Интереснее другое, как реагируют на это разные страны и их минфины.
В России не обошлось без интриги: судя по бюджетному проекту Минфина на 2012 г, покрыть растущие расходы удастся только при стоимости нефти 125 долл США за баррель. То есть предложенный Минфином проект бюджета изначально предполагает не только неснижение, но и повышение цены. Однако, ещё совсем недавно А.Кудрин официаально заявлял о том, что цены на нефть будут снижаться.
На проблему повышения цен на нефтяном рынке существуют различные точки зрения, и Минфин со своим новым проектом автоматически перешел в стан тех, кто считает повышение цен необратимым.
Впервые это озвучил А.Миллер, недвусмысленно заявляя о том, что повышение цен связано с удорожанием добычи углеводородов.
Да, время лекодоступных месторождений нефти и газа уже прошло.
Всё больше открывается месторождений на шельфе. А там только ППНП бешеных денег стоит. И цены стремительно растут.
Если в 2002 году Выборгский судостроительный завод отгружал норвежцам полупогружные нефтяные буровые за 35 млн долл США, то сейчас, например, китайцы построили свою 1-ю ППНП уже за 882 млн долл США.
Добавьте к этому лозунг "изношенности" основных фондов в нефтегазе. Изношенность не фатальная, но вкладывать нужно много, ощутимо много.
Не стоит забывать и об экспортных пошлинах: их повышение пополнило федеральный бюджет не на один миллион. Впрочем, что касается пошлин, в последнее время только и разговоров, что об их снижении.
В то же время, некоторые эксперты полагают, что повышение цен – временное, а то и вовсе случайное. По их мнению, после окончания войны в Ливии цены на нефть вернутся на круги своя – менее 100 долл США за баррель.
Да, мы помним и 50 долл США/барр, но времена меняются.
Но цены повысились не из-за дефицита, как можно было бы предположить, связав подорожание с войной в Ливии. Напротив, до кризиса предложение на нефтяном рынке опережало спрос, по мнению Ирана, что привело к избытку нефти на рынке. Таким образом, снижение нефтедобычи в Ливии только уравняло эти показатели, а рост добычи нефти -спекулятивый.
Так что делать однозначные прогнозы пока рано. Поживем – увидим. Минфин, похоже, свой прогноз сделал.