"Молдоволомка": Молдавский метзавод как заложник четырехстороннего политического и экономического конфликта

Вторник, 7 июня 2011 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

В конце мая после почти годичного перерыва возобновил работу Молдавский металлургический завод. Предприятию удалось наконец утолить сырьевой голод – в Рыбницу пошел украинский лом. Но говорить о полной победе над ломовым безрыбьем еще рано. Поскольку в четырехугольнике Тирасполь – Кишинев – Киев – Москва слишком много острых углов, а ММЗ угораздило оказаться в самом центре этой фигуры.

Молдавский металлургический завод – крупнейший промышленный объект непризнанной Приднестровской республики. До кризиса он обеспечивал почти половину всего промпроизводства ПМР, 70% ее экспорта и примерно треть всех бюджетных выплат. Именно здесь, в Рыбнице, в 1985 году была смонтирована первая в советской металлургии ковш-печь. И даже по нынешним временам ММЗ считается одним из самых современных предприятий электросталеплавильного цикла на постсоветском пространстве. Правда, мощности его не столь уж велики – примерно 700 тыс. тонн в год по стали и 500 тыс. тонн по прокату. А почти 100% зависимость от импортного сырья – это огромная заводская ахиллесова пята.

С пропиской предприятию явно не повезло. Хозяева у него русские и украинские, таможня – молдавская, а налоговая – ПМРовская. Лавировать между этими течениями дирекции ММЗ приходится, словно ботику в фьордах. Иногда обстоятельства вынуждают садиться на мель. В частности, простой завода в 2010-2011 годах – это не только и не столько следствие кризиса, сколько цепочка взаимонепониманий между центрами влияния на ММЗ. Именно в прошлом году черная кошка пробежала между владельцами предприятия и администрацией президента Приднестровья Игоря Смирнова. Тут уместно напомнить, что завод контролируют структуры российского бизнесмена Алишера Усманова, но его младшими партнерами выступает целый ряд крупных украинских предпринимателей, в частности Вадим Новинский, Юсеф Харес, Игорь Коломойский. Правда, пословица о семи няньках в данном случае не совсем уместна. Смычка Усманова – Новинского держит в своих руках все бразды оперативного управления заводом. Остальных к товарным и сырьевым потокам близко не подпускают.

Как оказалось, это касается и И.Смирнова, правящего своей самопровозглашенной республикой по-лукашенковски, то есть старающегося иметь свои глаза и уши, а то и кармашек, на каждом большом предприятии, независимо от его формы собственности. Ранее руководству ММЗ и ПМР удавалось соблюдать баланс интересов друг друга. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в два самых тяжелых года (2008-2009) рыбницкие металлурги получили из бюджета кредиты на 300 млн местных приднестровских рублей. Но, очевидно, руководству Приднестровья не понравилось, как завод распорядился деньгами. В 2010 от него потребовали вернуть все ссуды. Владельцы ММЗ попросили об отсрочке. Президент отказал. Завод остановили.

После этого стороны конфликта долго торговались за закрытыми дверями и уже почти договорились запустить завод в работу с апреля текущего года, но тут разразился еще один скандал. Таможня ПМР обвинила ММЗ в завышении декларируемых закупочных цен на импортируемый лом с целью уменьшения налогооблагаемой базы. Мол, по таможенным бумагам закупочная цена сырья для ММЗ составляет 290-320 долл./тонн, тогда как рыночная его стоимость – на 100 долл. ниже. Дирекция завода свалила всю вину за этот проступок на компанию Metalferos – монополиста по сбору лома на территории всей Молдовы (и признанной, и непризнанной). Это хороший ход. Тирасполь на эту фирму никакого влияния не имеет и доказать, например, сговор между Metalferos и ММЗ ему будет весьма трудно. В то же время без штампа молдавского трейдера ни одна тонна лома де-юре не имеет права пересечь границу с Украиной и попасть в Рыбницу.

В Кишиневе же утверждают, что за Metalferos и его менеджментом стоит семья бывшего президента страны, лидера компартии Владимира Воронина. Но поскольку коммунисты власть уже потеряли, то сейчас в молдавском парламенте идут жаркие дебаты относительно лишения этой фирмы монопольного статуса и либерализации рынка лома в стране. Для ММЗ – это опять же риск. Хотя, возможно, лишь риск новизны. Если предприятию будет позволено самому выбирать поставщика лома, то оно, согласно логике бизнеса, создаст для этого свою родную структуру.

Пока же поставки лома на завод идут, можно сказать, под честное слово. Спор с таможенниками еще до конца не разрешен. По словам И.Смирнова, проверки таможни, прокуратуры и Счетной палаты на предприятии будут продолжаться, но мешать поступлению сырья на переработку силовые органы не будут. К началу апреля на заводе было накоплено около 27 тыс. тонн лома, а также имелся достаточный запас ферросплавов, горячебрикетированного железа, жидкого кислорода и других вспомогательных материалов. Всего этого достаточно примерно на месяц работы в докризисных объемах, когда ММЗ производил порядка 1,25 тыс. тонн проката в сутки. Итак, в апреле завод оживить не удалось, зато к майскому запуску удалось упрочнить его сырьевой фундамент.

Партнером рыбницкого предприятия выступил крупнейший украинский металлургический холдинг "Метинвест". Уже в первый месяц сотрудничества, в июне, Метинвест планирует продать через свою сбытовую сеть металлоцентров 33 тыс. тонн молдавского арматурного проката и высококачественной катанки, из них 7 тыс. тонн в Украине, 14 тыс. тонн в России, остальное – преимущественно на западных рынках. В принципе обозначившееся сотрудничество имеет хорошие шансы стать долгосрочным. Ведь на данный момент в ассортиментной линейке Метинвеста не хватает тех позиций, в которых силен ММЗ, в частности строительной арматуры, катанки из легированной стали и т.п.

Кроме того, в связи с запуском ММЗ меняется и еще одно направление украинско-молдавской кооперации. В апреле входящая в состав холдинга ДТЭК компания "Пауэр Трейд" получила право на поставки электричества в Молдову. По словам директора Пауэр Трейд Андрея Фаворова, ежемесячно планируется продавать от 75 до 100 тыс. кВт·ч электроэнергии на рынок соседней страны. А ММЗ на этом рынке – клиент с огромным потенциалом. Так, в 2008 году заводу для производства тонны стали требовалось 535-540 кВт·ч.

Отталкиваясь от этой цифры, можно подсчитать, что при нынешних объемах производства предприятию необходимо до 20 тыс. кВт·ч в месяц. При выходе же на проектные мощности потребление электричества на заводе может вырасти даже в 2 раза.

Директор ММЗ Андрей Юдин надеется, что уже через месяц возглавляемое им предприятие приблизится к проектным объемам загрузки, тогда как сегодня завод работает на уровне 70% от своих возможностей. Цены на готовую продукцию ММЗ уже выше, чем до кризиса. Поэтому самая насущная задача – сохранить регулярный приток сырья из Украины. А как только ситуация стабилизируется, то, по словам А.Юдина, завод будет постепенно возвращаться и к ранее замороженным планам по реконструкции и модернизации производства. Первым на повестке дня стоит вопрос покупки итальянского трансформатора, контракт о чем подписан еще несколько лет назад, но так и не был выполнен из-за банальной нехватки денег. Задача №2 – внедрение новых энергосберегающих схем в электросталеплавильных цехах. В более далекой перспективе – освоение технологии прямого восстановления железа. Только вот строить в ПМР далеко идущие планы – дело неблагодарное. Тем более что вскоре непризнанную республику ожидают новые политические потрясения, связанные с намеченными на декабрь 2011 года выборами президента.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 729
Рубрика: Металлургия


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003