Новый американский контрагент Роснефти замешан в одном из самых крупных скандалов с подкупом за всю историю США
В 2008 году Роснефть по указанию Правительства РФ начала реализацию проекта строительства Приморского нефтехимического комплекса (НХК). Темпы возведения объекта не устроили В.Путина и в марте 2011 он потребовал ускорить их.
Возводимый комплекс является одним из самых амбициозных проектов Роснефти. Компания построит его в районе мыса Елизарова под Находкой, в конечной точке нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан. Финальная стоимость должна составить $10 млрд, общая мощность - 10 млн тонн в год (5 млн тонн нефти, 3,5 млн тонн углеводородных газов и 1,5 млн тонн конденсата). Проекту присвоено название "Восточная нефтехимическая компания". По словам Э.Худайнатова, "само строительство может начаться во второй половине 2012 года, а ввод объекта намечен на 2017 год".
В конце 2010 госкомпания провела тендер на привлечение технического консультанта. Победителем стала американская Kellogg Brown & Root (KBR). Информация об остальных участниках конкурса не разглашается, но неофициальные источники сообщают, что KBR была в числе 4 компаний. Остальные 3 – американская Foster Wheeler и японские Toyo и Mitsui.
KBR до 2006 года была основным инжиниринговым и строительным юнитом нефтегиганта Halliburton. В апреле 2007 компания заявила об отделении от нефтегиганта после 44 лет работы.
Последние годы репутация KBR была подпорчена коррупционными скандалами. В 2009 г. в ходе судебных разбирательств в окружном суде Хьюстона KBR признала себя виновной в подкупе нигерийских чиновников с целью получения $6-миллиардного контракта в рамках СПГ-проекта Bonny Island в Нигерии. Сумма штрафа (совместного с Halliburton) — $579 млн — вторая по величине за всю историю существования закона о взяточничестве за рубежом. Сейчас в США рассматривается новый иск к компании: американский минюст обвиняет KBR и ее менеджеров в получении откатов при распределении субподрядных контрактов в рамках продовольственных программ американской армии в Ираке и Кувейте, пишет WSJ.
Представители Роснефти комментировать последнюю информацию отказались и заявили, что предложение KBR было наиболее конкурентным.