"Восстановление началось раньше и интенсивнее, чем ожидалось"
Иэн Крисмас, генеральный директор World Steel Association (WSA)
Газета "Коммерсантъ", №62/П (4603), 11.04.2011
— Кризис металлургии закончился?
— Мировая индустрия стали пошла на поправку в середине 2009 года, испытав сильнейший упадок после окончания Второй мировой войны. Но с тех пор отрасль твердо встала на путь восстановления. Благодаря активным действиям властей и началу процесса пополнения запасов, восстановление началось раньше и интенсивнее, чем ожидалось. Восстановление в ведущих развитых экономиках происходит медленнее, чем в развивающихся, а их прогнозируемый спрос в 2011 году остается на уровне 70-80% от максимального уровня в 2007 году. Восстановление в развивающихся странах идет быстрее, а спрос уже достиг докризисного уровня.
После падения в 2009 году на 6% спрос на сталь в мире в 2010 году вырос на 13,2%, до 1,284 млн тонн, обогнав докризисный максимальный показатель в 2007 году. В нашем последнем краткосрочном прогнозе, выпущенном в октябре 2010 года, мы прогнозируем, что в 2011 году мировой спрос на сталь вырастет на 5,3%, до 1,34 млн тонн.
— За счет чего металлурги выжили?
— Производство необработанной стали начало падать в сентябре 2008 года и продолжалось до августа 2009 года. Тем не менее за тот же период немного другая тенденция наблюдалась в Китае. Падение в Китае, крупнейшем в мире потребителе и производителе стали, было небольшим и прекратилось через несколько месяцев. Чтобы справиться с глобальной рецессией, многие производители стали снизили производство, чтобы в короткие сроки стабилизировать спрос и предложение. Сокращение производства было по всему миру.
Сталелитейной индустрии не нужна была серьезная реструктуризация, так как в 1980-е и 1990-е она уже прошла реструктуризацию и консолидацию. Имея этот опыт, индустрия стала более эффективной и была готова к проблемам. Сталелитейщики сразу же приняли меры по снижению производства во время недавнего финансового кризиса.
— Как отрасль изменилась после кризиса?
— Центр тяжести мировой индустрии стали уже и так смещался к развивающимся странам. Кризис это усугубил. Прогнозируется, что Китай, Индия, страны Латинской Америки, СНГ, Ближнего Востока и Северной Африки будут укреплять и без того растущие доли в производстве и потреблении стали. В 2011 году на Китай придется 45% мирового спроса (по сравнению с 35% в 2007 году), Индия станет третьим в мире потребителем стали после Китая и США. В общей сложности в 2011 году на развитые и развивающиеся страны будет приходиться 72% мирового спроса на сталь.
Тяжелеющий металл
Российские металлурги начали публиковать итоги 2010 года — первого после кризиса. С 2008 года произошел ряд глобальных событий, надолго изменивший структуру рынка. В черной металлургии больше нет суперприбылей, зато появилось понимание, куда двигаться дальше. Но когда отрасль сможет полностью восстановиться, никто из ее игроков или экспертов уверенно сказать не может до сих пор...
— Чем сейчас выгодно заниматься — сталью или железной рудой?
— Если вы посмотрите на рентабельность продаж ведущих сталелитейных и железорудных компаний за последние несколько лет, то увидите, что производители железной руды, такие как BHP Billiton, Rio Tinto и Vale, показывают гораздо более высокую маржу, чем производители стали. За последние 18 месяцев цены на руду сильно выросли.
— Как изменились отношения с потребителями?
— Так как перестали существовать годовые контракты с поставщиками руды, то отношения между производителями стали и потребителями изменились. Это усилило волатильность цен по всем каналам поставок — от производителей стали до промышленности, потребляющей сталь, и конечных пользователей.
— Как будет развиваться отрасль?
— В первую очередь нет ничего более важного, чем безопасность и здоровье людей, работающих в сталелитейной промышленности. Это один из приоритетов индустрии. Второй приоритет — прибыльность бизнеса. Он требует перехода от мышления тоннами к стоимостному мышлению. Речь идет об инновациях и меньшем использовании (в контексте объемов стали) для достижения более высоких результатов. Индустрии стали необходимо сместить акцент к значениям показателей и рентабельности, ориентированным на стоимость. Кроме того, индустрия должна направлять больше средства на исследование и развитие передовых технологий.
Для конкуренции по всему миру важно "единое игровое поле". До сих пор выделяется и предоставляется слишком много субсидий и государственной помощи, что нарушает конкуренцию. Также слишком много искусственных барьеров к конкуренции на международном уровне. Время от времени напряжения в торговле будут снова возникать, так как в стальной индустрии снова появляется избыточная мощность. Но больше внимания будет уделяться и непрямой торговле сталью и неравномерности на рынке продукции, сделанной из стали, что тоже окажет влияние.
Интервью взяла Тамила Джоджуа