Ханнес Чопра: «Я надеюсь, что окно возможностей не захлопнется»

Среда, 15 декабря 2010 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Генеральный директор страховой компании «РОСНО» Ханнес Чопра ожидает, что в следующем году рынок страхования вернется к докризисным объемам, а качество активов страховщиков и их платежеспособность повысятся.

– Ханнес, как вы думаете, может ли в следующем году страховой рынок совершить рывок? Есть ли шанс для самого оптимистичного прогноза?

– На развитие оптимистичного сценария может повлиять какой-либо внешний импульс, любой фактор, способный простимулировать рост экономики в 2011 году более чем на 7–8%. Это будет означать рост объемов розничного страхования на 15–20%. Тогда можно ожидать, что и страховой рынок в целом прибавит на 15–18%. Но, как говорится, мечтать не вредно. В реальности, думаю, рынок будет все-таки развиваться иными темпами.

– А какой сценарий кажется вам наиболее реалистичным?

– Реальнее всего, что показатели экономического роста 2010 года сохранятся и в наступающем году. Может быть, они будут выше на 1–1,5%. В этом случае рост страхового рынка будет приближаться к двузначным числам – около 10% в 2011 году, а в 2012-м будет еще выше (до 15%) благодаря принятию закона об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов. Тем не менее, страховым компаниям будет все сложнее получать прибыль, сопоставимую с докризисным периодом. Продолжится процесс серьезной трансформации рынка. Фактически это означает, что компаниям придется пересмотреть свои позиции, а некоторым из них вообще уйти – либо объявив банкротство, либо продав свои активы.

– По какому пути пойдет рынок при худшем сценарии?

– Трудно сказать. Волатильность кризисов существенно возросла. Это доказал и последний кризис, да и кризисы 1998-го и 2001 годов. Сложно вообще оценить, что является худшим из сценариев – стагнация рынка или его падение на 5–10%. Конечно же, сейчас существуют риски, способные вызвать развитие худшего сценария.

– Какие риски вы считает наиболее серьезными?

– Политические риски прекрасно известны, все читают газеты. Что касается экономических рисков, то они тоже очевидны. По всей видимости, Россия, равно как и другие страны, еще не вышла из кризиса. Ситуация улучшается, но риски все еще существуют, и положительные тенденции все еще неустойчивы. Если сравнить это с болезнью человека, можно сказать, что больной все еще на антибиотиках.

Экономика стран еврозоны до сих не стабилизировалась, и, конечно, это не может не влиять на ситуацию в России. Будучи крупным экспортером сырья, Россия нуждается в надежных и платежеспособных покупателях.

Если говорить о состоянии нашего рынка – да, рост есть. Но можно ли считать его устойчивым? Я сомневаюсь. Рынок восстанавливается очень медленно, и положительные тенденции, наметившиеся в 2010 году, еще нельзя назвать стабильными.

– А есть ли специфические риски, которые свойственны российскому страховому рынку? Что нужно учесть в следующем году?

– Факторов риска несколько. Первый заключается в том, что усилия, направленные на укрепление страховой индустрии и создание профессионального страхового рынка, могут затормозиться. Я надеюсь, что этого не произойдет, я вообще в этом плане довольно оптимистичен. Но, тем не менее, существует вероятность, что Минфин и ФССН могут утратить свою решимость укреплять рынок. Очень важно, чтобы этого не произошло.

Другой фактор риска я вижу на рынке ОСАГО. Необходимо изменить региональные коэффициенты и базовый тариф ОСАГО – это критично для развития рынка страхования в 2011-м и последующих годах. Об этом говорят уже с начала года, но пока вопрос так и не решен на законодательном уровне. Крайне важно, чтобы страховщики в конечном итоге получили возможность влиять на тарификацию.

Конечно, серьезную опасность представляют непрофессиональные игроки, которые фактически подрывают доверие клиентов к страховым компаниям. Самое страшное в этой ситуации то, что им позволяют работать, как это было до кризиса. Должны быть предприняты реальные меры, чтобы очистить рынок от непрофессиональных игроков.

– А отразится ли в следующем году на рынке предстоящее введение обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов?

– Да, это будет серьезный импульс для роста объема премий на 0,5% или 1%. Но в следующем году я не ожидаю значительных перемен. В следующем году необходимо будет определить основные правила игры. Этот вид страхования будет развиваться постепенно. По моим оценкам, в 2012 году объем сборов составит 60–70 млрд, а в 2013-м – 80–90 млрд рублей. Многое зависит от того, какими в итоге будут правила игры: тарифы, регулирование, требования к перестрахованию будут в итоге оказывать влияние на привлекательность сегмента.

Разумеется, если будут реализованы предложения о создании специализированной перестраховочной компании со 100-процентным или меньшим государственным участием, в которой все компании должны будут перестраховать хотя бы часть рисков, то привлекательность сегмента значительно снизится. По моему мнению, эта идея лишена всякого смысла, и, если она будет рассматриваться всерьез, тогда и объем рынка будет другой, и страховая защита хуже. Некоторые страны предпочли пойти по такому пути, но я сомневаюсь, что где-то это сработало должным образом и стало основой развития здорового, конкурентоспособного, стабильного страхового рынка. Попытка соединить принципы свободного рынка с идеями каких-нибудь «доброжелателей» или подход вроде «правительству лучше знать» обычно ни к чему хорошему не приводят. Мы должны очень серьезно подойти к вопросам перестраховочных емкостей и качества обеспечения перестраховочной защиты, но это должно быть решение, ориентированное на потребности бизнеса.

– А какие виды страхования способны стать драйверами роста в следующем году?

– Банковское страхование станет серьезным драйвером роста. Страхование имущества физических лиц тоже будет расти, поскольку эта одна из ниш, минимально освоенных страховщиками. А трагические события этого лета и связанные с ними убытки привели к тому, что люди начали понимать, в частности, целесообразность страхования своего имущества.

Среди других линий бизнеса, которые будут расти, опережая рынок, более чем на 9%, – ОСАГО, но наибольший рост, я думаю, продемонстрируют страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Каско и ДМС будут развиваться более или менее на уровне рынка, а основные виды сегмента страхования юридических лиц – чуть ниже среднего уровня в 9%. Исключением, вероятнее всего, станет лишь страхование сельскохозяйственных рисков.

– Это связано с возможным принятием закона о страховании сельскохозяйственных рисков с господдержкой?

– Прежде всего, это следствие крупных убытков, которые аграрные хозяйства понесли в этом году. Уровень проникновения страхования в сельскохозяйственном секторе никогда не был особенно высок, но сейчас он повышается, и это станет стимулом для сверхпропорционального роста. Я ожидаю увеличения сборов по сельхозстрахованию на 10%. Если же закон будет принят и вступит в силу в следующем году, то рост может быть и больше.

– Вы сказали, что банковское страхование будет развиваться более высокими темпами. За счет чего?

– За счет целого ряда факторов. Прежде всего, благодаря оживлению и росту объемов кредитования. Во-вторых, появятся новые риски и новые продукты, что повлечет за собой рост объемов продаж страховых полисов через банки. Российские банки переходят от экстенсивного развития к интенсивному – за счет повышения эффективности от сотрудничества с уже сформированным клиентским портфелем, поскольку это и в их интересах, и в интересах клиентов. Это три основных фактора. Для стабильных, добросовестных страховых компаний это означает рост сегмента банковского страхования.

– В этом году обсуждалось много инициатив, связанных с реорганизацией отрасли. Продолжатся ли реформы в наступающем году?

– Я надеюсь, что тот импульс, та новая энергия, которая возникла на страховом рынке после нескольких крупных убытков, связанных с недавними трагическими событиями, интерес, проявленный правительством и лично президентом, не исчезнут. Окно возможностей не захлопнется – появятся новые инициативы, в результате которых не только улучшится качество активов и повысится платежеспособность компаний (я надеюсь, подобный закон будет принят), но также будут введены новые виды обязательного страхования, будут совершенствоваться пенсионное страхование и страхование жизни. Последнее станет стимулом как для руководителей фирм, так и для граждан задуматься о сбережениях на старость.

– Некоторые участники рынка предлагают ввести свободное ценообразование на ОСАГО. Вы согласны?

– Я поддерживаю эту идею. Убежден, что в конце концов мы к этому придем. Но все нужно делать последовательно – необходимо принять еще один или два закона, направленных на улучшение качества активов, и нужно увеличить уставный капитал в соответствии с новыми требованиями. И только потом, когда на рынке останутся в основном профессиональные игроки, можно будет отпустить тарифы. Используя еще одну спортивную аллегорию, мы должны быть уверены, что на футбольном поле все играют в футбол, готовы подчиняться правилам и слушаться судью. Сегодня этого нет. Сегодня на нашем футбольном поле есть те, кто играет в хоккей или гандбол, и правила их не интересуют. Последовательность должна быть такой: сначала установить четкие правила, сделать страхование профессией, создать действительно профессиональный рынок и только тогда отпускать тарифы. В этом, я думаю, заинтересованы все участники процесса. И особенно клиенты.

В качестве промежуточного шага необходимо повысить региональные коэффициенты, затем должно следовать увеличение базового тарифа и в качестве финального шага – свободное ценообразование.

– 2011 год – переходный для страховых компаний. К его окончанию все должны будут привести уставный капитал в соответствие с новыми нормативами. Сколько игроков могут покинуть рынок?

– К закону об увеличении уставного капитала я бы добавил еще два законопроекта, которые планируется принять. Один касается качества активов, а именно – что считать активами, обеспечивающими финансовую устойчивость компании. Сейчас планируется в корне изменить подход к определению качества подобных активов, и эти изменения окажут гораздо более сильное влияние на рынок, нежели закон об увеличении уставного капитала. Я считаю этот шаг крайне важным потому, что при увеличении числа обязательных видов страхования необходимо иметь уверенность, что участники этого рынка – реальные и добросовестные игроки. Я также надеюсь, что, наконец, будет введена обязательная отчетность по МСФО.

По моим прогнозам, в 2013–2014 годах на рынке останется не более 200 игроков, скорее даже 150–200, из которых максимум 50, а может, и 30, будут компаниями общенационального масштаба, а остальные – регионального и нишевого уровня, специализирующимися на одном или двух видах страхования. Разумеется, в этом случае доли компаний из топ-10 значительно увеличатся, и подобная консолидация абсолютно естественна.

– С уходом мелких непрозрачных компаний демпинговые войны закончатся?

– Можно ли ожидать, что когда-нибудь футбольные матчи будут проходить без вручения желтых и красных карточек? Нельзя. На рынке всегда будут присутствовать недобросовестные игроки. В этой связи очень важно, что ФССН теперь стремится получать более полную информацию о компаниях. Демпинг становится все менее привлекательным. Через 3–4 года подобные тенденции пойдут на спад, поскольку повысится уровень страховой культуры, и это уже будет не вопрос цены, а вопрос доверия. Именно доверие, а не цена, должно быть решающим фактором при выборе страховщика.

– Руководители многих компаний говорят, что прибыльность бизнеса падает или стоит на месте. В следующем году ситуация изменится?

– Получить высокую прибыль страховым компаниям будет все сложнее. Я ожидаю снижения объемов прибыли от страховой деятельности.

– Это закономерно?

– Закономерным является процесс ужесточения ценовой конкуренции на фоне увеличения количества и улучшения качества предлагаемых услуг. К сожалению, сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда ценовая конкуренция является результатом борьбы большого числа страховых компаний за выживание, их попытки собрать как можно больший объем премий, прежде чем испустить последний вздох, и, следовательно, произвольного установления тарифов. Любые деньги хороши, если вы на пороге банкротства. Подобная тенденция крайне негативна для индустрии, и я надеюсь, что чистка рынка продолжится с тем, чтобы на действительно профессиональном рынке остались лишь стабильные игроки. Тогда ценовая конкуренция станет следствием конкурентоспособных предложений, из которых клиенты могли бы выбирать лучшие для себя. А это автоматически приведет к снижению цен.

– В последние годы страховые выплаты росли. Эта тенденция сохранится в следующем году?

– Очень сложно прогнозировать объем выплат, поскольку в значительной степени это зависит от портфеля компании. В целом, если сравнить наш рынок с рынками более развитых стран, наш уровень выплат сравнительно невысок. Здесь есть потенциал для роста. И это неплохо. Доверие клиентов повышается, когда они видят, что схема «я купил полис, произошло событие, оно было признано страховым, и мне выплатили деньги» работает. Необходимо, чтобы клиент чувствовал, что доверять можно, что есть игроки, действительно выполняющие свои обещания, и что в этом и состоит страхование. Это очень важно для рынка. Поэтому я не вижу ничего критичного в том, что уровень выплат вырастет. Этот показатель сам по себе не является опасной тенденцией. Если при этом, конечно, растет резерв убытков и ведется должный учет.

– А страховые резервы в следующем году вырастут?

– Я не могу отвечать за весь рынок. Я могу отвечать только за ту компанию, которой руковожу. Резервы РОСНО растут в полном соответствии с международными стандартами и даже превышают их. Именно это делает нас стабильной, платежеспособной компанией, и этот факт еще раз подтверждается тем, как мы урегулировали крупнейший убыток в истории российского страхового рынка – я имею в виду аварию на Саяно-Шушенской ГЭС.

– Что компания «РОСНО» ожидает от следующего года? Какие задачи вы ставите?

– Я ожидаю роста объемов премии выше среднерыночного уровня. Я думаю, что у нас будет хорошая динамика в направлениях банковского страхования, ДМС и имущества физических лиц. После трудного в плане прибыльности 2010 года мы снова выйдем на уровень прибыльности 2009 года, разумеется, по МСФО. Мы продолжим процесс оптимизации расходов и улучшения эффективности проектов. У нас уже есть хороший уровень клиентского сервиса, но я считаю, что всегда есть над чем работать и что совершенствовать. Я рассчитываю, что нас будут ценить за качество и надежность оказываемых услуг на общенациональном уровне. Надеюсь, что мы станем лидерами по качеству услуг уже к концу следующего года.

Ханнес Шарипутра Чопра

Родился в 1966 году в Бонне.

Образование: Альберт Людвиг (Albert Ludwig) университет во Фрайбурге (1994). Степень магистра экономики.

Опыт работы:

2007 – н.в. – генеральный директор страховой компании «РОСНО».

2005 – н.в. – исполнительный вице-президент Allianz SE.

2004–2006 – председатель правления ОАО «РОСНО», председатель совета директоров СК «Альянс РОСНО Жизнь», «Альянс РОСНО Управление Активами» и СК «РОСНО – Украина».

2002–2005 – вице-президент Allianz AG.

2001 – н.в. – член совета директоров группы «РОСНО».

2000 – н.в. – член совета директоров Allianz Tiriac (Румыния) и Allianz Insurance Ltd. (Южная Африка).

2000–2004 – заместитель регионального директора CEEMA Allianz AG (Центральная и Восточная Европа, Средняя Азия).

1996–1999 – региональный менеджер Allianz AG , отвечающий за Африку, Южную Азию и Средний Восток.

Семейное положение: женат, двое сыновей. >Финанс. Емельянова Т.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 677
Рубрика: Страхование


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003