Российским нефтегазовым компаниям в Узбекистане нужно форсировать проекты в сфере глубокой переработки углеводородов

Среда, 21 октября 2009 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Узбекские эксперты по вопросам Центральной Азии, политики России и Китая в регионе Владимир Парамонов, Алексей Строков и Олег Столповский в коллективном исследовании под названием "Российское нефтегазовое присутствие в Узбекистане: основные проблемы, прогнозы и риски" считают, что если Россия все же намерена как минимум сохранить, а как максимум усилить свои позиции в нефтегазовой отрасли Узбекистана, то ей уже сегодня целесообразно форсировать проекты в сфере глубокой переработки углеводородов, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

По мнению экспертов, основными рисками являются сохранение сырьевой направленности российско-узбекского сотрудничества в нефтегазовой отрасли и возможное некоторое сокращение Узбекистаном объемов поставок газа в Россию/российском направлении.

"В случае если Россия будет продолжать делать акцент преимущественно на добычу и транспортировку газа (как это происходит в настоящее время), то, объективно, что со временем она будет терять свои позиции в нефтегазовой отрасли Узбекистана. Поскольку стратегия развития узбекской нефтегазовой отрасли ориентирована на глубокую переработку углеводородного сырья, то действующие в республике компании из Китая, Малайзии, Кореи, Сингапура, а в будущем - возможно из Японии и Индии, скорее всего, будут постепенно переориентироваться на углубленную переработку нефти и газа", - отмечают эксперты. По их словам, реализация на внешних рынках продуктов с высокой нормой добавочной стоимости, произведенных на территории Узбекистана, экономически более выгодна для республики, нежели экспорт сырья.

"Учитывая вышеизложенное, Узбекистан по объективным причинам будет склонен постепенно отдавать все большее предпочтение азиатским компаниям, нежели российским. В частности, малазийская "Петронас" и южнокорейская KOGAS уже подписали с НХК "Узбекнефтегаз" соглашения о разработке ТЭО по строительству двух заводов по переработке газа в синтетическое жидкое топливо (в Кашкадарьинской области мощностью 1,75 млн. тонн и на плато Устюрт мощностью 1,5 млн. тонн жидкого топлива соответственно). В дальнейшем, если азиатские компании будут готовы вкладывать более масштабные инвестиции в проекты по организации тех же газохимических производств, то Узбекистан, в принципе, может согласиться и на более значительные уступки им в плане доступа к разработке и добыче углеводородного сырья на перспективных месторождениях, как это, например, произошло в случае с малазийской компанией "Петронас" на плато Устюрт", - указывают узбекские аналитики.

Эксперты отмечают, несмотря на то, что сегодня Узбекистан стремится к снижению внутреннего потребления газа и сохранению объемов экспорта газа в Россию/российском направлении, дальнейшая индустриализация страны и рост населения объективно будут вести к увеличению внутреннего потребления "голубого топлива". По оценкам самих российских экспертов, даже если реализуемая в Узбекистане программа по энергосбережению окажется эффективной, то к 2030 году объемы внутреннего потребления газа все равно ожидаются на уровне как минимум 50 млрд. кубических метров. Если же в Узбекистане получат развитие проекты по созданию газохимических производств, то объемы потребления природного газа в Узбекистане будут заметно более высокими по сравнению с вышеприведенным прогнозом, что, безусловно, скажется на объемах поставок газа из Узбекистана в Россию/российском направлении.

"В целом, изложенные выше риски будут вести к снижению влияния России в нефтегазовой отрасли Узбекистана. Тем более, что российская энергетическая политика в республике пока нацелена в основном только на добычу и экспорт газа, а также увеличение объемов транзита туркменского "голубого топлива". Однако добыча и экспорт углеводородного сырья - сами по себе хрупкий фундамент для выстраивания долгосрочных отношений. Это особенно важно в случае с Узбекистаном, не обладающим значительным экспортным потенциалом по углеводородам. "Сырьевая ориентация" российско-узбекского сотрудничества не стимулирует межотраслевую промышленную кооперацию (которая была чрезвычайно тесной в советское время), что в значительной степени тормозит развитие российско-узбекского экономического сотрудничества в целом. А в части касающейся переработки углеводородов или освоения месторождений повышенной технологической сложности, российские компании зачастую проигрывают иностранным конкурентам, что делает уязвимыми позиции России в нефтегазовой отрасли республики", - заключают узбекские эксперты.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 322
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003