Вице-президент Evraz: предприятия работают на максимуме загрузки
О текущем положении дел в компании Evraz газете РБК daily рассказывает Джакомо Байзини, вице-президент Evraz по финансам и корпоративным вопросам.
— Сделайте анализ сильных и слабых сторон сегодняшней Evraz.
— Strength (сильные позиции): основная производственная база находится в России, вертикальная интеграция, сильная логистика, хорошие активы в США, Европе и ЮАР.
Weakness (слабость): уровень долга сейчас такой, что сдерживает возможности стратегических инвестиций. Мы не можем мас¬штабно использовать относительно низкие цены некоторых активов.
Opportunities (возможности): если вернется высокая цена на нефть, то в России снова оживет спрос на наш металл.
Threats (угрозы): прежде всего рост тарифов на электроэнергию, железнодорожные перевозки. Есть риски, связанные со второй волной кризиса.
— Расскажите про ситуацию с долгами компании.
— Компания должна выплатить кредиторам 300 млн долл. до конца года и еще 600 млн в первой половине следующего года. Мы будем погашать долги и не собираемся делать реструктуризацию. Надо сказать, что у нас есть 1,2 млрд долл. наличных, таким образом, у нас не ожидается проблем. Единственное, что мы собираемся сделать, — вести переговоры по изменению ковенантов. По ним у нас есть ограничения по соотношению долга и EBITDA на уровне 3/1. Кредиторы проверяют это соотношение раз в полгода, и следующая проверка будет в марте—апреле 2010 года, при оценке будут учитываться результаты работы компании в 2009 году.
— Что бывает, когда компания нарушает ковенанты?
— Это называется технический дефолт, в нем не заинтересован никто, в том числе и сами банки. Я со всеми встречаюсь, провожу переговоры, все заверяют в поддер¬жке компании. Поэтому до конца года мы собираемся договориться об изменении ковенантов, хотим изменить допустимое соотношение долга и EBITDA. Сейчас мы пытаемся определить, каким должен быть показатель. Банки соглашаются на подобные по¬слабления не бесплатно: чем выше отношение долга к EBITDA, тем дороже стоимость изменений. Есть также возможность попросить так называемые каникулы (covenant holyday) — не проводить оценку соотношения долга и EBITDA, но это может стоить дорого, а можно попросить изменить соотношение на 3,5 или 4,5.
Следует отметить, что у нас ситуация с долгами лучше, чем у многих крупных компаний, у нас нет необходимости реструктурировать задолженность, к тому же, чтобы изменить ковенанты, нам нужно договориться с квалифицированным большинством кредиторов — это более 66,6%, или восемь-десять банков.
— Чем тогда вызвана необходимость размещения облигаций на 20 млрд руб., которое сейчас готовит «дочка» Evraz «Сибметинвест»?
— Мы не собираемся пока увеличивать долговую нагрузку, и новые займы мы будем делать, только чтобы расплачиваться по старым.
— Как обстоят дела с загрузкой производственных мощностей?
— Большинство наших мощностей загружены на 100%: на максимуме загрузки работают наши российские, украинские предприятия, в Италии предприятия загружены на 100%, похожая ситуация в Канаде и ЮАР. Все не так плохо с точки зрения объемов. В четвертом квартале мы надеемся сохранить достигнутый уровень. Для российских активов приоритетным является отечественный рынок, но, когда мы удовлетворим внутренний спрос, можем перейти на экспорт. При этом нет ни одного сегмента, который бы сейчас работал в убыток.
— Куда экспортируете? Наверное, в Китай, где все еще высокий спрос на метал, но уже упали цены?
— В Китай мы уже не продаем, мы поставляли туда продукцию в первой половине года, на сегодняшний день у нас в этом регионе идут поставки в том числе на Тайвань, в Таиланд, Вьетнам, Филиппины. Что касается цен — нельзя сказать, что они упали. На мой взгляд, они стабилизировались. В октябре—ноябре новые контракты по слябам идут по 450—470 долл./т (CIF порты Тайваня, Кореи и Вьетнама) при средней себестоимости производства 220 долл./т.
— Как распределяется сбыт по регионам?
— В России мы продаем 40% продукции, 60% идет на экспорт. В четвертом квартале, несмотря на традиционное сокращение спроса, есть положительные сигналы: склады трейдеров полупустые — запасы арматуры рассчитаны не больше чем на месяц, тогда как должны быть на уровне 1,5—2,5 месяца.