Чем рискуют в гидроэнергетике страховщики

Вторник, 13 октября 2009 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Август 2009 года войдет в историю гидроэнергетики страшной, беспрецедентной аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, унесшей жизни десятков человек и остановившей работу объекта, который обеспечивал электроэнергией значительную часть районов Сибири. Сегодня ведется немало обсуждений о том, кто виноват в случившемся, где взять средства на восстановление и как предотвратить подобные ситуации в будущем. Авария всколыхнула и дискуссии о том, как теперь подходить к страхованию ГЭС, аналогичных Саяно-Шушенской. Обо всем этом мы решили поговорить с главой компании «РОСНО» Ханнесом Ш. Чопрой. Его компания осуществляет страхование самой ГЭС и сотрудников от несчастного случая до конца этого года.

– Как вы относитесь к произошедшей аварии? Какие обязательства сегодня несет компания «РОСНО» перед владельцами Саяно-Шушенской ГЭС и пострадавшими?

– Случившееся на Саяно-Шушенской ГЭС – это прежде всего страшная человеческая трагедия, от которой пострадали десятки людей. Мы соболезнуем семьям тех, чьи жизни унесла катастрофа, и делаем все возможное с нашей стороны, чтобы помочь их близким. У нас застраховано все имущество компании «РусГидро», в том числе и Саяно-Шушенская ГЭС, а также сотрудники компании – от несчастного случая. Уже сейчас мы полностью выполнили обязательства перед застрахованными, получившими травмы при аварии. Выплаты были произведены в течение двух дней, по упрощенному набору документов. Наши специалисты активно помогали пострадавшим в их сборе, в том числе сами приходили в больницу, чтобы подписать заявление на получение выплаты. Мы также сделали все возможное и готовы произвести выплаты наследникам погибших, как только произойдет вступление в права наследования (по законодательству РФ это происходит не ранее чем через шесть месяцев с момента гибели). Что касается выплаты по договору страхования имущества, мы будем готовы выполнить свои обязательства после того, как будут официально установлены причины аварии и получен от клиента график финансирования ремонтно-восстановительных работ, а также ряд других необходимых документов.

– С чем связано, что компания «РОСНО» отказалась страховать Саяно-Шушенскую на будущий год?

– Мы отказались страховать Саяно-Шушенскую ГЭС на прежних условиях как объект, на котором не было аварии. Трагедия произошла в период проведения конкурса, следовательно – изменились степень и природа риска (фактически полное прекращение производственного функционирования ГЭС может повлечь за собой процессы, которые на данный момент трудно прогнозировать, природно-климатические факторы могут оказывать влияние на саму плотину), а также ряд других условий, которые традиционно заявляются в техническом задании. Работы по восстановлению, которые сейчас осуществляются на ГЭС, также значительно влияют на степень страхуемого риска. В страховой практике любые строительно-монтажные работы на объекте оцениваются специалистами со значительно большим риском, чем при обычном имущественном страховании.

Заключать сегодня соглашение о будущем страховании Саяно-Шушенской ГЭС без учета того, что на объекте произошла колоссальная авария, – немыслимо. По нашей информации, большинство лидеров перестраховочного рынка (по крайней мере те компании, которые сотрудничают с нами по различным видам страхования) разделяют мнение о некорректности и невозможности перестрахования рисков разрушенной Саяно-Шушенской ГЭС без проведения дополнительных экспертиз и выработки новых стандартов. Более того, многие перестраховочные компании сегодня уже заговорили о необходимости пересмотра действующих договоров по ГЭС, и их можно понять.

Задача профессионального страховщика – предпринять все возможное, чтобы страховые события наступали как можно реже, а если они все-таки случаются – чтобы у нас были все основания и инструменты для поддержки страхователя в трудной ситуации. Именно поэтому мы обязаны в полном объеме использовать все знания, которые у нас есть, все ноу-хау и привносить весь получаемый в нашей работе опыт в оценку последующих рисков. Иное поведение означает неправильное понимание происходящего и нежелание извлекать уроки.

– Что именно должно измениться в страховании гидроэлектростанций?

– Опыт Саяно-Шушенской ГЭС показал, что при страховании любых гидроэлектростанций нужен дифференцированный принцип формирования страховых объектов и, соответственно, страховых сумм по ним. Изменение подхода к предстраховому сюрвею приведет к увеличению уровня оценок максимально возможных убытков, а следовательно – должен увеличиться лимит на один страховой случай. Кроме того, должны пересматриваться параметры страхового покрытия и исключений из него. Нужны ограничения по возрасту оборудования, принимаемого на страхование, ужесточение требований к выполнению предписаний Ростехнадзора и других надзорных органов. Уже сейчас идет ужесточение андеррайтинговой и ценовой политики как страховщиков, так и перестраховщиков. Все эти изменения – типичная и абсолютно профессиональная реакция профессионального сообщества, которую мы наблюдали в прошлом: случавшиеся в мире катастрофы не раз меняли подход к рискам, оказывали влияние на цены. Другой подход был бы просто безответственным. Профессиональные международные перестраховщики уже сейчас указывают на необходимость срочных и кардинальных изменений в подходах к построению страховой и перестраховочной защиты гидротехнических сооружений. Я считаю важным с максимальной серьезностью отнестись к мнению и рекомендациям. Мы не сможем двигаться дальше, развивать рынок и совершенствовать страховую защиту, если будем делать вид, что ничего не произошло.

– Ускорит ли авария на Саяно-Шушенской ГЭС принятие проекта закона об ОПО (опасных производственных объектах), который уже не первый год обсуждается в России?

– Я очень на это надеюсь. Хотелось бы рассчитывать не только на то, что будет наконец-то принят закон об обязательном страховании ответственности владельцев опасных производственных объектов. Важно также, чтобы были выведены какие-то объективные критерии и минимальные требования по страховым суммам и другим условиям. Кроме того, представляется необходимым введение обязательного страхования жизни и здоровья работников этих опасных объектов. У них должна быть нормальная цивилизованная страховая защита на случай, если что-то произойдет, со страховой суммой по полису страхования жизни не менее двух миллионов рублей, аналогично тому, как это принято в авиационном страховании.

– Согласны ли вы с тем, что бизнес не в состоянии полностью справиться с ущербом от подобных аварий и что риски такого масштаба должно брать на себя государство?

– Я считаю, совершенно неправильно перекладывать все риски на плечи государства. У него есть другие задачи и другие многочисленные статьи расходов, требующие вложения бюджетных средств. Частный страховой рынок может и должен взять на себя данные риски, как это происходит на Западе, единственное – для этого должны быть созданы необходимые условия. Крупные международные компании, представляющие перестраховочный рынок, также выражают готовность участвовать в покрытии подобных рисков. При создании соответствующей нормативной базы страхование в состоянии быть полноценным инструментом защиты от рисков такого происхождения. Это обычная практика для страхового рынка. >Независимая газета Баумгертнер О.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 579
Рубрика: Страхование


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003