New York Times: По мере того, как российская экономика рассыпается на куски, в стране начинается политическое брожение
Спустя год после того, как Дмитрий Медведев наследовал Владимиру Путину в роли президента, большинство либерально настроенных россиян расстались с надеждами на реальную политическую оттепель сверху, - пишет New York Times.
Но, в то время как активисты вспоминают переломное политическое событие 20-летней давности - знаменательный Съезд народных депутатов, ставший первый демократически избранным органом Советского Союза - в стране появляются признаки растущего спроса на гражданский дискурс. Тем временем, культурная жизнь, которая часто является законодателем политической моды в России, несет в себе слабые, но легко узнаваемые отголоски перестройки, начатой в советском обществе Михаилом Горбачевым в 1980-х годах.
Финансовый кризис помог выявить эти тенденции: Кремль, который более не может гарантировать россиянам, амбициозным и не очень, преимущества нефтяного богатства, идет на уступки в культурной сфере. Некоторые проявления очень политизированы.
Например, в мае Союз солидарности с политзаключенными организовал концерт с целью собрать денег для десятков заключенных и других людей, находящихся под следствием, среди которых журналисты, ученые, подозреваемые чеченские террористы и бывшие менеджеры нефтяной компании ЮКОС, разрушенной государством.
Зал на 1300 человек, где проходил концерт, был заполнен почти полностью. Лозунг концерт - "За вашу и нашу свободу" - является девизом, который сделали знаменитым восемь протестующих смельчаков, развернувших плакаты с этим словами на Красной площади после того, как СССР вторгся в Чехословакию в 1968 году.
Хедлайнерамм концерта стали певец Юлий Ким, получивший свою известность в диссидентских кругах в советские времена, и сатирик Виктор Шендерович, который был завсегдатаем пост-советского телевидения в 1990-х, но с тех пор был "сослан" на радио после того, как его сатира разозлила Кремль.
Распорядитель концерта Шендерович заявил со сцены, что организаторы не испытали никаких трудностей с приглашением исполнителей.
"Мы надеемся, что подобные концерты станут традицией, - сказал он. - У нас уже есть длинная очередь из людей, которые позвонили и сказали, что почтут за честь присоединиться к нам в следующий раз".
Г-н Ким исполнял старые песни, заявив, что у них появилось новое значение. "Песне "Вальс адвоката" более 40 лет", - сказал он, представляя песню, которую он написал о советских диссидентах 1968 года и об адвокате, пытавшемся защищать их от предопределенного судебного приговора.
"Теперь эту песню легко можно петь в Басманном суде", - сказал Ким, ссылаясь на суд, где слушались многие дела, в которых были завязаны компания ЮКОС и ее основатель Михаил Ходорковский. Эти дела стали примером того, как Кремль манипулирует судебной системой, говорят российские правозащитники. Г-н Ким также исполнил песню о советском молодежном движении, которую он переделал в прошлом году в частушку о растущей шпиономании.
Если в 1990-х года россияне боролись за выживание или пытались заработать немного денег, а в эпоху Путина соревновались между собой в потребительстве, то сегодня люди, похоже, вновь открыли для себя необходимость собираться и разговаривать на обновленных советских кухнях.
Квартирники, ставшие традицией для советского подполья, переживают возрождение, а салоны по приглашению соревнуются за гостей с ночными клубами. Глянцевые журналы пишут о "новой искренности" и "новой духовности", рассказывая о том, как состоятельные россияне, зализывающие раны, нанесенные кризисом, предпочитают собираться за кухонным столом, а не идти в модный ресторан.
Лекции на всевозможные темы от искусства и архитектуры до окружающей среды и духовности привлекают огромные толпы, что является еще одним откатом к концу 1980-х.
Литературный критик Александр Шаталов говорит, что это отражает накопленную потребность в творчестве и политических дискуссиях.
"В отсутствие реальной политики и оппозиции искусство вновь берет на себя функцию выражения альтернативных мнений", - говорит он, замечая, что подобные художественные мероприятия и лекции часто спонсируются богатыми россиянами, которые хотят "наверстать упущенное".
Но они - не единственные спонсоры. Некоторые из мероприятий берут свои отчетливые корни в Кремле, говорит Вадим Белов, редактор журнала "Социалист", публикующегося институтом "Справедливый мир", который был создан председателем российского Совета федерации Сергеем Мироновым. Г-н Белов организует для журнала "круглые столы", за которыми происходят дискуссии.
В российском парламенте доминирует "Единая Россия" - партия, созданная и возглавляемая г-ном Путиным. Она также играет роль хозяина для "круглых столов", проводимых в гламурных местах недалеко от Кремля. За этими "круглыми столами" знаменитые актеры, топ-менеджеры и политологи обсуждают будущее России.
"С помощью этих людей власти пытаются создать подобие общественного мнения", - говорит г-н Белов. Это также означает распространение обсуждений в более широких кругах. Г-н Белов говорит, что г-н Медведев раздразнил российских либералов в апреле, когда он пригласил жестких критиков Кремля, таких как Ирина Ясина и Дмитрий Орешкин, назвавший в свое время Путина "мелким Гитлером", присоединиться к президентской комиссии по защите прав человека.
"Власти открыли ящик Пандоры, что совпало с общественным спросом на гражданскую деятельность", - говорит г-н Белов, которого можно назвать эклектиком. Он цитирует теорию гражданского общества итальянского марксиста Антонио Грамши (Antonio Gramsci) и говорит, что Кремль боится потери контроля и повторения перестройки, которая тоже была начата сверху и "закончилась трагически".
"У нее был набор целей, но результат оказался абсолютно противоположным этим целям, - говорит о перестройки, начатой Горбачевым, Белов. - Я думаю, что страх того, что история вновь повторится, предотвращает запуск этого механизма в полную силу".
Перестройка также ассоциировалась с крупными демонстрациями, повторения которых с тех пор не было. Но виртуальные демонстрации стали обычным событием в российских блогах, которые находят новый повод для объединения и протеста каждую неделю.
Среди последних событий, которые заставили блоггеров поставить под сомнение всю российскую систему: милицейский начальник, расстрелявший людей в супермаркете; офицер милиции, насмерть сбивший на пешеходном переходе беременную женщину; и маленькая девочка, чье возвращение из Португалии, где она жила в приемной семье, в бедную российскую деревню, к своей матери, которая вероятно является алкоголичкой, было разрекламировано в государственной прессе как дипломатический триумф.
Ветераны перестройки скептически относятся к тому, что у этих кампаний есть какое-то будущее за пределами по-прежнему несобранной воедино группы Интернет-пользователей.
"Иногда, кажется, что что-то происходит, но иногда, кажется, что мы движемся в неверном направлении, - говорит Александр Даниэль, историк, бывший сподвижником Андрея Сахарова и одним из основателей правозащитной организации "Мемориал". - Часто оказывается, что организации подобные ДПНЕ оказываются в центре общественной жизни", - говорит он, ссылаясь на националистическое движение, выступающее против нелегальной миграции.
Во время перестройки у либеральных движений тоже был свой контрапункт в виде националистических групп, подобных движению "Память".
Молодая активистка Анна Севортьян ведет новую серию дебатов в Музее Сахарова, названную "Эхо 1989-го" и посвященную историческому Съезду народных депутатов и его значению сегодня. Она говорит, что вновь обретенный интерес к лекциям является результатом открытия "инфотейнмента" (информационно-развлекательных передач). Насколько она помнит, в перестройку все было по-другому.
"В обществе вновь существуют неопределенность и ожидания, но они не радостные, как в первые годы перестройки", - говорит она.
Перевод опубликован "ИноСМИ".
Но, в то время как активисты вспоминают переломное политическое событие 20-летней давности - знаменательный Съезд народных депутатов, ставший первый демократически избранным органом Советского Союза - в стране появляются признаки растущего спроса на гражданский дискурс. Тем временем, культурная жизнь, которая часто является законодателем политической моды в России, несет в себе слабые, но легко узнаваемые отголоски перестройки, начатой в советском обществе Михаилом Горбачевым в 1980-х годах.
Финансовый кризис помог выявить эти тенденции: Кремль, который более не может гарантировать россиянам, амбициозным и не очень, преимущества нефтяного богатства, идет на уступки в культурной сфере. Некоторые проявления очень политизированы.
Например, в мае Союз солидарности с политзаключенными организовал концерт с целью собрать денег для десятков заключенных и других людей, находящихся под следствием, среди которых журналисты, ученые, подозреваемые чеченские террористы и бывшие менеджеры нефтяной компании ЮКОС, разрушенной государством.
Зал на 1300 человек, где проходил концерт, был заполнен почти полностью. Лозунг концерт - "За вашу и нашу свободу" - является девизом, который сделали знаменитым восемь протестующих смельчаков, развернувших плакаты с этим словами на Красной площади после того, как СССР вторгся в Чехословакию в 1968 году.
Хедлайнерамм концерта стали певец Юлий Ким, получивший свою известность в диссидентских кругах в советские времена, и сатирик Виктор Шендерович, который был завсегдатаем пост-советского телевидения в 1990-х, но с тех пор был "сослан" на радио после того, как его сатира разозлила Кремль.
Распорядитель концерта Шендерович заявил со сцены, что организаторы не испытали никаких трудностей с приглашением исполнителей.
"Мы надеемся, что подобные концерты станут традицией, - сказал он. - У нас уже есть длинная очередь из людей, которые позвонили и сказали, что почтут за честь присоединиться к нам в следующий раз".
Г-н Ким исполнял старые песни, заявив, что у них появилось новое значение. "Песне "Вальс адвоката" более 40 лет", - сказал он, представляя песню, которую он написал о советских диссидентах 1968 года и об адвокате, пытавшемся защищать их от предопределенного судебного приговора.
"Теперь эту песню легко можно петь в Басманном суде", - сказал Ким, ссылаясь на суд, где слушались многие дела, в которых были завязаны компания ЮКОС и ее основатель Михаил Ходорковский. Эти дела стали примером того, как Кремль манипулирует судебной системой, говорят российские правозащитники. Г-н Ким также исполнил песню о советском молодежном движении, которую он переделал в прошлом году в частушку о растущей шпиономании.
Если в 1990-х года россияне боролись за выживание или пытались заработать немного денег, а в эпоху Путина соревновались между собой в потребительстве, то сегодня люди, похоже, вновь открыли для себя необходимость собираться и разговаривать на обновленных советских кухнях.
Квартирники, ставшие традицией для советского подполья, переживают возрождение, а салоны по приглашению соревнуются за гостей с ночными клубами. Глянцевые журналы пишут о "новой искренности" и "новой духовности", рассказывая о том, как состоятельные россияне, зализывающие раны, нанесенные кризисом, предпочитают собираться за кухонным столом, а не идти в модный ресторан.
Лекции на всевозможные темы от искусства и архитектуры до окружающей среды и духовности привлекают огромные толпы, что является еще одним откатом к концу 1980-х.
Литературный критик Александр Шаталов говорит, что это отражает накопленную потребность в творчестве и политических дискуссиях.
"В отсутствие реальной политики и оппозиции искусство вновь берет на себя функцию выражения альтернативных мнений", - говорит он, замечая, что подобные художественные мероприятия и лекции часто спонсируются богатыми россиянами, которые хотят "наверстать упущенное".
Но они - не единственные спонсоры. Некоторые из мероприятий берут свои отчетливые корни в Кремле, говорит Вадим Белов, редактор журнала "Социалист", публикующегося институтом "Справедливый мир", который был создан председателем российского Совета федерации Сергеем Мироновым. Г-н Белов организует для журнала "круглые столы", за которыми происходят дискуссии.
В российском парламенте доминирует "Единая Россия" - партия, созданная и возглавляемая г-ном Путиным. Она также играет роль хозяина для "круглых столов", проводимых в гламурных местах недалеко от Кремля. За этими "круглыми столами" знаменитые актеры, топ-менеджеры и политологи обсуждают будущее России.
"С помощью этих людей власти пытаются создать подобие общественного мнения", - говорит г-н Белов. Это также означает распространение обсуждений в более широких кругах. Г-н Белов говорит, что г-н Медведев раздразнил российских либералов в апреле, когда он пригласил жестких критиков Кремля, таких как Ирина Ясина и Дмитрий Орешкин, назвавший в свое время Путина "мелким Гитлером", присоединиться к президентской комиссии по защите прав человека.
"Власти открыли ящик Пандоры, что совпало с общественным спросом на гражданскую деятельность", - говорит г-н Белов, которого можно назвать эклектиком. Он цитирует теорию гражданского общества итальянского марксиста Антонио Грамши (Antonio Gramsci) и говорит, что Кремль боится потери контроля и повторения перестройки, которая тоже была начата сверху и "закончилась трагически".
"У нее был набор целей, но результат оказался абсолютно противоположным этим целям, - говорит о перестройки, начатой Горбачевым, Белов. - Я думаю, что страх того, что история вновь повторится, предотвращает запуск этого механизма в полную силу".
Перестройка также ассоциировалась с крупными демонстрациями, повторения которых с тех пор не было. Но виртуальные демонстрации стали обычным событием в российских блогах, которые находят новый повод для объединения и протеста каждую неделю.
Среди последних событий, которые заставили блоггеров поставить под сомнение всю российскую систему: милицейский начальник, расстрелявший людей в супермаркете; офицер милиции, насмерть сбивший на пешеходном переходе беременную женщину; и маленькая девочка, чье возвращение из Португалии, где она жила в приемной семье, в бедную российскую деревню, к своей матери, которая вероятно является алкоголичкой, было разрекламировано в государственной прессе как дипломатический триумф.
Ветераны перестройки скептически относятся к тому, что у этих кампаний есть какое-то будущее за пределами по-прежнему несобранной воедино группы Интернет-пользователей.
"Иногда, кажется, что что-то происходит, но иногда, кажется, что мы движемся в неверном направлении, - говорит Александр Даниэль, историк, бывший сподвижником Андрея Сахарова и одним из основателей правозащитной организации "Мемориал". - Часто оказывается, что организации подобные ДПНЕ оказываются в центре общественной жизни", - говорит он, ссылаясь на националистическое движение, выступающее против нелегальной миграции.
Во время перестройки у либеральных движений тоже был свой контрапункт в виде националистических групп, подобных движению "Память".
Молодая активистка Анна Севортьян ведет новую серию дебатов в Музее Сахарова, названную "Эхо 1989-го" и посвященную историческому Съезду народных депутатов и его значению сегодня. Она говорит, что вновь обретенный интерес к лекциям является результатом открытия "инфотейнмента" (информационно-развлекательных передач). Насколько она помнит, в перестройку все было по-другому.
"В обществе вновь существуют неопределенность и ожидания, но они не радостные, как в первые годы перестройки", - говорит она.
Перевод опубликован "ИноСМИ".