Электроэнергетические компании вынуждены балансировать, готовясь к выходу из рецессии
Перед электроэнергетическими компаниями стоит трудная задача — они вынуждены искать баланс между решением проблем, вызванных ограничениями в условиях экономического спада, и обеспечением финансирования, необходимого для удовлетворения будущих потребностей в энергии, обеспечения надежности поставок и решения вопросов, связанных с изменением климата. Обзор «Мировой электроэнергетический рынок в 2009 г.: мир после кризиса» (Global Utilities Survey 2009), подготовленный PricewaterhouseCoopers, выдвигает на первый план нелегкую задачу: выстоять в условиях кризиса, не упуская из виду долгосрочные планы. Новый выпуск ежегодного обзора отражает мнения руководителей 65 ведущих энергетических компаний в 39 странах.
Ниже представлены основные результаты опроса.
* Потребности в инфраструктурных инвестициях остаются высокими. Для большинства компаний приоритетной задачей является развитие новых и модернизация уже существующих генерирующих мощностей. По словам 83% респондентов, их компании планируют осуществить инвестиции в средних или больших объемах в новые генерирующие мощности, а 79% респондентов сообщили, что их компании будут инвестировать средства в указанном объеме в передающие мощности.
* Существует повсеместная обеспокоенность по поводу нехватки капитала. Компании испытывают большие сомнения в том, что смогут вовремя получить инвестиции, необходимые для удовлетворения будущего спроса на электроэнергию и решения проблем, связанных с изменением климата. Две трети (67%) респондентов сообщили, что нехватка капитала оказывает большое или очень большое влияние на деятельность их компаний. По мнению двух третей респондентов, проблемы, связанные с получением финансирования, создают препятствия средней или высокой степени сложности для реализации проектов.
* Для повышения доли возобновляемых источников энергии в общем энергоснабжении требуются экономические стимулы. Около 60% респондентов считают, что на их программы инвестиций в возобновляемые источники энергии влияет отсутствие четко сформулированной государственной политики в этой области и недостаточная финансовая поддержка. После периода рекордно высоких цен на электроэнергию и последовавшего за ним спада лишь 28% респондентов полагают, что несубсидируемые возобновляемые источники энергии могут в промышленном масштабе конкурировать с ископаемыми источниками энергии.
* Обеспокоенность по поводу того, что мероприятия по борьбе с последствиями изменения климата могут оказаться нерезультативными. Энергетические компании, участвовавшие в нашем обзоре, отмечают важность наличия более четкой государственной политики по преодолению последствий изменения климата и вместе с тем выражают обеспокоенность по поводу того, что экономический спад снижает результативность борьбы с изменением климата. По мнению 79% респондентов, экономический спад замедлит работу по преодолению последствий изменения климата, а две трети респондентов считают, что влияние кризиса на эти мероприятия будет сильным или очень сильным.
В обзоре содержатся выводы о том, в какой степени энергетические компании считают новые технологии ключевым фактором будущего развития. В последующее десятилетие ожидается, что новые технологии кардинальным образом повлияют на рациональное использование электроэнергии, применение солнечной энергии, комбинированное производство электроэнергии и тепла, распределенное производство и выработку энергии с использованием возобновляемых источников. Технологии улавливания и хранения диоксида углерода будут иметь долгосрочное значение в борьбе с изменением климата. Так, 83% респондентов, представляющих европейские энергетические компании, сообщили, что их руководство рассматривает возможность внедрения технологий по улавливанию и хранению углерода.
Важность новых технологий сегодня и в будущем настолько велика, что участники обзора намного больше опасаются конкуренции со стороны производителей оборудования и высокотехнологичных предприятий, нежели прямой конкуренции на розничном рынке со стороны других местных электроэнергетических компаний.
Манфред Виганд, руководитель практики PricewaterhouseCoopers по предоставлению услуг предприятиям электроэнергетического сектора, комментирует ситуацию:
«В ближайшие десять лет технологии будут играть ключевую роль в обеспечении конкурентных преимуществ. Несмотря на существующий кризис, компании, стремящиеся к расширению своей деятельности, обращают взоры в сторону низкоуглеродной экономики с высоким уровнем энергопотребления. Это потребует смелых стратегических и инвестиционных решений.
По вполне понятным причинам энергетические компании понимают всю важность финансовых факторов, а также обязательств и политики правительств в сфере будущего энергообеспечения и борьбы с глобальным потеплением. В условиях финансовых ограничений еще более важно, чтобы на Саммите ООН по проблемам климата, который состоится в Копенгагене в декабре этого года, было достигнуто эффективное соглашение между правительствами, так как это позволит установить четкие принципы производства более чистой электроэнергии.
Совершенно очевидно, что невозможно достаточно быстро инвестировать средства в альтернативные источники, чтобы вытеснить углеводородную электроэнергию. Разработка технологий по улавливанию и хранению диоксида углерода в электростанциях на твердом топливе, возможно, станет важнейшей единой программой в энергетическом секторе в следующем десятилетии. Как и в случае с возобновляемыми источниками энергии, это потребует высокоэффективных экономических стимулов и ценовых сигналов».
Наряду с инвестициями в технологии по улавливанию и хранению углерода обзор PwC освещает некоторые важные меры, осуществляемые компаниями:
* Эффективное управление технологическими процессами для обеспечения поставок газа и инвестирования в цепочки поставок сжиженного природного газа (LNG)
* Горизонтальная экспансия с целью расширения присутствия в сфере производства энергии с использованием возобновляемых источников и атомной энергии
* Развитие новых технических возможностей для разведывания новых источников производства электроэнергии
* Исследование возможности более гибкого сочетания распределенных энергетических систем и возможностей «умной» сети.
Инвестиционные задачи энергетического сектора вытекают из трех основных требований — модернизация, диверсификация и рост. Необходимость модернизации изношенной инфраструктуры может быть частично снята падением спроса, однако основное требование замены или модернизации сетей и оборудования по-прежнему будет являться актуальным. Точно так же сохраняется необходимость диверсификации, обусловленная двойной задачей обеспечения более высокой надежности поставок энергии и решения проблем, связанных с изменением климата. Что касается изменения климата, то ученые уже пришли к единому мнению о том, что необходимость осуществления результативных мер в этой сфере назрела как никогда.
В марте 2009 г. около 60 руководителей ведущих европейских энергетических компаний, включая Eon, RWE, EDF, Enel и Iberdrola встретились в Брюсселе для обсуждения совместных действий, направленных на развитие использования источников энергии с низким содержанием углерода. Участники взяли на себя обязательства реализовать программу к 2050 г., однако заявили о необходимости государственного субсидирования технологий улавливания и хранения диоксида углеводорода, что является необходимым для осуществления поставленной цели.
Вопросы, представленные в совместной декларации руководителей энергетических компаний, также нашли отражение в действиях, которые наши респонденты считают важными для решения вопросов энергобезопасности. Эти меры включают повышение открытости рынка, увеличение производства электроэнергии из возобновляемых источников и реализацию программ торговли квотами на выбросы в рамках внедрения технологий по улавливанию и хранению диоксида углерода. По мнению респондентов, именно эти меры возглавляют перечень факторов, способных оказать сильное или очень сильное положительное влияние на энергобезопасность.
Обеспечение поставок, особенно природного газа, остается жизненно важным вопросом для большинства электроэнергетических компаний, и обзор PwC показывает, что за последние годы компании активизировали свою закупочную стратегию и борьбу за доступ к ресурсам. Так, вследствие сокращения добычи углеводородов в Северном море, Великобритания старается заключать долгосрочные контракты на поставку газа из–за рубежа. Британские энергетические компании подписали долгосрочные контракты на поставку газа с Statoil (Норвегия) — поставка по газопроводу «Лангелед»; с «Газпромом» (Россия) — через Европу и Интерконнектор «Бактон-Зеебрюгге», а также контракты на поставку сжиженного природного газа из таких источников, как Катар
По мнению Александра Чмеля, руководителя отдела аудиторских и консультационных услуг предприятиям электроэнергетического сектора PricewaterhouseCoopers в России, в будущем роль и масштаб влияния на окружающую среду энергетических компаний изменятся:
«На смену традиционным границам и сферам деятельности придут новые, более масштабные, функции и задачи. Уже сегодня энергетические компании ряда стран рассматривают возможность развития сетей зарядных станций для электромобилей с использованием электроэнергии в период ночного снижения потребления. Нанотехнологии возможно помогут совершить прорыв в повышении КПД солнечных батарей до уровня, который позволит им конкурировать с атомной энергетикой.
Для российской электроэнергетики и машиностроения не менее актуальными являются вопросы государственной поддержки в части разработки и внедрения технологий производства более чистой электроэнергии и мероприятий по борьбе с последствиями изменения климата.
Технология связывания диоксида углерода предполагает строительство подземных хранилищ углерода и поэтому потребует создания новых альянсов с энергетическими и нефтяными компаниями. Первопроходцы, которые раньше других займутся разработкой экономически окупаемых технологий по улавливанию углерода в промышленном масштабе, получат безусловные конкурентные преимущества в будущем».