"European Voice:"Большая игра" с неизвестными последствиями"Хотя Восточную Европу сейчас больше всего волнует неблагоприятная экономическая конъюнктура, нельзя забывать и о сдерживании растущего российского влияния в этом регионе
На восточных рубежах Европейского союза разворачивается современный вариант "Большой игры" - так называли в 19 веке стратегическое соперничество между Российской и Британской империями в Центральной Азии, пишет британское издание European Voice.
В те времена центром противостояния были Персия и азиатские "станы", - особенно Афганистан - составлявшие "буферную зону" между британскими владениями в Индии и Россией, активно расширявшей свою территорию. Сегодня "горячие точки" расположены в Восточной и Юго-Восточной Европе, причем особой остротой борьба за влияние между Россией и ЕС отличается на Украине.
Как отмечает Томаш Валашек (Tomas Valasek) из Центра европейских реформ (Centre for European Reform) - аналитического института со штаб-квартирой в Лондоне - война между Грузией и Россией в августе 2008 г. затруднила реализацию задач ЕС в Восточной Европе. Этот конфликт наглядно продемонстрировал, что Москва будет активно противодействовать западному влиянию у своих границ. У восточноевропейских стран есть все основания беспокоиться, что их прозападный курс может вызвать гнев Кремля.
Партнеры
В этом состоит одна из причин, по которым негативное воздействие на Восточную Европу вызванного кредитным кризисом общемирового экономического спада, который сегодня все чаще называют "Великой рецессией", вызывает столь тревожное чувство. Если ЕС не задействует свои возможности для оказания скоординированной помощи посткоммунистическим странам-участницам и соседям вроде Украины, экономические и политические преобразования, осуществляемые в этих государствах, замедлятся, а в некоторых случаях, возможно, и будут обращены вспять. В этом отношении ситуация сегодня выглядит лучше, чем ожидалось полгода назад. Многие, однако, сомневаются, что принимаемых мер достаточно.
Несколько лет назад в Киеве один шведский дипломат в неофициальной беседе поделился со мной таким наблюдением: ЕС очень повезло - он начал осуществлять расширение в крайне благоприятной ситуации. Россия, напомнил он, в тот момент была слаба - ее одолевали политические потрясения и экономический коллапс. Парадоксально, но факт: сегодня, когда по Центральной и Восточной Европе катится ураган кризиса, ситуация в России (что для многих стало неожиданностью) снова выглядит неустойчивой. Всего несколько месяцев назад многие экономисты прогнозировали, что эта страна переживет экономические неурядицы благополучнее, чем многие другие. Сегодня, однако, стало очевидно: спад в России носит более глубокий и резкий характер, чем во всех других крупных экономических державах.
Согласно прогнозу инвестиционного банка Barclays Capital, ВВП России в этом году сократится на целых 6,9% - это худший показатель для всех более или менее крупных государств с развивающейся рыночной экономикой. Для сравнения: аналогичный прогноз по зоне евро составляет 3,7%.
Сырьевая проблема
Проблемы для России создает не только падение нефтяных цен, снизившихся за прошедший год со 150 до 50 с небольшим долларов за баррель. Как отметил на прошлой неделе, выступая в Лондоне, один из ведущих специалистов по международной экономике, в последние годы эта страна вновь упустила шанс диверсифицировать свой экономический базис и преодолеть зависимость от сырьевого экспорта.
Нельзя сказать, что ЕС не реагирует на вызов со стороны России. На прошлой неделе (7 мая) он "запустил" программу "Восточное партнерство", целевым образом ориентированную на соседние страны, стремящиеся к укреплению связей с Союзом. Он пообещал выделить 600 миллионов евро постсоветским государствам - Армении, Азербайджану, Беларуси, Грузии, Украине и Молдове.
В марте ЕС увеличил до 50 миллиардов евро фонд своего органа, занимающегося кредитованием платежного баланса; на момент создания в 2002 г. в "копилку" этой структуры было внесено всего 12 миллиардов. Подобно Международному валютному фонду, Всемирному банку и Европейскому инвестиционному банку, Европейский банк реконструкции и развития - принадлежащее государствам-участницам финансовое учреждение, ориентированное на Восточную Европу и Центральную Азию - наращивает кредитование стран этого региона. На прошлой неделе (8 мая) руководство банка объявило о предоставлении восточноевропейским филиалам итальянского банка UniCredit 432 миллионов евро.
Региональное сотрудничество
Центробанки стран ЕС, органы финансового регулирования и министерства финансов без лишнего шума налаживают сотрудничество в целях сдерживания кредитного кризиса в странах региона, в чьей банковской системе преобладают финансовые учреждения со штаб-квартирами в Италии, Австрии и странах Северной Европы.
В прошлом месяце специалисты из инвестиционного банка Goldman Sachs обнаружили, что эти банки пролонгируют кредиты, выданные в странах Восточной Европы, а не выводят оттуда капиталы, как ожидалось полгода назад - если бы этот неблагоприятный сценарий стал реальностью, регион ждал бы экономический крах. Подобная катастрофа рикошетом ударила бы и по западноевропейским банкам: они понесли бы гигантские убытки от невыплаченных займов, помимо тех, что уже вызваны кредитным кризисом, спровоцированным крушением рынка субстандартной ипотеки. Считается, что особой уязвимостью перед лицом явления, которое МВФ в апреле назвал "негативным контуром обратной связи", обладает Австрия. Это позволяет объяснить причины, по которым западноевропейские государства уделяют такое внимание сдерживанию кризиса на Востоке.
Тем не менее, сохраняет актуальность вопрос: какой будет новая модель экономического развития в Восточной Европе? Прежняя, основанная на прямых зарубежных инвестициях, в основном из западной части Континента, утратила дееспособность, поскольку деловое сообщество Запада урезает планы расширения своей деятельности.
Наряду с обеспечением достаточного объема государственной финансовой помощи для компенсации сокращения частного кредитования, существует еще один важнейший элемент: нельзя допустить, чтобы богатые страны ЕС начали проводить протекционистскую политику или побуждать свои компании к сворачиванию деловых операций в Восточной Европе. Будем надеяться также, что Европейский Центробанк (ЕЦБ) действует за кулисами активнее, чем может показаться исходя из того, о чем объявляется публично. ЕЦБ обладает достаточным авторитетом, чтобы эффективно выполнять координирующие функции, что позволит правительствам западноевропейских стран избежать активного вовлечения в ситуацию, которое, как они опасаются, может подорвать (правильный) индивидуальный подход, при ведущей роли МВФ, к преодолению кризиса в восточноевропейских странах-участницах ЕС.
Главной опасностью для Восточной Европы - как и для других регионов мира - остается неблагоприятная конъюнктура в мировой экономике. Однако, как отмечают Золт Давраш (Zolt Darvas) и Жан Пизани-Ферри (Jean Pisani-Ferry) из брюссельского аналитического центра Bruegel, объединенная Европа должна избежать разброда, который, увы, она столь часто демонстрировала в последнее время. Ставки в игре крайне высоки: на кону успех политики расширения и сдерживание российского влияния.