"Эксперт-Урал": Металл и камень

Четверг, 11 ноября 2004 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Асфан Хисматулин по образованию — инженер-металлург, по должности — заведующий кафедрой ювелирного искусства архитектурно-художественной академии. На пересечении работы и увлечения и родилась его ювелирная коллекция. Особенности собрания — "уральскость" и эксклюзивность: Асфан Канифулович собирает изделия исключительно местных мастеров, и многие выполнены по его заказу. Наш разговор — о двух материалах, металле и камне. А самое красивое соединение они находят в ювелирных украшениях.

- Так получилось, что история моего рода связана с металлом, а именно — с золотом. Мы из поселка Ис под Качканаром, где находился крупный золотоплатиновый прииск. Там до сих пор вся округа изрыта, а под кладбищем сохранился золотоносный пласт, по официальным данным, один из самых мощных в мире. Мой прадед работал ямщиком на прииске и собрал полную шапку золотых монет, которыми с ним расплачивались. Он подарил ее своей будущей жене. Отец был зубным техником, и в 11 лет я помогал отцу катать заготовки из золота, а протезы изготавливаются по ювелирным технологиям. И профессию выбрал связанную с металлом, правда, сначала не сколь изысканным, как драгоценным. В середине 90-х я занимался выпуском печей, в том числе для ювелирного производства. Наши известные мастера, такие как Устюжанин, Ветров, Сочнев, приобретали мои печи в обмен на свои произведения: своеобразный бартер времен дефицита живых денег. Так, волей случая и социальных передряг была заложена основа моей коллекции. На самом деле, конечно, все закономерно. Сначала я работал на первом уровне, технологическом — делал оборудование. Когда он оказался достаточен, перешел на второй — готовлю тех, кто на этом оборудовании работает, ювелиров.

- Ваша коллекция существует в формате "носить" или "лежать"?

- Красивые вещи не должны "лежать под сукном". Они должны эксплуатироваться: либо носиться, либо выставляться. Жена, конечно, пользуется брошами и кольцами практически. Но есть изделия, представляющие историко-культурную ценность, их мы просто храним. Вообще коллекция — живой организм: что-то в ней устаревает, отодвигается на второй план. Что-то "расцветает" в определенный момент. Некоторые вещи уходят, появляются новые.

- У меня сложилось впечатление, что большинство людей, интересующихся ювелирными украшениями, предпочитают заграничные вещи.

- Действительно, даже в таком ювелирно продвинутом городе, как Екатеринбург, не сложился рынок заказных ювелирных произведений местных мастеров. Может быть, это дело времени. А в кругах специалистов уральские художники котируются высоко. Например, у меня есть брошь, выполненная Владимиром Устюжаниным, — она выиграла международный конкурс и таким образом получила международное признание. Недавно к нам на кафедру пришла работать Елена Опалева, обладатель Алмазной премии De Beers. По моему заказу она создала эксклюзивный проект — колье с двухкаратным изумрудом в центре, вещь высокой художественной ценности.

- Что для вас важнее в изделии, камень или металл?

- Однозначного ответа нет. Камень — признак могущества. В литературе описаны эмоциональные взаимоотношения людей и камней. Например, камни помогают при решении серьезных вопросов. На важные переговоры я нередко надеваю перстень с хорошим крупным камнем. Металл же вообще наш родовой материал. А еще я очень люблю мелкую кабинетную пластику, где камень и металл сочетаются, и тоже ее коллекционирую. Это вещицы, украшающие быт, подчеркивающие вкус, стиль хозяина. На мой взгляд, такие предметы вообще не должны нести утилитарную функцию, тогда это будет чистая эмоция, подарок. Кстати, меня удивляет, что многие российские мужчины советуются с женами, какой подарок преподнести, перекладывая этим на них часть ответственности и в то же время лишая себя значительного удовольствия.

- Скажите, ювелирная коллекция — наверняка хорошее вложение средств?

- К сожалению, не наверняка. Российская ситуация здесь кардинально отличается от заграничной. У нас ювелирные изделия не работают как залог, есть проблемы с их ликвидностью. А вот как бизнес ювелирное дело имеет большие перспективы. Оно компактное и достаточно капиталоемкое: килограмм ювелирной массовки по стоимости соответствует вагону стали! В Екатеринбурге в год изготавливается около тонны ювелирки — это можно сравнить с деятельностью крупного металлургического комбината, но без строительства "завода или парохода". И еще привлекательный момент: это сплав технологии и искусства. Я и свою работу в ювелирной сфере воспринимаю именно так. Коллекция же для меня — элемент и хобби, и профессионального роста, и житейского прагматизма, и даже продюсерских начинаний.

http://www.jewellernet.ru

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 809
Рубрика: Металлургия


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003