"Газета": В Багдаде все спокойно

Понедельник, 13 апреля 2009 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Это первый визит в Россию главы иракского кабинета министров, сформированного на основе принятой в октябре 2005 года конституции страны. Аль-Малики в ходе переговоров со своим российским коллегой Владимиром Путиным подтвердил заинтересованность иракской стороны в расширении сотрудничества с Россией и в возвращении российских компаний, прежде всего нефтяных, в Ирак. «Багдад гарантирует защиту инвестиций и капвложений в иракскую экономику», - заявил он. Ирак может пойти на возобновление контрактов российских компаний из-за списания большей части долга российской стороной и в обмен на отмену до сих пор действующих санкций, на что может повлиять Россия.

Спор вокруг «Западной Курны»

Напомним, до падения режима Саддама Хусейна Ирак был одним из основных торговых партнеров России. Так, ЛУКОЙЛ в марте 1997 года заключил с министерством нефти Ирака контракт на разработку второй очереди одного из крупнейших в мире месторождений «Западная Курна - 2» (его доказанные запасы оцениваются в 6 млрд баррелей нефти). Однако в 2002 году Багдад расторг соглашение, ссылаясь на невыполнение условий контракта российской стороной. А в конце 2007 года министр нефти Ирака Хусейн аш-Шахристани объявил, что контракт восстановлению не подлежит, а ЛУКОЙЛ может участвовать в новом тендере на общих условиях, без возврата инвестиций, вложенных в геологоразведку и обучение персонала. ЛУКОЙЛ оспаривает это решение.

В ходе последних московских переговоров стороны договорились активизировать довоенные контракты в ближайшее время, однако входит ли контракт ЛУКОЙЛА в их число, осталось неясным.

После встречи с аль-Малики президент ЛУКОЙЛА Вагит Алекперов лишь заявил, что ЛУКОЙЛ готов адаптировать свой контракт на разработку «Западной Курны - 2» к новому законодательству Ирака. По словам Алекперова, компания подготовлена к освоению «Западной Курны» и имеет все технические и технологические основания для скорейшего ввода в эксплуатацию этого месторождения.

Как заявил глава Минэнерго Сергей Шматко, в скором времени будет создана спецкомиссия по обзору ранее заключенных контрактов по энергетике. «Правительства двух стран дали соответствующим ведомствам поручение, чтобы работа была возобновлена», - заявил замминистра иностранных дел Александр Салтанов.

Энергетическая «Харта»

Также премьеры двух стран договорились об участии российских предприятий в тендерах на другие нефтегазовые месторождения в Ираке на равных с другими компаниями условиях. Кроме того, российской стороной были получены предложения по участию некоторых отечественных компаний («Технопромэкспорт» и «Стройтрансгаз») в восстановлении электроэнергетики и инфраструктуры Ирака. «Россия получила ряд очень соблазнительных предложений по участию российских компаний в восстановлении и модернизации электроэнергетики Ирака», - заявил Сергей Шматко. В частности, «Технопромэкспорт» и министерство электроэнергетики Ирака подписали контракт на реконструкцию ТЭС «Харта». Стоимость договора - $133 млн. Его финансирование будет осуществляться Всемирным банком. По условиям контракта в течение 30 месяцев с момента вступления его в силу «Технопромэкспорт» должен восстановить второй и третий энергоблоки «Харты» мощностью по 200 МВт каждый, в том числе осуществить поставку, монтаж и наладку оборудования российского и иностранного производства.

Премьер Владимир Путин после переговоров заявил о возможности возобновления сотрудничества России и Ирака и в военной и военно-технических сферах. «Эти переговоры у нас находятся в стадии практических контактов. Считаю, что их возобновление в полном объеме вполне вероятно», - заявил Путин.

Первым шагом на пути восстановления военно-технического сотрудничества с Ираком можно считать контракт на поставку в эту страну 22 вертолетов Ми-17. «Рассчитывать, что мы сможем возобновить военно-техническое сотрудничество с Ираком в прежних объемах, конечно же, не реально. Нет сомнения, что все оружейные сделки Багдада, по крайней мере в обозримой перспективе, будут осуществляться под жестким контролем США. Но даже при этом поставки российского оружия в Ирак могут быть значительными», - заявил один из участников российской стороны в переговорах.

Нефть в обмен на долги

Однако возобновление старых контрактов досталось России не просто так. Напомним, что в феврале 2008 года Россия простила Ираку 80% долга Саддама Хусейна, который составлял $12 млрд. Также Багдаду необходима поддержка Москвы в отмене санкций, введенных ООН против режима Саддама Хусейна, часть которых не отменена до сих пор. Для решения этой проблемы необходимо согласие всех стран - членов Совбеза ООН, в том числе и России.

В какой мере России удастся восстановить позиции СССР в Ираке?

Михаил Маргелов / председатель комитета Совета федерации по международным делам:

- Извините, но вопрос поставлен непрофессионально - это я говорю вам как арабист. Так как у Советского Союза в Ираке в разные годы и позиции бывали разные. Бывали удивительно близкие отношения, скажем, когда после Кэмп-Дэвидских соглашений 1978 года (да и даже еще раньше) мы стали переориентироваться на Ирак. Но было и переориентирование на более близкие отношения с Сирией, тогда как с Ираком появились расхождения. Потом была ирано-иракская война, где СССР одинаково продавал оружие обеим сторонам, о чем тем было известно и в результате чего удивительной близости и доверия не было. Наконец, в период Саддама Хусейна отношения также были непростые: у СССР были отношения с Иракской компартией, которую Хусейн и партия «Баас» практически вырезали. В итоге мы поддерживали формальные госотношения с баасистской партией, но в то же время скрывали у себя иракских коммунистов и поддерживали их, одновременно поддерживая Курдистан.

Что касается перспектив отношений России и Ирака, то сегодня они оптимистичные. Последний визит иракского премьера показал, что нынешнее иракское правительство вовсе не исключает Россию из потенциальных участников разработки иракских углеводородов, инфраструктурных проектов и даже сферы военно-технического сотрудничества. Поэтому я предвижу, что мы можем стать пусть не главным, но одним из самых серьезных и заметных партнеров Ирака.

Сергей Правосудов / гендиректор Института национальной энергетики:

- Сейчас ответить на этот вопрос сложно, потому что у России ведь и так были позиции в Ираке, были подписанные контракты (но они не действовали). То есть да, сейчас появляется надежда, что что-то наконец начнет реально осуществляться. Но при этом еще нужно определиться иракским властям: будет ли речь идти о сервисных контрактах или же зарубежные компании получат право распоряжаться добываемым сырьем. А от этого неизбежно будет зависеть интерес к иракским месторождениям. В любом случае будем надеяться, что наши компании вниманием обделены не будут, ведь режима санкций в Ираке уже нет. Правда, остается проблема безопасности, которая также может на многое повлиять.

Сергей Марков / депутат Госдумы (фракция «Единая Россия»), директор Института политических исследований:

- Мне кажется, что восстановить позиции СССР в Ираке не удастся, поскольку иракское правительство находится под достаточно плотным контролем США и не может существовать без их помощи. А потому Ирак не может стать нашим союзником на Ближнем Востоке, как это было раньше. Но так как он тяготится полным доминированием со стороны США, то хотел бы иметь альтернативные варианты сотрудничества. И одну из подобных небольших платформ вполне может получить Россия. Причем не стоит забывать, что в Ираке довольно много людей, которые учились в СССР, знают русский язык, знакомы с нашими инженерами и немного ностальгируют по ушедшим временам. Так что, условно говоря, мы можем получить, конечно, не 60% иностранного влияния, но 10-15%. Что же касается США, то там хотят передать контроль над Ираком иракскому правительству, сняв с себя тем самым огромное бремя иракской кампании. В этом смысле они были бы рады разделить политическую, экономическую и дипломатическую ношу поддержки иракского антихусейновского правительства с другими странами, в том числе и Россией. Поэтому, повторюсь, немного пустить Россию в Ирак - да; дать ей стать реальной альтернативой США - нет.

Михаил Крутихин / партнер консалтинговой компании RusEnergy:

- Рассуждать о переходе разговоров в реальную плоскость пока рано: это можно будет делать, только когда будут подписаны контракты. Что касается тендеров, то они, как я полагаю, будут проводиться с учетом политических особенностей сегодняшнего Ирака. Причем иракцы будут смотреть в первую очередь на то, когда уйдут американцы. Если это случится достаточно быстро, тогда российские компании, возможно, и получат шанс. Иначе, если американцы задержатся и сохранят определенный контроль, русским компаниям едва ли достанется что-то серьезное. В любом случае помешать может только политика. Так как, например, тот же ЛУКОЙЛ и другие российские компании, которые вместе участвовали в подготовке к разработке «Западной Курны - 2», сделали там много полезного. А потому о технологическом отставании говорить нельзя.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 415
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003