International Herald Tribune: Китай может выйти из кризиса окрепшим
Глобальный экономический спад, а также попытки повернуть эти тенденции вспять могут превратить Китай в еще более сильного экономического конкурента по сравнению с докризисным периодом, - пишет International Herald Tribune.
Китай, занимающий третье место в мире по объему экономики после Соединенных Штатов и Японии, уже ведет себя более напористо. Сегодня он пользуется своим необычным положением страны с огромными запасами наличности и мощной банковской системой (когда у многих стран нет ни того, ни другого) для получения природных ресурсов и обретения новых друзей.
На прошлой неделе премьер-министр Китая Вэнь Цзябао (Wen Jiabao) даже уведомил Вашингтон о следующем: будучи одним из крупнейших кредиторов США, Китай надеется, что Вашингтон обеспечит сохранность его инвестиций.
По словам аналитиков, Китай превращает экономический кризис в собственное конкурентное преимущество.
Страна использует средства из пакета экономических стимулов на сумму около 600 миллиардов долларов для того, чтобы повысить конкурентоспособность своих компаний как на местных, так и на зарубежных рынках. Деньги также идут на масштабную переподготовку рабочих-мигрантов и на расширение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Уже началось строительство новых автомагистралей и железнодорожных линий, что может привести к устойчивому снижению транспортных издержек.
И пока американское руководство ценой огромных усилий пытается оживить систему кредитования (его последней попыткой в данном направлении стала программа помощи малому бизнесу на сумму 15 миллиардов долларов), китайские банки за последние три месяца выдали больше кредитов, чем за предыдущие 12.
"Последние поправки в пакете экономической помощи и стимулирования говорят о том, что сегодня еще большее внимание уделяется вопросу долгосрочной конкурентоспособности китайской промышленности, - говорит бывший руководитель китайского отделения Международного валютного фонда Эсвар Прасад (Eswar S. Prasad), - увеличение расходов на образование, исследования и разработки вкупе с теми суммами, которые уже выделены на инвестиции в инфраструктуру, приведут к повышению продуктивности экономики".
Мировой экономический спад также помогает сделать то, чего не удавалось добиться китайским властям на протяжении четырех лет. Это замедление инфляционных процессов, снижение постоянно до этого увеличивавшейся зависимости от экспорта, а также ликвидация "пузыря" на рынке жилья, которая произошла еще до его вздутия.
Рецессия в большинстве стран с крупными экономиками причиняет Китаю настоящую боль. Рекордно снизился объем китайского экспорта, в связи с чем 20 миллионов рабочих-мигрантов оказались не у дел. Это увеличило потенциал социальной напряженности и беспорядков, которые могут принять затяжной характер. Но, как заявил на прошлой неделе председатель КНР Ху Цзиньтао (Hu Jintao), выступая на съезде Всекитайского собрания народных представителей, "проблемы и возможности всегда неразрывно связаны, и при определенных условиях из одного можно сделать другое".
Для достижения этой цели китайские компании скупают иностранные предприятия и фирмы. Министр торговли на этой неделе возглавит делегацию руководителей корпораций во время поездки в Европу. Это будет первый опыт министерства в деле слияний и приобретений. Руководители бизнеса заглядываются на компании из самых разных отраслей: это автомобилестроение, текстильная и пищевая промышленность, энергетика, машиностроение, электроника и защита окружающей среды.
Инициативы правительства полностью согласуются с теми ближайшими преимуществами, которые дает Китаю экономический спад. Например, с прошлого лета в связи со снижением спроса на две трети уменьшилась стоимость воздушных и морских перевозок.
Зарплата "синих воротничков", которая в ряде приморских городов в последние четыре года выросла в два раза, этой зимой для многих рабочих резко упала, что повысило конкурентные преимущества Китая в плане стоимости рабочей силы.
Безработица привела к снижению ставок сдельной оплаты труда, по которым заводы оплачивают каждое сшитое платье или сделанную игрушку. Практически исчезли сверхурочные работы.
Рабочий-мигрант Лао Шуцзень из провинции Цзянси работает на предприятии по пошиву джинсов в Гуанчжоу. Он говорит, что в прошлом году зарабатывал 350 долларов в месяц, но этой весной для него будет большой удачей, если его заработки составят 220 долларов.
"На фабричном складе пылятся горы джинсов, а покупателей на них не видно", - говорит он.
Если еще год назад страна испытывала острую нехватку специалистов с высшим образованием и высококвалифицированных менеджеров среднего звена, то сегодня они в избытке в связи с массовыми увольнениями. Такая ситуация наверняка сохранится, поскольку университеты постоянно расширяются. А безработица среди "белых воротничков" грозит волнениями в обществе - ведь и 20 лет назад одной из причин студенческих протестов на площади Тяньаньмэнь стала нехватка вакансий для студентов.
Сегодня некоторые рабочие места все еще не заполнены. Спустя четыре дня после закрытия в связи с отсутствием заказов местной обувной фабрики, что привело к увольнению нескольких сотен рабочих, на ее проходной уже висели четыре объявления других обувных фабрик, искавших квалифицированных работников.
Неквалифицированным рабочим труднее найти работу. Но провинциальные администрации, получающие субсидии из Пекина, начали реализацию масштабных программ профессиональной подготовки, подобных тем, которые в Соединенных Штатах широко обсуждались, но так и не были начаты.
Только в провинции Гуандун, находящейся на юго-востоке Китая, объем таких программ профессиональной подготовки в текущем году увеличен в четыре раза. В рамках этих программ со сроками обучения три и шесть месяцев лишь в текущем году пройдут подготовку четыре миллиона рабочих.
Сопоставимая по масштабам программа осуществляется в Соединенных Штатах. Она проводится в соответствии с законом об инвестировании в трудовые ресурсы. Но в ее рамках обучается менее 250000 человек в год, хотя программа экономических стимулов президента Обамы предусматривает расширение финансирования на эти цели, что может более чем в два раза увеличить количество охваченных такими программами американских рабочих.
Занятия по программам подготовки в Гуандуне наполовину проводятся в классах, а наполовину на предприятиях. Обычно их проводят те самые компании, которые планируют этих работников нанять. Повышая производительность, такие программы профессиональной подготовки помогут на долгие годы удержать в определенных рамках затраты компаний на рабочую силу в расчете на единицу производимой продукции.
Масштабные программы обучения, проводимые в Китае, помогают также сохранять стабильность в обществе, удерживая безработных от массовых выступлений протеста, хотя китайские власти опровергают наличие у них такого рода целей.
Транснациональные корпорации сокращают свое производство в Китае меньше, чем где бы то ни было - а некоторые даже занимаются его расширением.
Корпорация Intel раньше запланированных сроков прекращает производство полупроводников на своих старых и небольших предприятиях в Малайзии и на Филиппинах, перенося его на новый, открытый недавно крупный завод в Чэнду, что на западе Китая.
Крупная британская промышленная компания IMI Plc., занимающаяся производством продукции самого разного назначения - от регулирующих клапанов силовых агрегатов до оборудования пивоваренных заводов, только что объявила об ускоренном переносе своей производственной деятельности в Китай, Индию и Чехию. Произошло это после декабрьского 10-процентного сокращения численности рабочих на предприятиях компании по всему миру.
А тайваньская компания Hon Hai, являющаяся одним из крупнейших в мире поставщиков "айфонов" для корпорации Apple и игровых приставок Nintendo Wii, недавно почти на 5 процентов увеличила количество рабочих мест в Китае, хотя в целом она на 3-5 процентов сократила численность своих сотрудников, которая составляет 600000 человек.
Вместе с тем, у китайской экономики есть и свои слабости. Очень мало делается для того, чтобы снизить мощную зависимость от капиталовложений в средства производства и увеличить потребление. Структура социальной защиты в виде пенсий, системы здравоохранения и образования практически отсутствует, в связи с чем китайские семьи вынуждены откладывать значительные суммы впрок.
А жесткая политика государства в сфере охраны труда и окружающей среды, введенная год назад, когда Китай ощущал больше уверенности в своей экономической мощи, заставляет низкотехнологичные отрасли промышленности, такие как производство игрушек, перемещать свои предприятия в другие страны, где законы менее строгие.
Высокопоставленные чиновники из органов занятости и охраны труда во время съезда Всекитайского собрания утверждали, что не согласятся на просьбы некоторых китайских компаний о послаблениях в новом законодательстве.
Перевод опубликован «ИноСМИ».
Китай, занимающий третье место в мире по объему экономики после Соединенных Штатов и Японии, уже ведет себя более напористо. Сегодня он пользуется своим необычным положением страны с огромными запасами наличности и мощной банковской системой (когда у многих стран нет ни того, ни другого) для получения природных ресурсов и обретения новых друзей.
На прошлой неделе премьер-министр Китая Вэнь Цзябао (Wen Jiabao) даже уведомил Вашингтон о следующем: будучи одним из крупнейших кредиторов США, Китай надеется, что Вашингтон обеспечит сохранность его инвестиций.
По словам аналитиков, Китай превращает экономический кризис в собственное конкурентное преимущество.
Страна использует средства из пакета экономических стимулов на сумму около 600 миллиардов долларов для того, чтобы повысить конкурентоспособность своих компаний как на местных, так и на зарубежных рынках. Деньги также идут на масштабную переподготовку рабочих-мигрантов и на расширение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Уже началось строительство новых автомагистралей и железнодорожных линий, что может привести к устойчивому снижению транспортных издержек.
И пока американское руководство ценой огромных усилий пытается оживить систему кредитования (его последней попыткой в данном направлении стала программа помощи малому бизнесу на сумму 15 миллиардов долларов), китайские банки за последние три месяца выдали больше кредитов, чем за предыдущие 12.
"Последние поправки в пакете экономической помощи и стимулирования говорят о том, что сегодня еще большее внимание уделяется вопросу долгосрочной конкурентоспособности китайской промышленности, - говорит бывший руководитель китайского отделения Международного валютного фонда Эсвар Прасад (Eswar S. Prasad), - увеличение расходов на образование, исследования и разработки вкупе с теми суммами, которые уже выделены на инвестиции в инфраструктуру, приведут к повышению продуктивности экономики".
Мировой экономический спад также помогает сделать то, чего не удавалось добиться китайским властям на протяжении четырех лет. Это замедление инфляционных процессов, снижение постоянно до этого увеличивавшейся зависимости от экспорта, а также ликвидация "пузыря" на рынке жилья, которая произошла еще до его вздутия.
Рецессия в большинстве стран с крупными экономиками причиняет Китаю настоящую боль. Рекордно снизился объем китайского экспорта, в связи с чем 20 миллионов рабочих-мигрантов оказались не у дел. Это увеличило потенциал социальной напряженности и беспорядков, которые могут принять затяжной характер. Но, как заявил на прошлой неделе председатель КНР Ху Цзиньтао (Hu Jintao), выступая на съезде Всекитайского собрания народных представителей, "проблемы и возможности всегда неразрывно связаны, и при определенных условиях из одного можно сделать другое".
Для достижения этой цели китайские компании скупают иностранные предприятия и фирмы. Министр торговли на этой неделе возглавит делегацию руководителей корпораций во время поездки в Европу. Это будет первый опыт министерства в деле слияний и приобретений. Руководители бизнеса заглядываются на компании из самых разных отраслей: это автомобилестроение, текстильная и пищевая промышленность, энергетика, машиностроение, электроника и защита окружающей среды.
Инициативы правительства полностью согласуются с теми ближайшими преимуществами, которые дает Китаю экономический спад. Например, с прошлого лета в связи со снижением спроса на две трети уменьшилась стоимость воздушных и морских перевозок.
Зарплата "синих воротничков", которая в ряде приморских городов в последние четыре года выросла в два раза, этой зимой для многих рабочих резко упала, что повысило конкурентные преимущества Китая в плане стоимости рабочей силы.
Безработица привела к снижению ставок сдельной оплаты труда, по которым заводы оплачивают каждое сшитое платье или сделанную игрушку. Практически исчезли сверхурочные работы.
Рабочий-мигрант Лао Шуцзень из провинции Цзянси работает на предприятии по пошиву джинсов в Гуанчжоу. Он говорит, что в прошлом году зарабатывал 350 долларов в месяц, но этой весной для него будет большой удачей, если его заработки составят 220 долларов.
"На фабричном складе пылятся горы джинсов, а покупателей на них не видно", - говорит он.
Если еще год назад страна испытывала острую нехватку специалистов с высшим образованием и высококвалифицированных менеджеров среднего звена, то сегодня они в избытке в связи с массовыми увольнениями. Такая ситуация наверняка сохранится, поскольку университеты постоянно расширяются. А безработица среди "белых воротничков" грозит волнениями в обществе - ведь и 20 лет назад одной из причин студенческих протестов на площади Тяньаньмэнь стала нехватка вакансий для студентов.
Сегодня некоторые рабочие места все еще не заполнены. Спустя четыре дня после закрытия в связи с отсутствием заказов местной обувной фабрики, что привело к увольнению нескольких сотен рабочих, на ее проходной уже висели четыре объявления других обувных фабрик, искавших квалифицированных работников.
Неквалифицированным рабочим труднее найти работу. Но провинциальные администрации, получающие субсидии из Пекина, начали реализацию масштабных программ профессиональной подготовки, подобных тем, которые в Соединенных Штатах широко обсуждались, но так и не были начаты.
Только в провинции Гуандун, находящейся на юго-востоке Китая, объем таких программ профессиональной подготовки в текущем году увеличен в четыре раза. В рамках этих программ со сроками обучения три и шесть месяцев лишь в текущем году пройдут подготовку четыре миллиона рабочих.
Сопоставимая по масштабам программа осуществляется в Соединенных Штатах. Она проводится в соответствии с законом об инвестировании в трудовые ресурсы. Но в ее рамках обучается менее 250000 человек в год, хотя программа экономических стимулов президента Обамы предусматривает расширение финансирования на эти цели, что может более чем в два раза увеличить количество охваченных такими программами американских рабочих.
Занятия по программам подготовки в Гуандуне наполовину проводятся в классах, а наполовину на предприятиях. Обычно их проводят те самые компании, которые планируют этих работников нанять. Повышая производительность, такие программы профессиональной подготовки помогут на долгие годы удержать в определенных рамках затраты компаний на рабочую силу в расчете на единицу производимой продукции.
Масштабные программы обучения, проводимые в Китае, помогают также сохранять стабильность в обществе, удерживая безработных от массовых выступлений протеста, хотя китайские власти опровергают наличие у них такого рода целей.
Транснациональные корпорации сокращают свое производство в Китае меньше, чем где бы то ни было - а некоторые даже занимаются его расширением.
Корпорация Intel раньше запланированных сроков прекращает производство полупроводников на своих старых и небольших предприятиях в Малайзии и на Филиппинах, перенося его на новый, открытый недавно крупный завод в Чэнду, что на западе Китая.
Крупная британская промышленная компания IMI Plc., занимающаяся производством продукции самого разного назначения - от регулирующих клапанов силовых агрегатов до оборудования пивоваренных заводов, только что объявила об ускоренном переносе своей производственной деятельности в Китай, Индию и Чехию. Произошло это после декабрьского 10-процентного сокращения численности рабочих на предприятиях компании по всему миру.
А тайваньская компания Hon Hai, являющаяся одним из крупнейших в мире поставщиков "айфонов" для корпорации Apple и игровых приставок Nintendo Wii, недавно почти на 5 процентов увеличила количество рабочих мест в Китае, хотя в целом она на 3-5 процентов сократила численность своих сотрудников, которая составляет 600000 человек.
Вместе с тем, у китайской экономики есть и свои слабости. Очень мало делается для того, чтобы снизить мощную зависимость от капиталовложений в средства производства и увеличить потребление. Структура социальной защиты в виде пенсий, системы здравоохранения и образования практически отсутствует, в связи с чем китайские семьи вынуждены откладывать значительные суммы впрок.
А жесткая политика государства в сфере охраны труда и окружающей среды, введенная год назад, когда Китай ощущал больше уверенности в своей экономической мощи, заставляет низкотехнологичные отрасли промышленности, такие как производство игрушек, перемещать свои предприятия в другие страны, где законы менее строгие.
Высокопоставленные чиновники из органов занятости и охраны труда во время съезда Всекитайского собрания утверждали, что не согласятся на просьбы некоторых китайских компаний о послаблениях в новом законодательстве.
Перевод опубликован «ИноСМИ».