Washington ProFile: Влияние кризиса на государство и общество

Среда, 4 марта 2009 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Все экономические кризисы прошлого оказывали определенное - иногда парадоксальное - влияние на состояние государственных институтов. Маловероятно, что нынешний кризис станет исключением.

Традиционно в эпоху кризисов государственные структуры оказываются более конкурентоспособными на рынке труда. Джей Лейбовитц, автор книги «Противостоя Кризису Человеческого Капитала в Федеральном Правительстве», отмечает, что секрет их успеха крайне прост: государство, в отличие от коммерческих структур, всегда имеет в своем распоряжении финансовые ресурсы и может гарантировать чиновникам постоянную оплату и социальные льготы. Даже если государственная зарплата ниже «коммерческой», многие профессионалы делают выбор в пользу государства, поскольку оно обещает большую стабильность (известно, что госструктуры проводят сокращения штатов намного реже частных компаний). В силу этого, популярность государственной работы значительно возрастает в периоды кризисов.

Роберт Хиггс, автор книги «Кризис и Левиафан: Критические Эпизоды Роста Американского Правительства», отмечает, что результатом этих процессов, как правило, становится улучшение качества бюрократии, что иногда приводит к позитивным изменениям в деятельности всего государственного аппарата и вооруженных сил. Однако эти изменения минимальны, и за них общество вынуждено дорого расплачиваться. Дело в том, что, по мнению Хиггса, в кризисные времена люди склонны больше доверять власти и предполагать, что чиновники действуют более эффективно, чем происходит на самом деле. При этом талантливые чиновники успешно решают, прежде всего, чисто бюрократические задачи: во времена кризисов размеры властных структур постоянно растут (еще никогда в истории США их размеры не возвращались к докризисными значениям), так же, как их полномочия. Таким образом, парадоксально, но в долгосрочной перспективе приток талантов во власть способствует лишь деградации власти.
Аналогичные метаморфозы происходили и в иных государствах, переживавших кризис. К примеру, исследование Центра Стратегических и Международных Исследований было посвящено влиянию финансового кризиса на качество государственного управления Индонезии. Этот кризис привел к уходу из власти генерала Сухарто, который бессменно правил страной в 1966-1998-е годы и проведению первых демократических выборов. Во власть, впервые за долгое время, пришли многие патриотично настроенные профессиональные управленцы из сферы бизнеса. При оценке качества индонезийского госуправления использовались соответствующие рейтинги Всемирного Банка - сравнивались докризисный 1996-й и послекризисный 2005-й год. Как оказалось, рейтинг 2005 года оказался хуже практически по всем статьям, небольшой прогресс был отмечен в деле борьбы с коррупцией и обеспечения власти закона. Более того, во время кризиса уровень концентрации власти в стране снизился, а после его окончания - вновь вернулся к уровню эпохи Сухарто.

В условиях экономического кризиса государственные институты часто становятся более коррумпированными. Это становится естественным последствием роста их влияния на экономику. Именно от чиновников часто зависит будущее коммерческих структур: например, распределение государственных заказов или выделение финансовой помощи. Это создает питательную среду для коррупции. Первые тревожные звонки уже прозвучали: в начале 2009 года влиятельная общественная организация Transparency International предупредила о возможном росте коррупции по всему миру.

Еще одним проявлением экономического кризиса является рост популярности военной службы в государствах, где армия переведена на профессиональные рельсы. Молодые люди, у которых оказывается меньше шансов найти себя в гражданской жизни, с большей охотой подписывают контракты с армией. К примеру, в последние три месяца 2008-го года Армия США впервые за 5 лет перевыполнила план по набору рекрутов.

Нынешний экономический кризис также негативно отражается на экологической политике, например, на перспективах борьбы с глобальным потеплением и развитием альтернативной энергетики. К примеру, исследовательский Worldwatch Institute прогнозирует, что кризис приведет к серьезному уменьшению количества выбросов «парниковых газов», способствующих глобальному потеплению. Это связано с сокращением объемов промышленного производства и уменьшением потребления автомобильного топлива. Этот факт, а также смещение приоритетов международного сообщества и руководства многих государств, сделает борьбу с потеплением менее важным делом, что неизбежно отразится на объемах финансирования соответствующих исследований и программ. Аналогичная история произошла с развитием альтернативной энергетики: кризис привел к резкому удешевлению нефти, из-за чего автомобильное биотопливо (спирт, растительное масло и пр.) оказалось дороже бензина, что делает невыгодным его производство.

В начале 2009 года Агентство по Защите Окружающей Среды США обратило внимание на еще один тревожный факт: падение мировых цен на сырье сделало невыгодным переработку мусора. К примеру, в декабре 2008 года стоимость макулатуры упала до $25 за тонну ($105 в декабре 2007 года). В результате, компании, которые перерабатывают мусор, несут серьезные убытки и предпочитают просто складировать отходы. История экономических кризисов США показывает, что это традиционное явление. Историк Карл Цимринг в книге «Наличные для Вашего Мусора: Переработка Мусора в Америке» приводит множество подобных примеров. Так, в кризис 1873 года, менее чем за год цена металлолома снизилась вдвое, что привело к разорению сотен компаний, которые занимались сбором, сортировкой и переработкой отходов. Аналогичная история произошла во время Великой Депрессии - за четыре года (с 1929 по 1933 год) объемы этого рынка уменьшились в десять раз, благодаря чему, окрестности крупных городов США превратились в гигантские свалки.

Закономерности кризиса. Последствия для общества

Каждый экономический кризис приводит к изменениям в образе жизни и мировосприятии людей. Иногда эти изменения кратковременны и малозначительны, иногда - весьма серьезны и долговечны.

По данным американского Центра Исследований Изменений в Системе Здравоохранения, в конце 2008 года примерно 20% американцев испытывали сложности с оплатой медицинских счетов. В результате, они ограничивали количество принимаемых ими лекарств, обращались к врачам только в случае крайне необходимости. Центр прогнозирует, что, по мере углубления кризиса, эти тенденции могут только усугубиться. Одновременно Министерство Здравоохранения США сообщило, что в 2008 году госпитали США заметно меньше провели медицинских процедур и «необязательных» хирургических операций. На волне кризиса в США также стали меньше производить операций по лазерной коррекции зрения и косметических хирургических операций.
Схожая ситуация складывается и в иных индустриально-развитых государствах. К примеру, совместное исследование Сеульского Национального Университета и Всемирного Банка, показало, что под воздействием кризиса жители Южной Кореи - особенно семьи среднего и низкого достатка - кардинально сократили свои медицинские расходы. В первую очередь, они предпочитают экономить на посещениях медицинских специалистов.
Одним из последствий экономических проблем является рост популярности религии. К примеру, исследование Университета Техаса показало, что во все периоды экономических кризисов, прошедших в США с 1968 по 2004 год, число прихожан протестантских церквей значительно увеличивалось. Однако есть и противоположные данные: к примеру, Центр Исследований Ресурсов Экономики и Развития проанализировал влияние азиатского финансового кризиса на общества Таиланда, Южной Кореи и Филиппин. Как оказалось, во времена экономических трудностей люди начинали значительно реже посещать церкви, мечети и храмы и даже меньше молиться. Причина была проста: многие жители этих стран пытались работать на двух и более работах, тратили больше времени на поиск дешевых продуктов и товаров и т.п., что сокращало количество времени, которое они могли потратить на духовную жизнь.

Кризис, как правило, приводит к уменьшению популярности ресторанов, баров и кафе, где продается алкоголь, однако он отнюдь не способствует трезвости. Потребители спиртного начинают покупать более дешевые напитки в магазинах, причем предпочитают более дешевые сорта. При этом люди пьют больше - для того, чтобы снять стресс и забыться. Много пить начинают и люди, которые до наступления трудных времен не увлекались подобным видом досуга.

Этот феномен был отмечен практически во всех немусульманских странах мира. К примеру, Всемирная Организация Здравоохранения в 2004 году опубликовала результаты обследования Аргентины, которая незадолго до этого пережила крупномасштабный финансовый кризис. В первый год кризиса посещаемость учреждений общественного питания, где продавался алкоголь, снизилась более чем на 25%, а продажи в винных магазинах выросли на 32%. Нечто подобное происходит и ныне. К примеру, компания Brown-Forman Corporation, которая производит такие напитки, как виски Jack Daniels и водка Finlandia, в начале 2009 года сообщила о стабильном росте продаж.

Связь между ростом уровня преступности и экономическими пертурбациями однозначно не доказана, хотя существует много ученых, которые уверены в том, что она вполне реальна. К примеру, многолетняя статистика ФБРFBI однозначно показывает, что во времена финансовых кризисов значительно возрастает число мошенничеств. Исследование Института Ипотечных Активов показало, что в 2008 году число мошенничеств, связанных с ипотекой, в США выросло на 45%. Одновременно возрастает уровень насилия, в том числе, и семейного. По данным Национального Института Юстиции США, число подобных преступлений особенно резко увеличивается в семьях и районах, наиболее страдающих от безработицы и снижения уровня доходов.
В этом плане показательна история Нью-Йорка. Бурный рост преступности в этом мегаполисе в 1970-е годы совпал с крупномасштабной рецессией в США. Компании Уолл-Стрита терпели убытки, налоговые поступления от них снижались, что привело к тому, что муниципалитет был вынужден сокращать численность полицейских и урезать социальные программы, рассчитанные на помощь малоимущим. Это привело к тому, что в Нью-Йорке стало неприятно и небезопасно жить - его покинули более 1 млн. человек, в основном, представители «среднего класса». Тогда было популярно мнение, которое, к счастью, оказалось ложным, что Нью-Йорк умирает.

Экономический кризис также способствует тому, что организованная преступность получает возможность приобрести контроль над легитимными бизнес-структурами. Так, Межрегиональный научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия обнаружил, что организованные преступные группировки, многие из которых связаны с наркоторговлей, ныне скупают большие пакеты акций и делают значительные финансовые вливания в проблемные банки.
Традиционно экономический кризис приводит к уменьшению числа туристов. Логика здесь достаточно проста: при снижении доходов и росте безработицы у людей остается меньше свободных денег, которые они способны потратить на отдых и развлечения. Однако эта зависимость не абсолютна. К примеру, Университет Квинсленда проанализировал последствия азиатского кризиса конца 1990-х годов на местную индустрию международного туризма. Как оказалось, число иностранных туристов, посетивших эти страны, действительно сократилось, однако в тех государствах, которые девальвировали свои национальные валюты, резкого спада не наблюдалось, а восстановление рынка началось неожиданно рано.
Данные Института Зарубежного Образования показывают, что во времена экономических кризисов существенно снижается число студентов, отправляющихся получать образование в иностранных ВУЗах. Как правило, они предпочитают более доступные альтернативы у себя на родине. В последние месяцы также появились сообщения, показывающие, что этот процесс уже начался - о резком снижении числа молодых людей, отправляющихся учиться за границу, уже сообщили власти Южной Кореи и Малайзии.

Исследование экономистов из Университета Беркли и Стэнфордского Университета позволило сделать вывод, что экономические кризисы позволяют воспитать более разумное поколение. В рамках этого исследования были проанализированы данные об американцах, чье детство пришлось на период Великой Депрессии. Как оказалось, отношение к жизни у этих людей отличается от поведения их родителей и детей. «Депрессивные» американцы чаще склонны избегать финансовых рисков (например, они реже клюют на наиболее заманчивые предложения), но чаще вкладывают деньги в фондовый рынок, а не хранят их в кубышке.

Об этом пишет Washington ProFile.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 2090
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003