"Гезета": Михаил Ходорковский и Платон Лебедев: второй заход

Среда, 4 марта 2009 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Вчера в атмосфере ажиотажа и повышенных мер безопасности в Хамовническом суде Москвы начался судебный процесс по второму уголовному делу бывших акционеров ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, обвиняемых в хищениях на сумму около 900 млрд рублей.

На предварительном слушании стало известно, что к подсудимым предъявлены иски на беспрецедентную по размеру общую сумму 170 млрд рублей. Заявители - представители бывших дочерних компаний ЮКОСа - "Томскнефть" и "Самаранефтегаз" - проходят по делу потерпевшими. Из-за большого объема материалов разбирательство может занять не меньше времени, чем слушания по первому уголовному делу, которые длились почти год.

Во избежание каких-либо инцидентов здание Хамовнического суда, расположенное по другую сторону Москвы-реки от Киевского вокзала, было взято под усиленную охрану. В 70 метрах от суда установили специальные заграждения, миновать которые можно было только предъявив журналистское удостоверение или повестку. Не имеющих таковых отправляли в обход. Возле спуска с расположенного неподалеку пешеходного моста расположился автобус с бойцами ОМОНа. Однако, несмотря на все меры безопасности, не обошлось без накладок. Несколько оппозиционно настроенных молодых людей попытались провести несанкционированный пикет в поддержку подсудимых. Но после первых же выкриков "Свободу политзаключенным!" шестеро активистов были задержаны.

Еще двое попытались развернуть транспарант. Впрочем, сделать это они не успели: милиционеры сработали оперативнее.

Спустя три года

Михаила Ходорковского и Платона Лебедева привезли на темно-синей "Газели" в сопровождении бронированного микроавтобуса Ford с охраной. Когда их заводили в суд, кто-то из группы поддержки бросил им под ноги несколько белых гвоздик.

Ровно в полдень оба вошли в зал, где в преддверии начала судебного процесса клетку с железными прутьями заменили на современный "аквариум" с бронированным стеклом.

Ходорковский и Лебедев, которых большинство столичных журналистов в последний раз видели осенью 2005 года, выглядели неплохо. Ходорковский, как показалось, немного пополнел, а Лебедев уже не пугал присутствующих зеленоватым оттенком лица, который наблюдался у него в ходе первого разбирательства, когда глава МФО МЕНАТЕП имел серьезные проблемы с печенью. Впрочем, было видно, что годы в заключении не пошли обоим на пользу.

Пожав друг другу руки и положив пластиковые портфели с документами, подсудимые начали тихо переговариваться. К прессе они были настроены, как всегда, доброжелательно: улыбались направленным на них камерам, но никаких заявлений делать не стали. Адресованные им вопросы подсудимые демонстративно игнорировали.

Стоит отметить, что новый процесс по так называемому делу ЮКОСа вызвал в прессе большой ажиотаж: в Хамовнический суд аккредитовались более полусотни представителей российских и зарубежных СМИ, причем последних было явно больше. Например, были замечены представители телекомпаний таких отдаленных от Москвы стран, как Япония и Австралия. Всего же на вчерашнее заседание

прибыли не менее 150 журналистов. Для них было выделено специальное помещение, в котором были установлены три больших монитора. На них транслировалось все, что происходило в зале суда. Правда, в связи с тем, что предварительное слушание по закону проходит в закрытом режиме, трансляция длилась считаные минуты. Однако предполагается, что после того, как начнется рассмотрение дела по существу, мониторы будут постоянно включены. Надо отметить, что благодаря пресс-службе Мосгорсуда такие условия для работы журналистов созданы впервые.

Прокуроров оставили в процессе, а обвиняемых - на скамье подсудимых

Сразу выяснилось, что гособвинителей будет двое: это хорошо известный по первому судебному процессу прокурор Дмитрий Шохин и его коллега из Генпрокуратуры Валерий Лахтин. Последний довольно давно участвует в деле ЮКОСа: в ходе следствия именно он принимал участие в рассмотрении жалоб защиты, а также при решении вопросов о мере пресечения обвиняемых. Именно поэтому адвокаты Ходорковского и Лебедева сразу же заявили отвод обоим прокурорам. "У нас есть основания полагать, что они заинтересованы в исходе дела", - пояснил журналистам адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант. Он добавил, что история взаимоотношений адвокатов с вышеназванными прокурорами "довольно длинная". "Если они останутся в деле, то любой ценой будут добиваться результатов, которые от них требует начальство, а не действовать по закону", - подчеркнул защитник. Пока ждали решения суда, представляющий интересы "Томскнефти" в суде юрист Пятикопов сообщил, что в рамках уголовного дела компанией предъявлен иск подсудимым в счет возмещения причиненного их действиями ущерба на сумму 93,77 млрд рублей. Аналогичный иск на 77 млрд предъявила компания "Самаранефтегаз". Это было сделано еще в ходе следствия, а в суде потерпевшие намерены поддержать свои требования. Судья Виктор Данилкин совещался полтора часа и в итоге решил, что оснований для отвода прокуроров не имеется.

Второе ходатайство защиты касалось нахождения подсудимых в клетке. Даже тот факт, что она из бронированного стекла, а не железная, защитников не устроил. "Это не соответствует никаким международным нормам, - пояснила журналистам адвокат Ходорковского Карина Москаленко. - Кроме того, конвой ограничивает защиту в общении со своими клиентами и не разрешает передавать документы". По мнению адвоката, это является нарушением прав на защиту. "В зале суда должен командовать суд, а не конвой", - подчеркнула Москаленко. Озвучив эти доводы, защитники попросили, чтобы подсудимые сидели рядом с ними за столом. "Никакая безопасность от этого не пострадает. А принцип конфиденциальности общения адвокатов и их клиентов будет соблюден", - указала Москаленко. Однако суд и эту просьбу отклонил. Покидая здание суда, Вадим Клювгант выразил сожаление по поводу того, что суд "не отошел от стандартного подхода", когда подсудимые изолированы от участников процесса. "Настораживает и тот факт, что судья никак не мотивировал решение по ходатайству защиты об отводе прокуроров", - добавил он. Касаясь предъявленного его подзащитному обвинения, Вадим Клювгант заявил, что "невозможно доказать то, чего не было". "По версии следствия, в течение шести лет работы огромной компании вся нефть ЮКОСа до капли похищалась преступной группой во главе с Ходорковским, - сказал он. - Как это было возможно, ведь компания работала, платила большое количество налогов, а когда ее банкротили, выручили еще 30 млрд". Защитник отказался ответить на вопрос о том, какие сроки грозят подсудимым.

Между тем, по словам адвокатов, исходя из большого объема уголовного дела (оно насчитывает 188 томов), судебный процесс займет не менее года.

Предварительное слушание будет продолжено сегодня. Защита намерена заявить еще целый ряд ходатайств, в том числе о прекращении дела за отсутствием в действиях подсудимых состава преступления.

Дело Ходорковского - Лебедева

В июне 2003 года Генпрокуратура начала расследование в отношении владельцев нефтяной компании ЮКОС. Поводом для возбуждения уголовного дела стал запрос депутата Владимира Юдина, в котором он просил проверить законность приватизации коммерческими структурами, подконтрольными Михаилу Ходорковскому, горно-обогатительного комбината "Апатит" в 1994 году.
2 июля 2003 года по обвинению в хищении, причинении имущественного ущерба путем обмана, неисполнении судебного решения и уклонении от уплаты налогов был задержан глава МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев.
25 октября 2003 года в Новосибирске самолет, на котором из Москвы в Иркутск летел Михаил Ходорковский, штурмом взял спецназ ФСБ. Главу ЮКОСа отправили в Москву, где ему предъявили аналогичные Лебедеву обвинения.
31 мая 2005 года Мещанский райсуд Москвы признал Лебедева и Ходорковского виновными по шести статьям УК, в том числе в мошенничестве (ст. 147 УК РСФСР), уклонении от уплаты налогов (ст. 198 УК) и растрате (ст. 160 УК) и назначил им наказание в виде девяти лет лишения свободы каждому. Судья Ирина Колесникова зачитывала приговор 12 дней.
22 сентября 2005 года Мосгорсуд смягчил наказание, сократив его до восьми лет заключения каждому.
В октябре 2005 года Ходорковского и Лебедева этапировали в колонии. Экс-глава ЮКОСа попал в Краснокаменск Читинской области, а Платон Лебедев - в поселок Харп Ямало-Ненецкого автономного округа.
В конце декабря 2006 года Ходорковского с Лебедевым перевезли в Читу для проведения следственных действий по новому уголовному делу.
В феврале 2007 года им предъявили обвинения в хищении чужого имущества с использованием служебного положения организованной группой в крупном и особо крупном размерах (ст. 160 УК) на сумму около 896 млрд рублей, а также в легализации (ст. 174 УК) более 490 млрд рублей и $7,5 млрд.
16 февраля 2009 года уголовное дело в отношении Ходорковского и Лебедева направлено в Хамовнический суд Москвы.
В конце февраля Лебедева и Ходорковского этапировали в Москву для участия в новом судебном процессе.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 356
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003