Судебный прецедент: кризис не является форс-мажорным обстоятельством
В условиях финансово-экономического кризиса работодатели на ряде предприятий отрасли, ссылаясь на снижение объема производства готовой продукции, то есть на причины, не зависящие, по их мнению, от работодателя и работника, оплачивают время простоя в размере 2/3 не среднего заработка, а лишь тарифной ставки, оклада, что является нарушением положений ст. 157 ТК РФ, убеждены в горно-металлургическом профсоюзе России.
Сегодня ГМПР распространил прецедентное решение Златоустовского городского суда Челябинской области. В качестве одного из доказательств суд принял во внимание разъяснение Торгово-промышленной палаты РФ. Из разъяснения следует, что негативные финансово-экономические факторы, так называемый «мировой финансовый кризис», не являются форс-мажорными обстоятельствами, а относятся к финансовым рискам. Следовательно, простои работников в связи с неблагоприятной конъюнктурой рынка, изменением цен и т.п. являются коммерческими рисками работодателя, которые не освобождают его от обязанности оплачивать время простоя в размере 2/3 средней заработной платы. Расчет должен производиться по средней заработной плате. Таково решение Златоустовского городского суда, рассмотревшего недавно вопрос об оплате труда работников ЗМЗ.
Впервые в Челябинской области этот вопрос в судебном порядке решен положительно для трудового коллектива. Впервые, добавим, суд констатировал, что кризис не относится к форс-мажору, а значит - оправдывать неплатежи поставщикам, к примеру, таковыми обстоятельствами не правомерно. Кризис - это лишь обычный риск.
В декабре 2008 г. по просьбе профсоюзного комитета ЗМЗ и областного комитета ГМПР Государственная инспекция труда в Челябинской области при участии прокуратуры г. Златоуст и правовой инспекции обкома провела проверку соблюдения на Златоустовском метзаводе трудового законодательства в части введения режима неполного рабочего времени и оплаты времени простоя. Было установлено, что ссылка работодателя на финансово-экономический кризис как форс-мажор, снимающая с него вину за простой и дающая право выплачивать 2/3 тарифа, не обоснована. Проверяющие выдали соответствующее предписание.
Но руководство ЗМЗ решило оспорить предписание и обратилось в суд. «В России практически отсутствует судебная практика по данному положению дел в условиях мирового кризиса, – отметил и. о. управляющего директора (ныне – исполнительный директор) ЗМЗ Сергей Хомянин в ответ на письмо председателя профкома Марата Сафиева с требованием выплачивать работникам 2/3 зарплаты. – Но мы полагаем, что в вынужденных простоях вины работодателя нет. Поэтому Ваше требование… считаем ошибочным». Ошибочным, однако, оказалось мнение самого директора.
На двух судебных заседаниях, состоявшихся 4 и 6 февраля, был рассмотрен большой пакет документов. Суд признал законность выданного трудинспекцией предписания и отказал в иске представителям работодателя. Таким образом, требования златоустовских металлургов оплачивать их труд в период простоя из расчета 2/3 среднего заработка были удовлетворены.
Судебный прецедент, инициированный государственными надзорными органами совместно с профсоюзом, – очень веский повод всем коллективам отстаивать свои права в вопросах оплаты труда в нынешних условиях, констатирует ГМПР. Как складывается ситуация с безработицей - читайте в материале "Раскачивание лодки" в февральском выпуске журнала Металлоснабжение и сбыт.