Украина опять отказала обеспечить транзит российского газа в Европу
Сегодня в 2 часа Газпром направил в Объединенное диспетчерское управление НАК «Нафтогаз Украины» (ОДУ) очередную заявку на транзит 99,2 млн. куб. м газа в сутки с 10.00 через ГИС «Суджа». Из них 13,9 млн. куб. м предназначены потребителям Молдавии, 63,1 млн. куб. м через ГИС «Орловка» в балканском направлении и 22,2 млн. куб. м через ГИС «Ужгород» потребителям Словакии.
В ответ был снова получен отказ.
На встрече с журналистами в Дрездене премьер Путин сегодня заявил:
- Наши украинские партнеры проинформировали нас о том, что для того, чтобы восстановить транзит в сторону Европы, они должны иметь, как они его называют, технологический газ. Такая просьба изложена письменно, у нас есть эти письма и документы. Им нужно иметь 140 млн кубических метров газа в экспортной трубе, которая работает как поршень там внутри. Это первое.
И второе, что им нужно - 21 млн кубических метров газа в день для его сжигания на обеспечение работы компрессорных станций. Первое, что я должен отметить - обеспечение этих объемов всегда в мировой практике было обязанностью транзитного государства. А выбирать из экспортной трубы газ - это вообще технологическое варварство. Но сейчас не будем говорить, почему это произошло.
Наши партнеры, повторяю, письменно обратились к нам с предложением: 140 млн дайте в трубу, 360 млн кубических метров мы должны им дать в январе, 600 млн - в ферале и 600 млн - в марте. Причем в письме, которое они нам прислали, прямо написано (мы можем его вам показать): Газпром должен передать весь этот объем в собственность государственной компании Украины. А дальше написано, что потом мы как-нибудь разберемся с этим, и у нас будет право рассчитаться за этот газ. Очень странная формулировка: не обязательство - рассчитаться, а именно право!
В первом квартале этого года мы должны предоставить для технических целей газ в объеме, который я вам назвал. Это будет примерно 1 млрд 700 млн кубических метров. Естественно, с нашей стороны было бы верхом глупости - взять и предоставить такой объем ресурсов без всякого обеспечения. Так не делается никогда и нигде. Не делается и, думаю, делаться никогда не будет.
Поэтому я предложил нашим партнерам - европейским компаниям разделить риски. Предложил создать консорциум, который бы оплатил этот газ. Но впоследствии имел бы возможность свои затраты получить назад.
Сегодня в ходе беседы, один из участников сказал: "Мы предоставим деньги, но потом Газпром должен будет их вернуть". И вот сейчас самое интересное. Я сказал: "Ну, конечно, Газпром должен будет это сделать. А если этот газ будет украден на территории Украины?" Все задумались. И тогда один из участников сказал: "Хорошо. Давайте мы не будем поставлять весь этот ресурс вперед на три месяца, мы поставим 140 млн кубических метров в трубу. А что касается ежедневного потребления для компрессорных станций, будем поставлять ежедневно по 21 млн. И посмотрим, как газ доходит до европейских потребителей в течение нескольких дней. Два-три-пять дней. Вот так возникла идея тестового периода.
Мы со своей стороны сказали: "Мы сначала обеспечим определенный, не весь, но определенный объем в направлении Балкан и Словакии. Потому что они сейчас находятся в наиболее тяжелом положении. Посмотрим, как он идет, и если все нормально проходит, будем постепенно наращивать этот объем по всем остальным направлениям".
Это все.