Тимоти Гейтнер - новый спаситель Америки?

Понедельник, 15 декабря 2008 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Когда Барак Обама победил на президентских выборах 4 ноября, то всю Америку, похоже, волновал один вопрос: кого новый хозяин Белого дома назначит на должность министра финансов и что этот человек станет делать для того, чтобы вытащить Соединенные Штаты из глубочайшего финансового кризиса?

Барак Обама может, наверное, и ошибиться с каким-то другим назначением, но на должность министра финансов - заведомо «расстрельную» в нынешней кризисной ситуации, ему нужно было непременно назначать такого специалиста, который не только бы всех в партийных и бюрократических коридорах устроил, но и смог, взяв на себя всю полноту ответственности, попытаться «вырулить» американскую экономику на более или менее правильную дорожку.

Надо отметить при этом, что желающих «порулить американскими финансами» к Обаме выстроилось немало, но все же после длительных консультаций новый президент США остановил свой выбор на
47-летнем Тимоти Гейтнере, который теперь и будет в ближайшие годы заниматься с виду абсолютно неподъемной задачей - спасением финансовой «начинки» Соединенных Штатов.

Или думать по-новому, или искать себе другую работу

Удивительно, но факт: начиная формировать свою команду на предстоящие четыре года, президент Обама заявил, что он постарается включить в нее людей « с новым мышлением и умеющих думать нестандартно, быстро и творчески». Вполне возможно, что Обама так планировал сделать изначально. Но как только пошла череда назначений в администрацию из «старой, но проверенной делом» обоймы бывшего президента Соединенных Штатов Билла Клинтона, многие аналитики усомнились в том, что Америка на самом деле пойдет каким-то «новым творческим путем».

Однако если в сфере внешней политики курс Белого дома определять будут действительно старые проверенные кадры прежней администрации демократов, то в мире финансов на главный пост министра финансов назначен на самом деле новый, весьма нестандартно думающий и умеющий принимать оригинальные решения специалист, молодость которого, как считают эксперты - его как очевидный плюс, так и существенный минус.
Тимоти Гейтнер, которого Обама пригласил на этот пост, работал до планируемого прихода в Белый дом главой Федерального резервного банка Нью-Йорка. Если выходя на работу в «городе Большого Яблока», он весь этот год пытался спасти местную биржу Уолл-стрит (от колебаний курса акций на которой бросало то в жар, то в холод весь мир, а не только Америку), то теперь на него возлагается задача спасти от падения всю американскую экономику, а вместе с ней в какой-то степени - и весь остальной мир.
Предлагая кандидатуру Гейтнера на пост министра финансов страны, Обама подчеркнул, что видит в этом человеке нестандартно мыслящего специалиста, которому прекрасно известны все слабости нынешней финансовой системы Соединенных Штатов. Но ему же, как никому другому, видны и очевидные преимущества реального сектора экономики США, которые и нужно будет как можно быстрее использовать.

Именно умение не только обозначить те сферы, которые давно уже в американских финансах не работают, но и быстро осуществить на практике те изменения, которые могут оздоровить экономику США, и станет ключевым в деятельности Гейтнера на посту министра финансов Соединенных Штатов.
Также Обаме импонирует тот факт, что Гейтнер привык работать очень незаметно, без излишней помпы, никогда не рвется под юпитеры теле- и фотокамер, а предпочитает больше сделать, чем говорить (этим он очень похож на бывшего главу Федеральной резервной системы США Алана Гринспена). Помимо этого, Гейтнер не считает, что всему миру постоянно нужно подавать хорошие новости с Уолл-стрит, а лучше потихоньку делать свое дело, и уверенность в выздоровлении американских рынков постепенно сама за себя скажет.

Как говорят банкиры, которые работали с Гейтнером в Нью-Йорке, по лицу этого молодого человека просто невозможно определить, рад он или расстроен теми или иными экономическими и финансовыми новостями. А посему уже сейчас всем тем досужим журналистам, которые жаждут уже сегодня взять у Гейтнера сенсационное интервью, придется повременить: дескать, все равно он ничего не скажет, а над каждым своим сказанным публично словом он будет думать ровно столько, сколько посчитает нужным.

Не спеша - вверх по карьерной лестнице

Надо сказать, что для профессионального роста Гейтнера обстановка с самого начала складывалась весьма благоприятно. Он начинал свой финансовый путь в компании, которой руководил бывший госсекретарь Генри Киссинджер, а обширные международные связи этого бывшего политика привели Тимоти Гейтнера на работу в министерство финансов США в отдел международного сотрудничества.

Поскольку на такие должности люди «с улицы» в Америке не попадают, то можно предположить, что с самого начала своей работы в минфине США Гейтнер пользовался определенным покровительством начальства, поскольку за 10 лет прошел все ступеньки роста, и в администрации Б. Клинтона он уже был заместителем министра финансов страны.

Правда, министром финансов США тогда был Роберт Рубин, который в те годы имел имидж чуть ли не самого гениального финансиста мира, а нынче именно его имя склоняют последними словами ведущие американские СМИ, обвиняя Рубина в том, что еще в начале 90-х годов он попросту «проспал» нарастание и накопление негативных тенденций развития финансового рынка страны.
Важно заметить, что когда Гейтнер стал заместителем министра финансов США, то ему поручили «рулить» всеми международными связями минфина - а это контакты со Всемирным банком, МВФ, а также ведущими экономиками мира в рамках «Большой семерки».

Когда же в Белый дом пришел Буш, то Гейтнер ушел из минфина, и по рекомендации правительства Соединенных Штатов (а без поддержки на самом высоком уровне в Белом доме этого вообще не могло произойти) он попал на работу в МВФ. При этом Гейтнер сразу же понравился тогдашнему директору-распорядителю МВФ Хорсту Келлеру, и он хотел сделать Гейтнера своим первым заместителем (эта должность зарезервирована за американцами согласно уставу МВФ, и ее всегда занимает человек, которого туда направляет президент Соединенных Штатов).

Между тем в финансовой в команде Буша посчитали Гейтнера «слишком молодым» для такого высокого поста и рекомендовали его на должность директора отдела прогнозирования политики фонда - тоже «квотный» для Соединенных Штатов пост, который всегда занимает назначенец Белого дома.
Именно на этой должности у Гейтнера впервые появилась возможность ознакомиться с тем, как возникают и как решаются международные финансовые кризисы. Однако пока Гейтнер пытался понять, каким образом вытаскивать из финансового кризиса Аргентину и Бразилию, ему опять позвонили из Белого дома, и сообщили, что в МВФ могут работать дальше и другие специалисты от США, а вот его, Гейтнера, направят на пост главы федерального банка Нью-Йорка.

Так в возрасте 42 лет этот человек стал вторым по значимости в стране банкиром, находящимся на госслужбе (после главы Федеральной резервной системы). При этом возникла парадоксальная ситуация: Гейтнер весьма уверенно стал вводить в деятельность нью-йоркского федерального банка те схемы и идеи, которые он уже обдумывал, будучи в МВФ, что, в свою очередь, не очень нравилось тогдашнему главе Федеральной резервной системы США Гринспену.

Может быть, опытнейший финансист с мировым именем, которого одно время даже хотели выдвинуть на Нобелевскую премию в области экономики, посчитал своего молодого коллегу «слишком много на себя берущим». То ли господин Гринспен действительно не разделял финансовые взгляды Гейтнера до такой степени, что в своей книге «Эпоха потрясений», которая вышла пару лет назад, о Гейтнере (а ведь это был второй человек во всей финансовой системе Америки) вообще нет ни слова.

Гейтнер знает, что за все будет отвечать Барак Обама

Разумеется, приглашая такого человека, как Гейтнер, на пост министра финансов страны, новый президент Соединенных Штатов берет на себя немалый риск. Ведь «старая команда» Билла Клинтона в лице того же руководителя экономического блока Белого дома Лоуренс Саммерса попытается «качать свои права» и делать так, как они считают нужным, не взирая на «нестандартные и творческие идеи» нового главы минфина страны.
Однако у Гейтнера есть перед его более опытными коллегами в финансовом мире и одно существенное преимущество. Дело в том, что с начала нынешнего года он уже полностью был погружен в процесс практического спасения частных банков и крупных финансовых структур в Нью-Йорке, то есть на деле занимался тем, что теперь ему нужно будет делать в масштабах всей страны на посту министра.

Более того, Гейтнер уже дал понять, что лично станет, если того потребуется, успокаивать рынки, персонально станет пробивать новые вливания крупных денежных средств в американскую экономику (так, он считает, что сумма в 700 млрд. долларов, которую одобрил недавно американский конгресс, может оказаться недостаточной для «запуска на полную катушку» экономической системы США), а также, скорее всего, он и дальше будет снижать ставку рефинансирования, что, с одной стороны, сделает кредиты в Соединенных Штатах доступными и относительно дешевыми, а с другой - заставит частных вкладчиков доверять больше акциям компаний, а не вкладам в частных банках.
Не исключено, что целый ряд решений, которые намеревается принять новый министр финансов Соединенных Штатов, может вызвать недовольство и даже стать непопулярным в финансовых структурах страны. Однако Гейтнер к подобному развитию ситуации готов и не боится идти в своих планах оздоровления американской экономики до конца.

«Я не собираюсь играть в чьи-то игры и делать то, что кому-то где-то кажется правильным. За все отвечать теперь буду я, а я сам отвечаю за то, что делаю, перед президентом», - заявил Тимоти Гейтнер после своего назначения на пост главы минфина США.

Насчет ответственности президента США Обамы за все то, что делается в американской экономике, министр абсолютно прав: ведь для нового хозяина Белого дома сейчас нет важней задачи, чем скорейшее налаживание экономической ситуации в стране и вывод ее из кризиса. Здесь очень важен станет фактор личного доверия, которое на данном этапе существует между Обамой и Гейтнером. Они - одного возраста, имеют, как говорят знающие обоих эксперты, «примерно одинаковую химию», то есть по своему характеру и манере поведения походят друг на друга.

Да и сам момент «творческого подхода к делу» для Барака Обамы является сейчас ключевым, поскольку новый президент страны уверен: старыми методами новые проблемы кризисного состояния американской экономики и финансов не решить.

Показательно и то, что на назначение Гейтнера очень положительно отреагировала нью-йоркская фондовая биржа, которая прекрасно знает этого человека и доверяет ему. И если это взаимное доверие со стороны президента Соединенных Штатов и финансовых кругов страны сохранится и после прихода Тимоти Гейтнера в Минфин США, то американская экономика имеет все шансы постепенно выкарабкаться из кризисного омута. А всему остальному миру только этого и нужно.

Об этом пишет «Деловая неделя».

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 784
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003