«Деловая неделя»: Многовекторный Ашхабад

Вторник, 26 августа 2008 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

 Внешнеэкономическая политика Туркменистана, обладающего колоссальными углеводородными ресурсами, базируется на принципах равноправного сотрудничества со всеми государствами-партнерами, соблюдая по отношению к ним только экономический прагматизм. В этой связи, отстаивая принцип ценообразования туркменского газа в соответствии с законами рыночной экономики, Ашхабад не снижает Тегерану цену на газ, и торг по топливным поставкам в Иран продолжается.

Иранский вектор в энергетической политике официального Ашхабада вновь стал в центре внимания. На прошлой неделе возобновились двусторонние переговоры, проведенные с Тегераном в последние месяцы на различных уровнях относительно условий поставок газа в Иран. Туркменская делегация из профильных ведомств на прошлой неделе провела в иранской столице консультации по выработке приемлемой для обеих сторон формулы определения стоимости газа.

Напомним, в декабре прошлого года прекратились поставки туркменского газа в Иран, причиной чего стали, по утверждению топливного экспортера, технические неполадки на трассе. Однако иранские власти в прекращении энергоэкспорта усмотрели давление продавца голубым топливом с целью увеличить цену на газ с 75 долларов США за тысячу кубометров до 140 долларов. Для сравнения, российский Газпром уже закупал тысячу кубометров туркменского газа по 130 долларов США, а 1 июля текущего года дал согласие накинуть сверх еще 20 долларов. Несмотря на имеющийся прецедент, Тегеран повел себя непредсказуемо.

Вместо ожидаемого Ашхабадом согласия на переговоры правительство ИРИ заняло диаметрально противоположную позицию, начав атаковать газового партнера инвективными нападками, вплоть до обвинений туркмен в «аморальности требований» причем приступить к диалогу соглашалось только после возобновления газовых поставок. И такую позицию Тегеран занимал всю аномально лютую зиму, в то время как в приграничных с Туркменистаном северных провинциях, в которых в основном проживают этнические узбеки и туркмены, был израсходован весь топливный запас, и в СМИ публиковались сообщения о смертельных случаях людей от переохлаждения. Бремя противостояния со всей полнотой легло не только на жителей северного Ирана, но и аукнулось в Греции, поскольку Турция, реэкспортирующая в эту страну иранский газ, была вынуждена приостановить поставки из-за прекращения экспорта энергосырья Тегераном.
Градус ирано-туркменского накала спал в минувшем апреле после встречи президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова с замминистра нефти ИРИ Сейедом Резой Кассан Заде. Окончательного урегулирования вопроса достичь не удалось, но иранского собеседника убедили, что Ашхабад устанавливает стоимость на экспортируемый природный газ на основании мировой конъектуры на энергосырье одинаково для всех импортеров, и торговаться за скидки нет резона даже у ближайшего соседа. В противном случае Москва и Пекин не поймут, если Тегеран окажется в привилегированном положении в ценовом вопросе. При этом у Ирана, обладающего шестой частью мировых запасов природного газа есть альтернатива - снабжение северного региона страны собственным газом, активизировав освоение близлежащих газовых кладовых, либо закупка сырья у соседнего Азербайджана.

Латентным поводом активизации переговоров на предмет ценовых условий газовых поставок в Иран явилось согласие России, которая не прочь (при благоприятном стечении обстоятельств) монополизировать весь объем туркменского газового экспорта, закупать у Ашхабада природный газ по европейской цене. Импульс к двусторонним консультациям в Тегеране в области энергоресурсов придала также недавняя туркмено-китайская договоренность в Пекине об увеличении ежегодного экспортного объема туркменского газа в КНР до 40 млрд.кубометров. Готовность двух крупных держав-России и Китая- оставаться газовыми партнерами Туркменистана при любых обстоятельствах заставляет Тегеран стать более уступчивым. Кроме того, для Ирана выигрышно рано или поздно, но задействовать свою территорию в качестве главного транзитного маршрута туркменского газа. В европейских проектах диверсификации газовых поставок, хотя и в набросках, но существует возведение больших энергетических трансиранских коридоров. Поэтому сомнений по благоприятному исходу в переговорах с Тегераном у Ашхабада нет. В прошлом году Иран закупил более 8 млрд. кубометров газа, увеличив почти на 3 млрд. кубометров ежегодных закупок с 2001 года. В настоящее время поставки туркменских углеводородов по трубопроводу Корпедже-Курт-Куи осуществляются в прежнем режиме. Проведенные переговоры туркменская пресса не освещала. По информации агентства Iran News, единая формула для определения стоимости природного газа, импортируемого из Туркменистана для северных районов страны будет выработана на уровне экспертов и специалистов ТЭК обеих государств до наступления зимних холодов. Информагентство также передало, ссылаясь на слова Сейеда Резы Кесаи-заде, что поставки газа из Ирана в Турцию осуществляются в обычном режиме. Кроме того, «предпринимаются шаги с тем, чтобы задержек в поставках иранского газа в эту страну не было, при условии, что обеспечение внутренних потребностей по-прежнему имеет приоритетное значение», - цитирует Iran News.

Об этом пишет «Деловая неделя».

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 587
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003