Чем дальше развивается ситуация вокруг проекта Nabucco, тем больше удовлетворения от того, что Украина не успела в него "встрять"
Чем дальше развивается ситуация вокруг очередного "проекта века", тем больше возникает чувство удовлетворения от того, что Украина по сути не успела в него "встрять". Бывает такое, когда правильным является занятие выжидательной позиции. Другое дело, что в случае с газопроводом Nabucco речь идет о том, что мы не стали его участником не в силу мудрости руководства нашей страны, а в силу его лени. Но, хорошо то, что хорошо кончается.
Что можно сказать об этом проекте? По замыслу его инициаторов, "Набукко" должен был разрушить энергетическую зависимость Европы от России. Но, оценка эффективности проекта его же идеологами уже изменилась. Так, Андрэ Мернье, глава секретариата Энергетической хартии, заявил, что этот проект является "мертворожденным ребенком" ЕС. Да уж, трудно придумать менее лестную оценку для проекта, который несколько лет назад был провозглашен как окончательное решение проблемы энергетической зависимости Европы от российского газа.
Постановщиков у новой "трубопроводной оперы" пока было пятеро — турецкая Botas, болгарская Bulgargaz, румынская Transgas, венгерская MOL и австрийская OMV. Планируется, что в качестве партнера к проекту может присоединиться и Gaz de France. Украина устами Президента, а потом и Премьер-министра, который с некоторых пор почему-то предпочитает поддерживать едва ли не все президентские начинания вне зависимости от степени их нереалистичности, тоже собиралась присоединиться к "Набукко". Хорошо хоть испытывающий немалые финансовые затруднения "Нафтогаз" не втянули в эту сомнительную затею!
Вышеназванные пять компаний, не обладающие мощными лоббистскими ресурсами и финансовыми мощностями, вынуждены были обратиться к известному "продюсеру". Этим известным любителем "постановок" об избавлении Европы от угрозы попасть в газовую зависимость от России стали, конечно же, США. Бюджет новой "постановки" оценивает в 5,8–6 млрд. долларов. Рискнем не согласиться — конечный срок реализации проекта намечен на 2011 год, когда мировые цены и оплата труда будут только расти, что приведет к дальнейшему удорожанию проекта. К тому же, планы по строительству газопровода по дну Каспийского моря, должны обернуться для консорциума дополнительными затратами. Для верности, добавим к стоимости до 2011 года 1–1,5 млрд. долларов. Хотя, полагаем, что цена все равно может быть и выше - сыграет свою роль и падающий доллар, если тенденции движения его курса не изменятся.
Не спорим, Европа обеспокоена своей зависимостью от поставок российского газа, не уверена, что президент России не использует этот газ в качестве энергетического оружия, да и инциденты с Украиной и Белоруссией оптимизма "Старому Свету" не добавили. Проект Nabucco был предложен как первый вариант поставок в Европу иранского газа (страна занимает второе место в мире после России по запасам газа) и должен был создать реальную конкуренцию импорту трубопроводного голубого топлива российского происхождения. Газопровод протяженностью около 2100 км из Турции (которая имеет сухопутную границу с Ираном и даже закупает у него небольшой объем газа для собственных нужд) должен был пойти в Болгарию, Румынию, Венгрию и дотянуться до Австрии.
Основная проблема заключается в том, что сегодня Иран, из-за откровенно популистской политики своего руководства и падающего уровня добычи газа, вынужден уменьшать поставки "голубого топлива" на внутренний рынок. Так, в текущем году дефицит газа составил в этой стране несколько миллиардов кубометров. В итоге, никаких гарантий поставок сырья Тегеран дать не может. Да и вообще, какие могут быть гарантии от актера, который не в ладах с продюсером (о проблемах в отношениях США и Ирана говорят давно и это не добавляет оптимизма идеологам консорциума)?!
Вместо перспективного, но крайне нестабильного актера Ирана, теперь на его роль активно приглашается Туркменистан. Заметим, что консорциум по строительству "Набукко" планирует довести мощности трубопровода до 31 млрд. кубометров газа в год, а на первом этапе поставлять 9 млрд. кубометров в год. Многочисленные делегации из Европы и Вашингтона убеждают нового президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова отказаться от продажи газа "Газпрому" и сделать ставку на строительство Транскаспийского газопровода (по нему туркменский газ мог бы попасть в Азербайджан, оттуда по системе "Баку-Тбилиси-Эрзерум" в Турцию и далее в Nabucco). Господин Бердымухамедов тактично молчит, предпочитая по-восточному никому не отказывать, но и никому не давать своего согласия.
Действительно, сегодня Туркмения на видных ролях на газовой сцене — объем экспортных поставок страны может составить 80 млрд. кубометров газа. А ведь "Набукко" нужно всего 30! Правда, есть одно "но" — это контракты на поставку 50 млрд. кубометров газа в Россию и 30 млрд. кубометров в Китай. При этом сам президент Туркменистана постоянно говорит о том, что его страна может добывать гораздо большие объемы газа, только вот в несметные запасы газа в недрах Туркмении мало кто верит. Правительство этой страны так и не допустило международных аудиторов до проверки месторождений, поэтому вопрос о дополнительных объемах живет лишь в словах президента Туркменистана.
Кто еще сможет играть эту роль? Только Азербайджан, но и его добычи будет недостаточно, чтобы полностью заполнить трубу — Баку сможет поставлять в трубу "Набукко" 12 млрд. кубометров. Видимо, чтобы решить проблему, консорциум не против того, что и Россия сможет поставлять газ через этот трубопровод. Правда, как представляется, это предложение было выдвинуто для соблюдения правил приличия — представить в здравом уме, как Россия, потратив 10 млрд. долларов на строительство Северо-Европейского трубопровода, поставляет газ по более длинному маршруту, довольно сложно. Но это только одна проблема будущего трубопровода.
Самое интересное, что помешать строительству "Набукко", либо самому войти в состав консорциума мог и "Газпром". Практически официальный запрет венгерского правительства на продажу MOL любой компании (и это в эпоху провозглашенной эры либерализации на энергетическом рынке Европы!), породил слухи о том, что если бы этот актив был приобретен австрийской OMV, он был бы перепродан "Газпрому". Связи "Газпрома" с OMV разнообразны и очень прочны. Это тем более нервирует венгров, что MOL уже приходилось отвергать ухаживания "Газпрома" — и теперь, когда им поступило вроде бы совершенно независимое предложение от OMV, венгры, естественно, подозревают, что за кулисами уже потираeт руки "Газпром". Таким образом, проект "Набукко" вовлекает в свою сферу все больше компаний и их экономических интересов. Причем под "вовлекает" — имеется в виду отнюдь на активное строительство газопровода, которое еще даже не началось. А как же политический аспект, который тщательно ищут всегда, когда речь идет о российском газе?
Мы забыли посмотреть на карту местности, где будет ставиться новая "трубопроводная опера". Речь идет о том, что тот регион, по которому проходит трубопровод, уже давно как только не назывался — и "пороховым погребом Европы" и "соцлагерем" и другими не менее характерными названиями. Речь идет о Балканах, на которых, похоже, разворачивается новая геополитическая "большая игра". Место, где сплелись интересы современных сверхдержав, может стать ответом на вопрос — а будет ли вообще построен "Набукко"?
Не секрет, что если территории мира закрашивать по мере социальной и политической напряженности в них, то именно Косово будет выделено самым ярким цветом. И именно через эту болевую точку Европы может проходить трубопровод "Набукко". Сквозь призму трубы, становится все более ясно, что политическая подоплека в определении статуса территории, есть ничто иное, как "концентрированное выражение экономики". Действительно, если США могут "выбить" для Косово статус независимого государства, то косовары буду так благодарны американцам, что никаких проблем со строительством трубопровода не возникнет, а значит Россия, в перспективе, потеряет громадные деньги от того, что у ее газа появится конкурент. Таким образом, напрашивается вывод о том, что у России, помимо несомненного интереса защитить международное право, (самая выгодная для нее позиция, как и для Сербии), есть и другие причины сопротивляться независимости Косово — чтобы сорвать планы по строительству конкурентного газопровода. Тут ключевая роль может принадлежать Евросоюзу, который скорее всего не захочет того, чтобы Косово получил независимый статус. Даже несмотря на усиливающуюся зависимость ЕС от российского газа.
Можно предположить, что именно вокруг трубопровода "Набукко" сейчас и завязываются основные мировые противоречия, где статус Косово — лишь прикрытие для того, чтобы влиять на энергетическую политику Европы. С одной стороны — страны Европы и США, которые, хотя и не уверены, что каспийский газ будет дешевле российского, готовы переплачивать, чтобы не усиливать Россию. С другой стороны — Россия, Иран, Китай. Эта коалиция все более сильна и начинает привлекать новых союзников — все более представительные собрания Шанхайской Организации Сотрудничества говорят о том. Что у НАТО появляется серьезный противник, который располагает новым оружием — энергетическим, которое наиболее нужно именно Европе. А с третьей стороны — опять те же страны Евросоюза, которые обоснованно опасаются получения нового очага напряжении, который возникнет в случае получения Косово статуса независимого государства.
И вот в это опасное противостояние имела намерение "влезть" наша страна по инициативе Президента В.Ющенко, который искренне рад поддерживать все, что на его взгляд направлено на ослабление позиций России. К счастью, глава государства среди главных отличительных черт характера имеет лень, которая и не позволила Украине "углубиться" в процесс реализации сомнительного как с политической, так и с экономической точки зрения проекта. Оказывается, и от лентяйства и хронической забывчивости тоже бывает польза. Об этом пишет Oligarh.net.
Что можно сказать об этом проекте? По замыслу его инициаторов, "Набукко" должен был разрушить энергетическую зависимость Европы от России. Но, оценка эффективности проекта его же идеологами уже изменилась. Так, Андрэ Мернье, глава секретариата Энергетической хартии, заявил, что этот проект является "мертворожденным ребенком" ЕС. Да уж, трудно придумать менее лестную оценку для проекта, который несколько лет назад был провозглашен как окончательное решение проблемы энергетической зависимости Европы от российского газа.
Постановщиков у новой "трубопроводной оперы" пока было пятеро — турецкая Botas, болгарская Bulgargaz, румынская Transgas, венгерская MOL и австрийская OMV. Планируется, что в качестве партнера к проекту может присоединиться и Gaz de France. Украина устами Президента, а потом и Премьер-министра, который с некоторых пор почему-то предпочитает поддерживать едва ли не все президентские начинания вне зависимости от степени их нереалистичности, тоже собиралась присоединиться к "Набукко". Хорошо хоть испытывающий немалые финансовые затруднения "Нафтогаз" не втянули в эту сомнительную затею!
Вышеназванные пять компаний, не обладающие мощными лоббистскими ресурсами и финансовыми мощностями, вынуждены были обратиться к известному "продюсеру". Этим известным любителем "постановок" об избавлении Европы от угрозы попасть в газовую зависимость от России стали, конечно же, США. Бюджет новой "постановки" оценивает в 5,8–6 млрд. долларов. Рискнем не согласиться — конечный срок реализации проекта намечен на 2011 год, когда мировые цены и оплата труда будут только расти, что приведет к дальнейшему удорожанию проекта. К тому же, планы по строительству газопровода по дну Каспийского моря, должны обернуться для консорциума дополнительными затратами. Для верности, добавим к стоимости до 2011 года 1–1,5 млрд. долларов. Хотя, полагаем, что цена все равно может быть и выше - сыграет свою роль и падающий доллар, если тенденции движения его курса не изменятся.
Не спорим, Европа обеспокоена своей зависимостью от поставок российского газа, не уверена, что президент России не использует этот газ в качестве энергетического оружия, да и инциденты с Украиной и Белоруссией оптимизма "Старому Свету" не добавили. Проект Nabucco был предложен как первый вариант поставок в Европу иранского газа (страна занимает второе место в мире после России по запасам газа) и должен был создать реальную конкуренцию импорту трубопроводного голубого топлива российского происхождения. Газопровод протяженностью около 2100 км из Турции (которая имеет сухопутную границу с Ираном и даже закупает у него небольшой объем газа для собственных нужд) должен был пойти в Болгарию, Румынию, Венгрию и дотянуться до Австрии.
Основная проблема заключается в том, что сегодня Иран, из-за откровенно популистской политики своего руководства и падающего уровня добычи газа, вынужден уменьшать поставки "голубого топлива" на внутренний рынок. Так, в текущем году дефицит газа составил в этой стране несколько миллиардов кубометров. В итоге, никаких гарантий поставок сырья Тегеран дать не может. Да и вообще, какие могут быть гарантии от актера, который не в ладах с продюсером (о проблемах в отношениях США и Ирана говорят давно и это не добавляет оптимизма идеологам консорциума)?!
Вместо перспективного, но крайне нестабильного актера Ирана, теперь на его роль активно приглашается Туркменистан. Заметим, что консорциум по строительству "Набукко" планирует довести мощности трубопровода до 31 млрд. кубометров газа в год, а на первом этапе поставлять 9 млрд. кубометров в год. Многочисленные делегации из Европы и Вашингтона убеждают нового президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова отказаться от продажи газа "Газпрому" и сделать ставку на строительство Транскаспийского газопровода (по нему туркменский газ мог бы попасть в Азербайджан, оттуда по системе "Баку-Тбилиси-Эрзерум" в Турцию и далее в Nabucco). Господин Бердымухамедов тактично молчит, предпочитая по-восточному никому не отказывать, но и никому не давать своего согласия.
Действительно, сегодня Туркмения на видных ролях на газовой сцене — объем экспортных поставок страны может составить 80 млрд. кубометров газа. А ведь "Набукко" нужно всего 30! Правда, есть одно "но" — это контракты на поставку 50 млрд. кубометров газа в Россию и 30 млрд. кубометров в Китай. При этом сам президент Туркменистана постоянно говорит о том, что его страна может добывать гораздо большие объемы газа, только вот в несметные запасы газа в недрах Туркмении мало кто верит. Правительство этой страны так и не допустило международных аудиторов до проверки месторождений, поэтому вопрос о дополнительных объемах живет лишь в словах президента Туркменистана.
Кто еще сможет играть эту роль? Только Азербайджан, но и его добычи будет недостаточно, чтобы полностью заполнить трубу — Баку сможет поставлять в трубу "Набукко" 12 млрд. кубометров. Видимо, чтобы решить проблему, консорциум не против того, что и Россия сможет поставлять газ через этот трубопровод. Правда, как представляется, это предложение было выдвинуто для соблюдения правил приличия — представить в здравом уме, как Россия, потратив 10 млрд. долларов на строительство Северо-Европейского трубопровода, поставляет газ по более длинному маршруту, довольно сложно. Но это только одна проблема будущего трубопровода.
Самое интересное, что помешать строительству "Набукко", либо самому войти в состав консорциума мог и "Газпром". Практически официальный запрет венгерского правительства на продажу MOL любой компании (и это в эпоху провозглашенной эры либерализации на энергетическом рынке Европы!), породил слухи о том, что если бы этот актив был приобретен австрийской OMV, он был бы перепродан "Газпрому". Связи "Газпрома" с OMV разнообразны и очень прочны. Это тем более нервирует венгров, что MOL уже приходилось отвергать ухаживания "Газпрома" — и теперь, когда им поступило вроде бы совершенно независимое предложение от OMV, венгры, естественно, подозревают, что за кулисами уже потираeт руки "Газпром". Таким образом, проект "Набукко" вовлекает в свою сферу все больше компаний и их экономических интересов. Причем под "вовлекает" — имеется в виду отнюдь на активное строительство газопровода, которое еще даже не началось. А как же политический аспект, который тщательно ищут всегда, когда речь идет о российском газе?
Мы забыли посмотреть на карту местности, где будет ставиться новая "трубопроводная опера". Речь идет о том, что тот регион, по которому проходит трубопровод, уже давно как только не назывался — и "пороховым погребом Европы" и "соцлагерем" и другими не менее характерными названиями. Речь идет о Балканах, на которых, похоже, разворачивается новая геополитическая "большая игра". Место, где сплелись интересы современных сверхдержав, может стать ответом на вопрос — а будет ли вообще построен "Набукко"?
Не секрет, что если территории мира закрашивать по мере социальной и политической напряженности в них, то именно Косово будет выделено самым ярким цветом. И именно через эту болевую точку Европы может проходить трубопровод "Набукко". Сквозь призму трубы, становится все более ясно, что политическая подоплека в определении статуса территории, есть ничто иное, как "концентрированное выражение экономики". Действительно, если США могут "выбить" для Косово статус независимого государства, то косовары буду так благодарны американцам, что никаких проблем со строительством трубопровода не возникнет, а значит Россия, в перспективе, потеряет громадные деньги от того, что у ее газа появится конкурент. Таким образом, напрашивается вывод о том, что у России, помимо несомненного интереса защитить международное право, (самая выгодная для нее позиция, как и для Сербии), есть и другие причины сопротивляться независимости Косово — чтобы сорвать планы по строительству конкурентного газопровода. Тут ключевая роль может принадлежать Евросоюзу, который скорее всего не захочет того, чтобы Косово получил независимый статус. Даже несмотря на усиливающуюся зависимость ЕС от российского газа.
Можно предположить, что именно вокруг трубопровода "Набукко" сейчас и завязываются основные мировые противоречия, где статус Косово — лишь прикрытие для того, чтобы влиять на энергетическую политику Европы. С одной стороны — страны Европы и США, которые, хотя и не уверены, что каспийский газ будет дешевле российского, готовы переплачивать, чтобы не усиливать Россию. С другой стороны — Россия, Иран, Китай. Эта коалиция все более сильна и начинает привлекать новых союзников — все более представительные собрания Шанхайской Организации Сотрудничества говорят о том. Что у НАТО появляется серьезный противник, который располагает новым оружием — энергетическим, которое наиболее нужно именно Европе. А с третьей стороны — опять те же страны Евросоюза, которые обоснованно опасаются получения нового очага напряжении, который возникнет в случае получения Косово статуса независимого государства.
И вот в это опасное противостояние имела намерение "влезть" наша страна по инициативе Президента В.Ющенко, который искренне рад поддерживать все, что на его взгляд направлено на ослабление позиций России. К счастью, глава государства среди главных отличительных черт характера имеет лень, которая и не позволила Украине "углубиться" в процесс реализации сомнительного как с политической, так и с экономической точки зрения проекта. Оказывается, и от лентяйства и хронической забывчивости тоже бывает польза. Об этом пишет Oligarh.net.