"Известия": Туркменский газ - только для нас?

Понедельник, 26 ноября 2007 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

 СНГ - все еще жизнеспособная организация. Корреспондент "Известий" убедился в этом, побывав на двухдневном саммите глав правительств стран СНГ в Ашхабаде. Несмотря на взаимные претензии, в столицу Туркмении приехали все 12 стран. Красоты беломраморного города, как и было задумано, поразили гостей. Но восточная роскошь не сбила с пути российского премьера Виктора Зубкова. Он добился от Туркмении согласия увеличить мощность газопровода Средняя Азия - Центр и ускорить строительство Прикаспийского трубопровода. Назло европейцам и американцам, которые уговаривали Туркмению тянуть трубу в обход России.

Здесь не курят

Казалось, что кроме полицейских и военных в столице Туркмении никто не живет. Улицы были пусты. Горожан не было видно, лишь женщины, закутанные в платки и марлевые повязки, без конца подметали дорожки, выкапывали ямки, подстригали газоны под присмотром полицейских и военных.

— Здесь не курят и не разговаривают по телефону, — строго сказал мне охранник у одного из посольств на чистейшем русском языке. — Ты что, брат, не видишь, что здесь кругом камеры?!

Не менее удивительными были утренние новости по местному телеканалу. Сюжет о проектировании очередного величественного дворца, каких в Ашхабаде великое множество. Гурбангулы Бердымухаммедов самолично осматривал эскизы. Вот его пять минут показывают крупным планом: он в окружении маленьких статуй-образцов... Кажется, что он в одиночестве, разговаривает сам с собой. Но вот камера отъехала, и стало видно нескольких министров, которые стоят на почтительном расстоянии, образовав полукруг: все на вытянутых руках держат большие папки-книги и старательно записывают каждое слово.

Коммунальный рай

Для нас Туркмения — экзотика. После 9 вечера на улицах не встретишь ни души. Ночных заведений нет, оплата только наличными, никаких кредитных карт. А еще в Туркмении нет налогов, коммунальные платежи составляют около $5 в год — свет, газ, вода там бесплатные. Плохо, однако, что в этом коммунальном раю не принимают российские рубли. Неконвертируемая валюта, презрительно шикнули на меня в отеле. "Но как?! — оскорбился я за наш рубль. — В США и Европе давно принимают. Хочу платить в рублях!" "Только доллары", — развела руками администратор. Ситуация удивительная — большая часть туркменского экспорта приходится на Европу, Азию и Россию. При чем тут доллары, непонятно. Как быстро Ашхабад согласится принимать за свой газ рубли, пока неясно. Хотя к этому все идет — наше торговое сотрудничество ежегодно чуть ли не удваивается. По данным МЭРТа, за 10 месяцев этого года товарооборот вырос почти на 40% и достиг почти $4 млрд.

Но все это слезы по сравнению с тем, сколько инвестируют богатые туркмены в государства Ближнего Востока. Нас, конечно, считают стратегическими партнерами, но выходит это пока неубедительно. "У вас рубль постоянно укрепляется, невыгодно покупать у вас. Только в этом году на разнице я потерял около $90 тысяч..." — пожаловался подвозивший нас бизнесмен, который закупает у нас оборудование.

Говорим литература, подразумеваем газ

Слова "газ", "нефть", "труба" на саммите старались не произносить — президент Туркмении изначально подчеркнул, что Туркмения старается сделать свою экономику все менее зависимой от газовых доходов. Главным вопросом значилось гуманитарное сотрудничество (2008 год в СНГ объявлен Годом литературы и чтения). Однако все приехавшие хорошо понимали, что главное и для России, и для Украины, и для самой Туркмении на сегодня — это именно "газовые" вопросы. Цену на газ для России в Ашхабаде хотят повысить на 30%.

— Мы пока не дали окончательного ответа нашим туркменским коллегам и взяли паузу в переговорах, — поделился с журналистами руководитель "Газпрома" Алексей Миллер.

Вопрос щекотливый — ведь у нас есть трехлетний контракт с фиксированной ценой. Однако в "Газпроме" дали понять, что понимают позицию Туркмении, ведь газ в Европе дорожает.

Впрочем, цена на газ для нас важна, но куда важнее построить второй газопровод из Туркмении в Россию — Прикаспийский — мощностью 20 млрд кубометров. Декларацию по этому проекту весной подписали президенты России, Казахстана и Туркмении. Но вскоре еврокомиссары стали активно уговаривать Ашхабад начать строить трубу в обход России. Американцы тоже обхаживали нового туркменского лидера. Но Бердымухаммедов сделал выбор в нашу пользу. Он не только твердо пообещал, что Прикаспийская труба будет, но и предложил начать ее строительство намного раньше намеченного срока — уже в первой половине 2008 года.

Второй яркой победой российской дипломатии стало подписание соглашения об увеличении мощности газопровода Средняя Азия — Центр с нынешних 50 млрд до 70 млрд кубометров и больше.

Чтобы добиться этого, премьеру Виктору Зубкову пришлось проводить долгие и сложные переговоры, и никто не ожидал, что Ашхабад пойдет нам навстречу. И европейский прагматизм возобладает над восточной хитростью.

— У нас не осталось никаких нерешенных вопросов, все чисто, понятно, а главное — предельно конкретно, — премьер-министр Виктор Зубков не скрывал радости от поездки.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 438
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003