"Точки над i" по поводу Прискаспийского газопровода придется ставить не В.Зубкову, а В.Путину
В среду премьер-министр РФ Виктор Зубков вылетает в Ашхабад, где примет участие в заседании Совета глав правительств стран СНГ, а также проведет переговоры с туркменской стороной относительно проекта Прикаспийского газопровода. Подготовка соглашений по строительства нового трубопровода, который позволит поставлять газ из Средней Азии по территории России в Европу, проходит не так гладко, как хотелось бы Москве. Ашхабад параллельно заявляет о готовности начать строительство Транскаспийского газопровода, который, в свою очередь, лоббирует Вашингтон. Вероятность того, что до конца 2007 г Москва и Ашхабад сумеют окончательно согласовать позиции по Прикаспийскому газопроводу и подписать соответствующий документ, велика. Но в Туркмении дают понять, что это возможно только при одном условии – Владимир Путин должен непременно прилететь в Ашхабад и поставить свою личную подпись на газовом соглашении двух стран.
Межправительственное соглашение между Россией, Туркменией и Казахстаном о строительстве Прикаспийского газопровода, как ожидается, будет подписано до конца текущего года, сообщил источник в правительстве РФ. По его словам, "документ проработан, никаких проблем по нему нет, в ближайшее время мы ожидаем завершения внутригосударственных процедур и подписания". Вместе с тем он отметил, что "документ подлежит ратификации, и внутригосударственные процедуры достаточно сложны".
Между тем, источники, близкие к трехсторонним переговорам, называют "маловероятным" подписание соглашения по Прикаспийскому газопроводу во время визита премьер-министра РФ В.Зубкова в Туркмению, который пройдет с 21 по 23 ноября. Именно в пятницу состоятся двухсторонние российско-туркменские переговоры, на которых, кроме газовых вопросов, будет затронута тема участия российских компаний в крупных проектах на территории Туркмении.
В Москве указывают на то, что "интересные крупные проекты" есть у таких компаний как "Лукойл", "Силовые машины", Трубно-металлургическая кампания. Кроме того, "КамАЗ" реализует проект по созданию сервисного центра на территории Туркмении, а на рынке сотовой связи Туркмения активно работает с МТС.
Отметим, что вопросы, касающиеся расширения инвестиционного вклада российского бизнеса в экономику Туркмении рассматриваются в "пакете" договоренностей по Прикаспийскому газопроводу. В конце сентября президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов назвал "напряженными" переговоры с РФ о цене газа, согласованной на три года вперед с прежним туркменским лидером, который вскоре после этого скончался /Сапармурад Ниязов умер в конце декабря 2006 г/. Согласно этому договору, Туркмения в 2007 г продает газ "Газпрому" по 100 долл за тыс куб м. Годом раньше цена была 65 долл за тыс куб м, что более чем в 2,5 раза ниже экспортных цен для Европы за российский газ. И покупатели, и продавцы не скрывают, что вопросы повышения цен на газ обсуждаются. Причем переговорный процесс затрагивает как действующие двусторонние газовые соглашения между Москвой и Ашхабадом, так и новый проект, подчеркивает туркменский президент.
Примечательно, что "откровения" Г.Бердымухаммедова относительно российско-туркменский газовых отношений, прозвучали во время его первого визита в США, куда он прибыл на Генассамблею ООН. Как настоящий восточный лидер он высказал немало теплых слов в адрес принимающей стороны, в частности, был щедр на многообещающие заявления относительно перспектив сотрудничества США и Туркмении в газовой сфере. На встрече с госсекретарем США Кондолизой Райс туркменский лидер еще раз повторил, что проект строительства Транскаспийского газопровода в обход РФ с рассмотрения не снят. Впервые об этом Г.Бердымухаммедов "обмолвился" в мае 2007 г через 4 месяца после своего избрания президентом Туркмении. Во время сентябрьского визита в США он предпринял попытки предложить американским инвестиционным и нефтегазовым компаниям вложить средства в газовый сектор страны.
В Вашингтоне с большим воодушевлением восприняли позицию Ашхабада по поводу строительства газопровода по дну Каспия, ведь проект Транскаспийского газопровода, анонсируемый США еще в 1996 г, во время правлении С.Ниязова практически "заглох". Туркменбаши в свое время сделал однозначный выбор в пользу РФ, а все крупные газовые контракты у Туркмении заключены с "Газпромом". До 2009 г Ашхабад должен поставлять российскому концерну до 50 млрд куб м газа в год, а с 2010 увеличить объемы до 80 млрд куб м. На втором месте Иран, который, согласно договору, должен получать до 8 млрд куб м голубого топлива из Туркмении.
В очередь за туркменским газом встал и Китай. Уже в 2009 г из Туркмении в Поднебесную будет достроен газопровод, по которому будет прокачиваться ежегодно 30 млрд кум м топлива, а китайцы начнут разработку крупнейшего газового месторождения в Туркмении. Понятно, что сделанные Пекином "заделы" на туркменском газовом рынке встречены в Москве без особого восторга.
Все это дает Москве повод задуматься об особом подходе к Г.Бердымухаммедову. Новый туркменский лидер, позиционирующий себя как политик демократического толка, с одной стороны заявляет, что диверсификация газовых потоков из Туркмении принесет стране большую экономическую выгоду. С другой стороны, Г.Бердымухаммедов не может скрыть явной обиды на В.Путина, который неожиданно отменил визит в Туркмению 12 сентября 2007 г, когда на трехсторонней встрече /вместе с Нурсултаном Назарбаевым/ стороны должны были окончательно согласовать проект Прикаспийского газопровода.
Правда, после того, как в мае этого года президенты РФ, Казахстана и Туркмении приняли декларацию о строительстве Прикаспийского газопровода, сообщалось, что до 1 сентября итоговый документ будет обязательно подписан. Однако до сих пор этого не произошло.
С вопросом о том, почему затягивается подписание соглашения о строительстве Прикаспийского газопровода и будет ли в ближайшее время этот документ подписан, ПРАЙМ-ТАСС обратился к заведующему отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрею Грозину. По его словам, перспективы и сроки подписания соглашения по этому проекту не связаны с тем, готова ли Туркмения продавать газ "Газпрому" по нынешним ценам или требовать повысить их, например, до 120 или 150 долл за тыс куб м. "Дело не России, дело в Туркмении, которая очень серьезно увязла в многовекторности своей политики, в частности, по проблемам экспорта своего газа", - полагает А.Грозин.
Он отмечает, что Европа и США активизировали переговорный процесс с Ашхабадом, в процессе которого они пообещали Г.Бердымухаммедову финансовую помощь. "Однако результирующей позиции у Туркмении по-прежнему нет", - добавляет он. Что касается нынешнего визита в Ашхабад российского премьера В.Зубкова, то вряд ли стоит рассчитывать на то, что итоговый документ по новому газопроводу будет подписан в эти дни. "Г.Бердымухаммедов считает В.Зубкова вторичной, даже третичной политической фигурой в РФ, который может только отвечать за техническую часть переговоров по Прикаспийскому газопроводу", - считает А.Грозин, подчеркивая, что для туркменского президента очень важен "фактор уважения" со стороны Москвы.
Иными словами, Г.Бердымухаммедов показывает, что газовое соглашение по Прикаспийскому газопроводу может быть подписано только при личном присутствии В.Путина. В какой-то мере это "оборотная сторона имперской политики Москвы на постсоветском пространстве", - замечает А.Грозин. Но до конца текущего года соглашение по Прикаспийскому газопроводу будет, скорее всего, подписано.
Туркменский лидер при этом понимает, насколько в политическом смысле важны для России предстоящие парламентские и президентские выборы. "После выборов в Государственную Думу у В.Путина образуется 3 свободных недели, в течение которых он сможет спланировать свой визит в Туркмению", - размышляет эксперт.
Для В.Путина действительно очень важно провести результативные переговоры по проекту Прикаспийского газопровода и завершить их подписанием важного соглашения, значение которого в экономическом и политическом плане переоценить очень трудно. Получить возможность экспортировать в Европу сравнительно дешевый туркменский газ крайне необходимо с учетом непростых отношений Москвы и Евросоюза. Ведь не секрет, что энергетическая зависимость Европы от России в определенном смысле заставляет Брюссель выбирать выражения в отношении нынешней внешнеполитической линии Кремля, отличающейся в последнее время жесткостью и отчасти бескомпромиссностью.
Перспектива "уесть" американцев и первыми подписать с Туркменией соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода в Москве воспринимается не только как реальный шаг заморозить переговоры по альтернативному Транскаспийскому газопроводу, но как удар по политической репутации США в Средней Азии. Ведь геополитическая роль этого региона в обозримом будущем будет только повышаться, - пишет "Прайм-ТАСС"
Межправительственное соглашение между Россией, Туркменией и Казахстаном о строительстве Прикаспийского газопровода, как ожидается, будет подписано до конца текущего года, сообщил источник в правительстве РФ. По его словам, "документ проработан, никаких проблем по нему нет, в ближайшее время мы ожидаем завершения внутригосударственных процедур и подписания". Вместе с тем он отметил, что "документ подлежит ратификации, и внутригосударственные процедуры достаточно сложны".
Между тем, источники, близкие к трехсторонним переговорам, называют "маловероятным" подписание соглашения по Прикаспийскому газопроводу во время визита премьер-министра РФ В.Зубкова в Туркмению, который пройдет с 21 по 23 ноября. Именно в пятницу состоятся двухсторонние российско-туркменские переговоры, на которых, кроме газовых вопросов, будет затронута тема участия российских компаний в крупных проектах на территории Туркмении.
В Москве указывают на то, что "интересные крупные проекты" есть у таких компаний как "Лукойл", "Силовые машины", Трубно-металлургическая кампания. Кроме того, "КамАЗ" реализует проект по созданию сервисного центра на территории Туркмении, а на рынке сотовой связи Туркмения активно работает с МТС.
Отметим, что вопросы, касающиеся расширения инвестиционного вклада российского бизнеса в экономику Туркмении рассматриваются в "пакете" договоренностей по Прикаспийскому газопроводу. В конце сентября президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов назвал "напряженными" переговоры с РФ о цене газа, согласованной на три года вперед с прежним туркменским лидером, который вскоре после этого скончался /Сапармурад Ниязов умер в конце декабря 2006 г/. Согласно этому договору, Туркмения в 2007 г продает газ "Газпрому" по 100 долл за тыс куб м. Годом раньше цена была 65 долл за тыс куб м, что более чем в 2,5 раза ниже экспортных цен для Европы за российский газ. И покупатели, и продавцы не скрывают, что вопросы повышения цен на газ обсуждаются. Причем переговорный процесс затрагивает как действующие двусторонние газовые соглашения между Москвой и Ашхабадом, так и новый проект, подчеркивает туркменский президент.
Примечательно, что "откровения" Г.Бердымухаммедова относительно российско-туркменский газовых отношений, прозвучали во время его первого визита в США, куда он прибыл на Генассамблею ООН. Как настоящий восточный лидер он высказал немало теплых слов в адрес принимающей стороны, в частности, был щедр на многообещающие заявления относительно перспектив сотрудничества США и Туркмении в газовой сфере. На встрече с госсекретарем США Кондолизой Райс туркменский лидер еще раз повторил, что проект строительства Транскаспийского газопровода в обход РФ с рассмотрения не снят. Впервые об этом Г.Бердымухаммедов "обмолвился" в мае 2007 г через 4 месяца после своего избрания президентом Туркмении. Во время сентябрьского визита в США он предпринял попытки предложить американским инвестиционным и нефтегазовым компаниям вложить средства в газовый сектор страны.
В Вашингтоне с большим воодушевлением восприняли позицию Ашхабада по поводу строительства газопровода по дну Каспия, ведь проект Транскаспийского газопровода, анонсируемый США еще в 1996 г, во время правлении С.Ниязова практически "заглох". Туркменбаши в свое время сделал однозначный выбор в пользу РФ, а все крупные газовые контракты у Туркмении заключены с "Газпромом". До 2009 г Ашхабад должен поставлять российскому концерну до 50 млрд куб м газа в год, а с 2010 увеличить объемы до 80 млрд куб м. На втором месте Иран, который, согласно договору, должен получать до 8 млрд куб м голубого топлива из Туркмении.
В очередь за туркменским газом встал и Китай. Уже в 2009 г из Туркмении в Поднебесную будет достроен газопровод, по которому будет прокачиваться ежегодно 30 млрд кум м топлива, а китайцы начнут разработку крупнейшего газового месторождения в Туркмении. Понятно, что сделанные Пекином "заделы" на туркменском газовом рынке встречены в Москве без особого восторга.
Все это дает Москве повод задуматься об особом подходе к Г.Бердымухаммедову. Новый туркменский лидер, позиционирующий себя как политик демократического толка, с одной стороны заявляет, что диверсификация газовых потоков из Туркмении принесет стране большую экономическую выгоду. С другой стороны, Г.Бердымухаммедов не может скрыть явной обиды на В.Путина, который неожиданно отменил визит в Туркмению 12 сентября 2007 г, когда на трехсторонней встрече /вместе с Нурсултаном Назарбаевым/ стороны должны были окончательно согласовать проект Прикаспийского газопровода.
Правда, после того, как в мае этого года президенты РФ, Казахстана и Туркмении приняли декларацию о строительстве Прикаспийского газопровода, сообщалось, что до 1 сентября итоговый документ будет обязательно подписан. Однако до сих пор этого не произошло.
С вопросом о том, почему затягивается подписание соглашения о строительстве Прикаспийского газопровода и будет ли в ближайшее время этот документ подписан, ПРАЙМ-ТАСС обратился к заведующему отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрею Грозину. По его словам, перспективы и сроки подписания соглашения по этому проекту не связаны с тем, готова ли Туркмения продавать газ "Газпрому" по нынешним ценам или требовать повысить их, например, до 120 или 150 долл за тыс куб м. "Дело не России, дело в Туркмении, которая очень серьезно увязла в многовекторности своей политики, в частности, по проблемам экспорта своего газа", - полагает А.Грозин.
Он отмечает, что Европа и США активизировали переговорный процесс с Ашхабадом, в процессе которого они пообещали Г.Бердымухаммедову финансовую помощь. "Однако результирующей позиции у Туркмении по-прежнему нет", - добавляет он. Что касается нынешнего визита в Ашхабад российского премьера В.Зубкова, то вряд ли стоит рассчитывать на то, что итоговый документ по новому газопроводу будет подписан в эти дни. "Г.Бердымухаммедов считает В.Зубкова вторичной, даже третичной политической фигурой в РФ, который может только отвечать за техническую часть переговоров по Прикаспийскому газопроводу", - считает А.Грозин, подчеркивая, что для туркменского президента очень важен "фактор уважения" со стороны Москвы.
Иными словами, Г.Бердымухаммедов показывает, что газовое соглашение по Прикаспийскому газопроводу может быть подписано только при личном присутствии В.Путина. В какой-то мере это "оборотная сторона имперской политики Москвы на постсоветском пространстве", - замечает А.Грозин. Но до конца текущего года соглашение по Прикаспийскому газопроводу будет, скорее всего, подписано.
Туркменский лидер при этом понимает, насколько в политическом смысле важны для России предстоящие парламентские и президентские выборы. "После выборов в Государственную Думу у В.Путина образуется 3 свободных недели, в течение которых он сможет спланировать свой визит в Туркмению", - размышляет эксперт.
Для В.Путина действительно очень важно провести результативные переговоры по проекту Прикаспийского газопровода и завершить их подписанием важного соглашения, значение которого в экономическом и политическом плане переоценить очень трудно. Получить возможность экспортировать в Европу сравнительно дешевый туркменский газ крайне необходимо с учетом непростых отношений Москвы и Евросоюза. Ведь не секрет, что энергетическая зависимость Европы от России в определенном смысле заставляет Брюссель выбирать выражения в отношении нынешней внешнеполитической линии Кремля, отличающейся в последнее время жесткостью и отчасти бескомпромиссностью.
Перспектива "уесть" американцев и первыми подписать с Туркменией соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода в Москве воспринимается не только как реальный шаг заморозить переговоры по альтернативному Транскаспийскому газопроводу, но как удар по политической репутации США в Средней Азии. Ведь геополитическая роль этого региона в обозримом будущем будет только повышаться, - пишет "Прайм-ТАСС"