Трубопроводная сделка явно свидетельствует о пророссийской ориентации Туркменистана

Понедельник, 10 сентября 2007 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Говорят, что громадный Туркменбашинский комплекс государственных нефтеперерабатывающих заводов, расположенный близ прибрежного города Туркменбаши на западе страны, чуть ли не больше самого города.

Он окружен стенами трехметровой высоты, увенчанными колючей проволокой, с наблюдательными вышками через каждые сто метров для выявления потенциальных нарушителей. Это больше похоже на военную базу, чем на производственный комплекс. Нечего и говорить, что фотографировать на его территории строжайше запрещено.

Возле НПЗ разместился новый рекламный щит, поставленный там по случаю состоявшегося в Туркменбаши майского саммита с участием президентов Туркменистана, Казахстана и России. На этом саммите его участники договорились о продлении ветки трубопровода Прикаспийский для транспортировки природного газа из Туркменистана по северному маршруту. На щите изображены портреты трех президентов и цитата из президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова: "Туркменистан будет и впредь развивать сотрудничество во всех сферах со своими надежными, проверенными временем партнерами".

Высокой прозой это высказывание вряд ли назовешь, но оно, похоже, довольно точно отражает суть внешнеполитического курса Туркменистана при Бердымухаммедове. Пока что самым значимым его шагом стал договор о трубопроводном проекте с Россией, которая и так уже осуществляет основную часть поставок туркменского природного газа. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"].

Продление ветки трубопровода, если оно действительно состоится, может нанести существенный удар по западным интересам в Туркменистане. В частности, это потенциально может отдалить осуществление давней цели США – сооружения Транскаспийского трубопровода, предназначенного для транспортировки центральноазиатских энергоресурсов в Азербайджан и дальше на Запад.

Как выразился один чиновник из Пентагона до объявления о достижении соглашения по российско-туркменскому трубопроводу: "Если бы в Центральной Азии разворачивалась новая Большая игра, то важнейшая роль в ней принадлежала Туркменистану".

Однако западные должностные лица в Туркменистане не считают, что в чем-то "проиграли" России. "В отличие от России и других стран этого региона, мы не считаем это игрой с прямо противоположными интересами", – отметил один западный дипломат.

Однако дипломат признает, что Россия имеет преимущество в своих отношениях с Туркменистаном в том плане, что она не предъявляет таких требований в области прав человека и демократизации, как Вашингтон и Брюссель. "Мы бы хотели узнать истинную причину того, что России удалось заключить трубопроводную сделку, но такое объяснение кажется вполне логичным", – подчеркивает дипломат.

Другой западный дипломат полагает, что важным фактором здесь является еще и то, что Россия уделяет Туркменистану внимание на более высоком уровне, чем это делают США или европейские страны. "Когда Бердымухаммедов звонит в Кремль, то на его звонок отвечает [президент России Владимир] Путин. Когда же он звонит в Вашингтон, то с ним разговаривает один из заместителей помощника госсекретаря. А уровень, на котором принимаются действенные решения – это уровень президентов", – отмечает дипломат.

Трубопроводная сделка явно свидетельствует о пророссийской ориентации Туркменистана. Бывший лидер Туркменистана Сапармурат Ниязов, в целом охотно шедший на сотрудничество в таких экономических вопросах, как экспорт природного газа, внутри страны проводил курс на дерусификацию. Он не приветствовал изучение русского языка в школах, повелел перевести туркменскую письменность с кириллицы на латинскую графику и возглавил правительство, проводившее широкую дискриминационную политику в отношении русских.

Сегодня же наблюдаются признаки, что Бердымухаммедов намерен отказаться от подобной политики. Одним из первых озвученных им приоритетов стала реформа системы образования, для осуществления которой он привлек себе в помощь российское министерство образования и МГУ. Незадолго до объявления о заключении трубопроводной сделки российский министр иностранных дел Сергей Лавров подготовил почву для открытия новой русской школы в Ашгабате и объявил о начале новых культурных обменов между двумя странами. Даже цитата из Бердымухаммедова на рекламном щите в городе Туркменбаши приведена на русском, тогда как публичные выступления Ниязова почти всегда звучали на туркменском.

"Любой, заступающий на место Ниязова, должен осознавать, что в обрывании всех связей с Россией есть реальные неудобства", – говорит дипломат. Туркменский язык несколько слабоват в технических аспектах, а объем литературы на русском языке намного превышает объем литературы на туркменском.

"Наметилась явная тенденция к смягчению антироссийской политики, – добавляет этот дипломат. – В школах снова зазвучал русский язык. Люди, потерявшие работу из-за того, что не владели туркменским языком, вернулись на рабочие места".

Русский широко используется в Туркменистане, особенно в Ашгабате. Даже многие этнические туркмены говорят на русском лучше, чем на родном туркменском. По словам одной жительницы Ашгабата, русской по национальности, рядовые туркмены никогда не ставили ее в неравные условия по причине ее национальности – в отличие от правительства. Она подала заявление с просьбой разрешить ей участвовать в профессиональной программе за рубежом, но получила от правительства отказ. "Я спросила директора программы, почему мне было отказано в разрешении, и он ответил: потому, что у меня русская фамилия, – рассказывает она. – Он сказал, что мне надо выйти замуж за туркмена, чтобы у меня была туркменская фамилия. Я ответила: "Не собираюсь выходить замуж за туркмена только из-за фамилии!""

Она надеется, что новое правительство изменит свою политику в отношении русских, но совсем в этом не уверена. "Пока я не вижу никакого тому подтверждения, но я оптимистка", – говорит она.

Между тем в самом Туркменбаши мало что говорит о буме, который может принести с собой новый трубопровод.

По словам жителей Туркменбаши, о трубопроводной сделке разговоров так же мало, как и понимания сути происходящего. "Многие люди думают, что это договор о разделе Каспия", – объясняет один из жителей Туркменбаши, имея в виду давний спор пяти прибрежных государств по поводу того, как им разделись богатые нефтяные запасы на дне моря. О новостях здесь практически ничего не сообщалось. "Впервые я услышал об этом по Би-Би-Си, и только потом уже здесь", – добавляет этот житель.

Правительство, похоже, в равной мере позиционирует Туркменбаши как туристический и нефтяной город: Бердымухаммедов заявил, что страна намерена вложить 1 млрд. долларов в превращение этого города в международный курорт с 60 отелями. Почва для этого уже подготовлена. Вдоль пляжа еще виднеются фундаменты домов – здесь раньше стояли частные дачи. Но правительство сровняло их с землей – без выплаты компенсации бывшим владельцам – явно намереваясь построить на их месте новые государственные отели, - пишет vlasti.net.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 1324
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003