"Деловая неделя": Туркменский марш на Китай

Понедельник, 30 июля 2007 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Главным событием прошедшей недели стали успехи туркменской дипломатии, продемонстрированные в Доме народных собраний в Пекине. Ашхабад решил свои вопросы, связанные с поставкой туркменского природного газа Китаю посредством строительства трубопровода от месторождения на западном берегу Амударьи (Восточный Туркменистан) до Поднебесной через территории Узбекистана и Казахстана. Цель пятого международного визита нового туркменского лидера Гурбангулы Бердымухамедова — получение китайских инвестиций на строительство газопровода Туркменистан-Китай достигнута.
Государственный визит главы Туркменистана в Китайскую Народную Республику, в ходе которого состоялся диалог с председателем КНР Ху Цзиньтао и председателем постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, проходил с 17 по 18 июля. Основной темой переговоров в верхах было обсуждение двустороннего сотрудничества в нефтегазовой сфере, в частности, договоренность о надежности обоюдных гарантий по реализации проекта туркмено-китайского газопровода протяженностью 7 тысяч километров. Этот момент особенно важен для Ашхабада.

Напомним, согласно соглашению, подписанному в Пекине в апреле 2006 года бывшим главой туркмен Сапармурадом Туркменбаши, Китай получил право на разведку и добычу газа из кладовой на амударьинском правобережье, откуда в течение 30 лет ежегодно по новому трубопроводу будут прокачивать голубое топливо в Урумчи (северо-запад Китая) в размере 30 млрд кубометров газа с начала 2009 года. Однако вплоть до поездки Гурбангулы Бердымухамедова в Пекин китайские власти опосредованно выражали сомнения о состоятельности основного источника, разведка которого пока не завершена. Правда, в генеральном соглашении была внесена серьезная оговорка, что в случае необходимости газопровод можно будет подпитывать из других туркменских источников. В бытность Туркменбаши говорили о совместной добыче на Каспийском шельфе.

Определенную озабоченность Китая вызвала недавняя договоренность Ашхабада с Москвой о прокладке Прикаспийского газопровода, сквозь который будет проходить дополнительный объем туркменского газа, законтрактованного Россией до 2028 года еще четыре года назад. Существующие обязательства об увеличении с 2009 года поставок туркменского газа в Россию до 70 млрд кубометров с ежегодным возрастанием вплоть до завершения контракта до 90 млрд. кубометров также посеяли сомнения у китайских партнеров. Этому способствовали публикации в некоторых российских СМИ, недовольных поиском туркмен альтернативных маршрутов. В них авторы упрекали Ашхабад от недостоверной статистики добычи углеводородного сырья до сокрытия аудита нефтегазовых месторождений, а здоровое желание диверсифицировать газотранспортные маршруты трансформировалось в намерении поспекулировать на стоимости экспортируемого топлива и сделать главного покупателя ОАО "Газпром" более уступчивым на переговорах по прогнозируемому увеличению цены на природный газ.

Между тем в Ашхабаде уверены, что российский контракт не сможет сорвать газовые обязательства другим странам. С появлением нового покупателя отечественный ТЭК намерен резко увеличить топливное производство. Стремительное наращивание добычи углеводородов не вызывает сомнений. Так, в текущем году туркменские нефтегазодобывающие предприятия обязались извлечь из недр порядка 80 млрд. кубометров газа, т.е. его добыча в соотношении с прошлым годом увеличится почти на 20%, а по сравнению с 2005 годом добыча газа возрастает на целых 15 млрд. кубометров. Из добытого в этом году объема 50 млрд. кубометров предназначено российскому "Газпрому" и 8 млрд. кубометров — Ирану. Увеличить поставки голубого топлива, как хотелось бы иранским потребителям туркменского газа, пока не представляется возможности из-за ограниченной мощности газопровода, протянутого в северные провинции ИРИ из кладовой западного региона "Корпедже".

По плану туркменского ТЭК через 12 лет объем добычи газа возрастет втрое и достигнет 250 млрд. кубометров в год. Для реализации запланированного уже сегодня укрепляют сырьевую базу отрасли, для чего значительно расширяется фронт поисковых геологоразведочных и буровых работ. Объем капиталовложений в нефтегазовый сектор при этом увеличивают в 2 раза (более 3,4 млрд долларов США).

На переговорах глава Туркменистана успокоил китайских партнеров. По его словам, буквально перед началом визита в КНР были получены серьезные доказательства о наличии огромных запасов природного газа на интересующем месторождении. "Мы можем гарантировать поставки определенного соглашением объема газа", — констатировал он. Президент заверил пекинских визави, что приложит все усилия для претворения в жизнь грандиозного проекта строительства туркмено-китайского газопровода, чрезвычайно выгодного не только для обоих государств, но и для стран региона. Судя по всему, предоставленные документы убедили китайских властей в рентабельности этого масштабного проекта. Они предоставили льготный кредит для закупки своих буровых установок.

По мнению местных наблюдателей, сговорчивость Пекина предопределил также тот факт, что подписанный в прошлом году почти одновременно с Туркменистаном меморандум КНР с РФ о намерении начать в 2009 году строительство трубопровода из Ковыктинского месторождения в Китай был заморожен. В приоритетах россиян в настоящее время — строительство Прикаспийского и Североевропейского газопроводов, вследствие чего конкуренция туркменскому топливу на китайском направлении исчезла.
На сегодняшний день туркмено-китайская магистраль является наиболее реальным и обоюдовыгодным для сторон проектом. Китаю, производящему 5,5% общемирового ВВП, использующему при этом 15% всей энергии, потребляемой на планете, не удастся сократить расходование энергии. По данным Госстата КНР, в минувшем году энергозатраты на производство 10 тысяч юаней (приблизительно 1,25 тысячи долларов) валового внутреннего продукта измерялись 1,21 т энергии в угольном эквиваленте. И в интересах Китая, продолжающего развивать завидными темпами свою промышленность, поскорее начать импорт природного газа во избежание дефицита энергетического сырья. Туркменистан в свою очередь, у которого в настоящее время действуют всего два направления по выводу своих углеводородов на внешний рынок (российский и иранский), заинтересован проложить газопроводные магистрали, конкурирующие с существующими маршрутами.

В последнее время туркмено-китайское сотрудничество заметно активизировалось. В настоящее время в Туркменистане зарегистрировано 45 инвестиционных проектов с участием китайских компаний на общую сумму 878,2 миллиона долларов США и 1 388,4 миллиона китайских юаней. За последние шесть лет товарооборот между двумя странами возрос в 10 раз. Помимо энергетики и освоения нефтегазовых месторождений эти проекты задействованы в телекоммуникационной сфере, в строительной индустрии, транспорте, текстильной и химической промышленности.

Нынешний туркмено-китайский диалог на высшем уровне завершился подписанием пакета двусторонних документов, скрепленного подписями лидеров двух стран — президента Гурбангулы Бердымухамедова и председателя КНР Ху Цзиньтао. Были подписаны шесть договоренностей о технико-экономическом сотрудничестве в различных областях, в том числе и сфере образования, и Совместная декларация о дальнейшем укреплении и развитии отношений. Также был подписан договор между руководством государственной корпорации "Туркменгаз" и Национальной нефтегазовой корпорации Китая CNPC о разделе продукции на газовых залежах на правобережье Амударьи (месторождение Багтыярлык).

Оба лидера высоко оценили проведенные переговоры. Председатель КНР заявил, что китайская сторона высоко ценит приверженность Туркменистана дружественной политике в отношении Китая и политике одного Китая, особо подчеркнув соблюдение ряда важных двусторонних документов и активное развитие отношений с Китаем после вступления Гурбангулы Бердымухамедова в должность главы Туркменистана. "Каковы бы ни были изменения в международной ситуации, мы будем неизменно придерживаться политики вековой дружбы, долгосрочного сотрудничества, взаимной выгоды и обоюдного выигрыша, совместного развития с Туркменистаном", — сказал Ху Цзиньтао.

На заседании Кабинета министров, проведенном сразу же по приезде на родину, Гурбангулы Бердымухамедов назвал организацию приема в Пекине великолепной. По его словам, итоги визита оказались в высшей мере конструктивными. "Успех во многом был предопределен высоким уровнем политического взаимопонимания и доверия, а также волей сторон укреплять традиции дружбы и братства, восходящие к древней истории туркменского и китайского народов", — сказал президент. Об этом пишет"Деловая неделя".

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 692
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003