Эксперты не уверены, что запасов "голубого топлива" в Туркмении хватит для выполнения всех обещаний руководства страны

Понедельник, 23 апреля 2007 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Вопросы сотрудничества Москвы и Ашхабада в газовой отрасли будут, несомненно, главными в повестке переговоров лидеров России и Туркмении. Такое мнение в беседе с обозревателем Страны.Ru высказал президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов, комментируя начинающийся в понедельник двухдневный официальный визит в Россию президента Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедова и его предстоящие переговоры с Владимиром Путиным. По словам политолога, визит туркменского лидера в Москву проходит на фоне резкой активизации дипломатических усилий США и Евросоюза, направленных на строительство нового газопровода для экспорта в Европу туркменского газа в обход территории России. Однако до сих пори нельзя с уверенностью утверждать, что у Туркмении хватит газа для наполнения всех экспортных "труб", которые хочет построить руководство страны, - пишет "Страна.ру"

С одной стороны, официальный Ашхабад заявляет о том, что намерен соблюдать российско-туркменский Договор о дружбе и сотрудничестве и Соглашение о поставках природного газа в Россию сроком на 25 лет (до 2028 года). С другой стороны, незадолго до своей смерти президент Сапармурат Ниязов обещал европейским странам направить около 15 млрд. кубометров природного газа через трубопровод, который ЕС собирается строить в обход России проект "Nabucco. И, наконец, в январе этого года Гурбангулы Бердымухаммедов обещал также начать поставки туркменского газа в КНР.

Закрытость туркменской экономики, которая при Туркменбаши была изолирована от окружающего мира, создает трудности для того, чтобы выяснить точные запасы природного газа, которыми располагает республика. Официальный Ашхабад утверждает, что в стране имеется 2,86 трлн. куб. м доказанных запасов, но при этом не разрешает приезд в страну международных экспертов для проверки этих данных. Поэтому не исключено, что реальная цифра существенно меньше.

Эксперты предупреждают, что для выполнения всех данных обещаний Туркмении нужно как минимум удвоить добычу природного газа. В настоящее время объем добычи газа в стране составляет 60 млрд. кубометров, а к 2030 году он должен достичь 250 млрд. кубометров. Однако аналитики сомневаются, что Ашхабад сможет увеличить добычу. Они напоминают, что в 2006 году этот показатель вырос всего на 1%.

Гурбангулы Бердымухаммедов утверждает, что у его страны "достаточно газа, чтобы продавать его и в Россию, и в Иран, и в Китай". "Теперь нужно выяснить, хватит ли разведанных в Туркмении запасов природного газа для того, чтобы эта страна выполнила взятые на себя обязательства", - отметил в интервью Стране.Ru политолог Вячеслав Никонов. По его мнению, способность среднеазиатской республики резко нарастить экспорт "голубого топлива" вызывает серьезные сомнения.

Что же касается обещаний Бердымухаммедова сохранять полную преемственность в политике его страны в отношении России, то тут, по мнению Никонова, возникает проблема. "Дело в том, что в период правления Туркменбаши российско-туркменский диалог развивался не очень успешно, - поясняет политолог. - Сапармурат Ниязов отнюдь не был активным сторонником интеграционных процессов на постсоветском пространстве, в том числе и с Российской Федерацией". Так что, по мнению Никонова, нужно говорить не столько о преемственности в российско-туркменских отношениях, сколько о том, чтобы вывести их на новый уровень, когда стороны смогут создать атмосферу полного доверия.

При этом, по мнению Никонова, сохраняется риск ведения руководством Туркменистана "двойной игры". С одной стороны, Ашхабад заявляет, что Россия сохранит преимущественное право импорта туркменского природного газа на период до 2028 г. С другой стороны, новый президент Туркмении уже дал обнадеживающий сигнал Евросоюзу и США о готовности его страны участвовать в проекте Nabucco. По мнению политолога, перспектива прокладки трубопровода по дну Каспийского моря в рамках проекта Nabucco вызывает серьезные сомнения. "До сих пор не урегулирован спор пяти прикаспийских стран о правовом статусе моря, и Иран вряд ли смягчит свою позицию в этом вопросе, - считает Никонов. - Так что непонятно, как будет по дну моря проложен трубопровод в ситуации, когда на море нет разграничения границ".

Никонов считает, что у России есть неплохие контраргументы в ответ на проект Nabucco. "Это, в первую очередь, недавно подписанное между Россией, Болгарией и Грецией соглашение о строительстве нового трансбалканского нефтепровода Бургас - Александропулос, - продолжает политолог. - Во-вторых, российская сторона рассматривает возможность строительства газопровода "Голубой поток - 2", то есть второй ветки трубопровода "Голубой поток". И в рамках этого проекта начнутся поставки российского газа в Южную Европу".

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 955
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003