Если Транскаспийский газопровод будет проложен, то Россия сразу же может потерять свое влияние и в Туркменистане, и частично в Казахстане

Вторник, 27 марта 2007 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Мы уже как-то привыкли в последнее время к тому, что если кто требует как можно скорее построить то нефтепровод, то проложить газовую трубу от берегов Каспия до просторов Западной Европы, то почти всегда за этим стоят либо "коварные" Соединенные Штаты, либо сами западноевропейцы. Кому-то из них не нравится "российский газовый и нефтяной диктат", кто-то якобы радеет о странах Центральной Азии и их политической и экономической независимости, а кто-то и вправду считает, что во всем мире должно быть как можно больше всяких альтернативных газо- и нефтепроводов, и, дескать, тогда и рынок мировой станет демократичным и справедливым.
Однако стало так складываться, что все больше призывающих к "развороту" газо-нефтяной трубы из региона Центральной Азии и Каспия обнаруживаются именно среди стран СНГ. Ясное дело, что содружество это больше напоминает неформальный клуб "другу с другом все еще вместе проживающих, но патологически друг другом недовольных". И тем не менее весьма символично, что одна за другой страны бывшего Союза высказывают свое сокровенное желание не зависеть на будущее от российских труб и вентилей, а намерены связать свою энергетическую судьбу со своими бывшими братьями по уже далекому СССР, которых природа наделила и нефтяными, и газовыми месторождениями.

"Не удивляйтесь, мы любим казахов больше, чем русских"

Примерно так мне обрисовал недавно на одном из дипломатических приемов в Вашингтоне один дипломат из Молдавии. Он даже объяснил мне, что если бы в армии Суворова в свое время было бы больше молдаван, а не русских, то и турок бы армия легендарного фельдмаршала колошматила бы куда исправнее. А потом так и вовсе ошарашил меня своим откровением: "Вот посмотрите, как развивается Казахстан! Это не то, что ваша Россия. Вот у них-то мы и будем покупать газ, а Америка нам в этом обязательно поможет".

И вот, словно вторя пассажам своих дипломатических посланников, официальный представитель правительства Молдавии подтвердил в Кишиневе, что эта республика уже сделала ряду стран Центральной Азии предложение наладить поставки природного газа в обход территории России. При этом правительство Молдавии считает, что прокладку газопровода высокого давления по маршруту Бельцы — Унгены, который должен будет соединить молдавскую газотранспортную систему с румынским участком трубопровода под названием Nabuko, планируется завершить до конца следующего года.
Как заявил министр промышленности и трубопроводной инфраструктуры республики Антосий, Молдавия будет стремиться по максимуму диверсифицировать свои источники получения нефти и газа, а посему Кишинев заинтересован в международной поддержке своего участия в проекте Nabuko. Согласно планам, трубопровод Nabuko должен войти в строй к 2011 году. К тому же именно этот проект рассматривается как приоритетный в планах разработки энергетической стратегии Евросоюза, и снабжение Молдавии центральноазиатским газом входит в эту концепцию.

Сам магистральный газопровод Nabuko, протяженностью четыре тысячи километров планируют, проложить для доставки среднеазиатского и транскаспийского газа в европейские страны через территорию Азербайджана, Грузии, Турции, Болгарии, Венгрии, Румынии и Австрии.
Ориентировочная стоимость этого проекта оценивается примерно в пять миллиардов евро, а в год по этой газовой трубе из Центральной Азии и Азербайджана в Европу будет поступать примерно 30 млрд. кубометров природного газа. В то же время на данном этапе гарантировать экономически оправданную загрузку трубопровода промышленному международному консорциуму, который состоит из австрийской компании OMV, венгерской компании MOL, румынской группы "Трансгаз", болгарской фирмы "Булгаргаз" и турецкой компании "Ботас", пока еще не удается.

На Иран надейся, а Казахстан держи про запас

Поначалу строительство трубопровода Nabuko ориентировалось на поставки природного газа из Ирана (эта страна входит в первую тройку по запасам природного газа в мире, и теми же европейцами иранцы считались надежными поставщиками энергосырья). Однако сейчас, когда отношения между Соединенными Штатами и Ираном резко ухудшились, а ведущие европейские страны вместе с Америкой стали более решительно осуждать стремление Тегерана получить собственное ядерное оружие, надежды исключительно на поставки иранского газа в Европу практически исчезли.

"Иран в нормальные времена мог бы без проблем сотрудничать с Европой, и ради существенных экономических выгод ЕС даже мог бы защитить политически Тегеран в его конфликте с Вашингтоном, — заявил официальный представитель комитета по энергетике Евросоюза. — Но сейчас иранское руководство не хочет слушать европейцев и настаивает на продолжении работ по созданию собственной ядерной программы. Поэтому мы не можем рассчитывать на надежность Ирана в плане бесперебойных поставок газа в Европу, да и Соединенные Штаты уже высказывали ЕС свою обеспокоенность подобным сотрудничеством европейцев и Тегерана".
Параллельно с Ираном европейские компании изучали газовые возможности Азербайджана и пришли к выводу, что максимум Грузию и еще одного-двух газовых клиентов Баку своими объемами имеющегося природного газа обеспечить сможет. А вот для Европы азербайджанского газа просто не хватит, и сооружение газопровода Nabuko в этом случае будет просто нерентабельно.

Именно тогда и стал вырисовываться на горизонте вариант поставок природного газа в Европу с месторождения "Кашаган" в Казахстане, которое на данном этапе продолжает готовить к промышленной добыче консорциум во главе с итальянской компанией Eni и английской компанией BG.
Согласно договоренности между иностранными компаниями и правительством Казахстана, начало промышленной добычи природного газа запланировано с этого месторождения начиная с 2012 года, а к 2020 году планируется выход на проектную мощность газовых поставок. Но разработка Кашагана — это только одна часть вопроса о поставках газа из Центральной Азии в Европу.
Вторая и не менее важная — это транспортировка добытого газа через Каспий. А между тем пока никаких решений о строительстве по дну Каспия магистрального газопровода из Казахстана в Азербайджан не принято. Не ясно при этом, ни как решать этот вопрос политически (Иран выступает категорически против данного проекта), ни кто будет платить за этот очередной "проект века".

И хотя, по словам европейских специалистов, "Казахстан является очень надежным партнером, и подобный проект доставки газа из Казахстана в Европу является крайне выгодным", тем не менее, пока не ясно как, вся эта затея будет осуществляться.

Кстати, и Молдавия, и Украина, да и официально Белоруссия уже высказывали заинтересованность в том, чтобы газовые ветки от Nabuko обязательно повернули и к ним, чтобы снизить свою зависимость от поставок газа из России. Однако на данном этапе ни одна из этих республик в Евросоюз не входит (да и на даже отдаленную перспективу вряд ли войдут), а европейские страны даже если решение о прокладке газопровода под Каспием через Кавказ в Европу и будет принято, станут прежде всего заботиться о своих странах-членах, нежели о "бедных эсэнговских родственниках".

Российский ответ Nabuko

В последнее время создается впечатление, что большая часть государств, которые хотели бы каким-то образом обеспечить свою национальную энергетическую безопасность, все время стремятся обязательно не столько себе какаю-то выгоду получить, сколько непременно кому-то другому какую-то гадость сделать. Получается, что если кто захочет поссориться с Россией, то тут же ратует за какой-нибудь новый маршрут то нефте-, то газопровода, и всегда так, чтобы прошел такой нефтегазопровод исключительно в обход российской территории.

В ответ Россия делает все то же самое: в пику тому же проекту Nabuko, в Москве целых 13 лет пробивали идею сооружения газопровода через территории Болгарии и Греции на европейские рынки, что должно и заменить потенциальные расчеты на прокладку газопровода из региона Каспия в Западную Европу, и Украину потенциально удерживать от каких-либо перспектив на дальнейшее "врезаться" в российскую газовую трубу и отбирать (а называя вещи своими именами — попросту воровать) газ, который идет западным клиентам через ее территорию.

В итоге совсем недавно глава российского монополиста "Газпрома" Миллер побывал вместе с президентом России В. Путиным в Греции, где в конце концов после 13 лет бесконечных переговоров смог убедить греков сделать ставку именно на российский природный газ и на проект по расширению "Голубого потока" с продлением его веток из Турции на Балканы, затем на территорию Италии через Грецию, Болгарию, Сербию, Хорватию и Словению.

Россия уже предложила всем балканским странам совместно поработать над сооружением и финансированием этого Южноевропейского газопровода, причем практически все стороны высказали заинтересованность в этой идее. Между тем есть еще и вариант прокладки газовой трубы до территории Венгрии, причем "Газпром" хотел бы создать в этой центральноевропейской стране собственный газораспределительный узел, откуда российский газ будет поступать в страны Центральной и Юго-Восточной Европы.
Что также показательно: Россия дала недвусмысленно понять, что любые попытки наладить какие-то альтернативные варианты получения природного газа через тот же вариант Транскаспийского газопровода будут соответственным образом рассматриваться Москвой как "недружеские акции" и учитываться при заключении других бизнес-сделок и совместной торговле.
Также надо учитывать и еще два важных момента. Первый — это то, будет ли в подобном транскаспийском проекте по доставке природного газа из Центральной Азии в Европу участвовать Туркменистан. Как известно, в Ашхабаде поменялась сравнительно недавно власть, у руля государства теперь вроде бы человек из той же "ниязовской обоймы", но по первым шагам — не менее явно другой, отличный от своего предшественника политик.
Совершенно очевидно, что Курбанкули Бердымухаммедов будет стремиться активно искать альтернативные пути доставки туркменского газа на мировые рынки, чтобы избавиться от российской монополии по доставке туркменского газа и в Россию, и на Украину. Правда, он отнюдь не станет "закрывать вентиль" и в российском направлении. Но если с ним "плотно поработают" и чиновники ЕС, и американцы, то вполне вероятно, что Туркменистан поддержит идею сооружения трубопровода в сторону Европы, а соответственно — и предоставит свои газовые объемы для насыщения такой "Транскаспийской трубы".

А вот второй момент и Ашхабаду, и другим желающим поддержать идею Транскаспийского газопровода (причем не только словами, но и конкретными объемами природного газа) придется учитывать куда серьезнее. Здесь уже придется ставить на карту свои отношения с Россией — как политические, так и экономические. Одно дело, когда разговор идет о высокой политике, некоей геостратегии, разного рода союзах, альянсах, многие из которых больше существуют на бумаге, чем на деле.
Но есть ведь еще газовый вопрос. Если какая-либо труба пойдет в обход территории России, то это уже будет проблема выбивания из рук Москвы чуть ли не основного на сегодня имеющегося в ее распоряжении влиятельного "газового рычага". Если прокладку нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан и присоединения к нему Казахстана в Москве с известной долей горечи все же проглотили, то с газопроводом гарантированно все будет по-другому.

Если Транскаспийский газопровод будет в конечном счете проложен, то Россия сразу же может потерять свое влияние и в Туркменистане, и частично в Казахстане, и перестанет выкручивать с помощью газовых заслонок руки той же Украине, Молдавии и в перспективе — Беларуси. Поэтому у Москвы насчет газовых "ответвлений", которые минуют ее территорию, в любой ситуации на вооружении будет только одна политика: бороться, препятствовать своим недругам, и делать все возможное, чтобы проекты по типу Nabuko и газопровода под Каспием не стали реальностью.

Другой вопрос, насколько у Москвы хватит такта и элементарной дипломатической гибкости не переругаться со всеми своими сегодня еще добрыми географическими соседями и не наломать "политических дров", подтолкнув своим "газовым давлением" целый ряд стран региона и в НАТО, и к более тесному сотрудничеству с теми же Соединенными Штатами?
Поэтому весьма символично, что для представителей Молдавии уже сегодня проще стало сотрудничать с Казахстаном, нежели с "имперской Россией". К тому же в последнее время Румыния все активнее подталкивает Кишинев к сближению, предоставляя одной из самых бедных республик СНГ возможность "транзитом" войти в Евросоюз и стать полноправным членом "большой Европы". И если так и пойдет дело дальше, то у казахстанского газа с Кашагана появятся очень неплохие варианты оказаться в конечном итоге на берегах Днестра, - пишет iamik.ru.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 1321
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003