Автострахование: правительство должно сделать свой ход

Четверг, 17 июня 2004 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Ведущий программы - Владимир Аверин

Мы продолжаем разговор об обязательном страховании гражданской автоответственности. Мой собеседник - Владимир Александрович Тарачев, член Комитета Госдумы Российской Федерации по кредитным организациям и финансовым рынкам, человек, который был инициатором написания и продвижения через Думу этого закона.

ТАРАЧЕВ: Не совсем так. А то вы сейчас всех баранов на меня свалите, и я буду во всем виноват. Дело в том, что буквально 3-4 года назад в Европе, кроме Российской Федерации, у всех стран были такие законы. И любая цивилизованная страна такой закон имеет. Мы и Армения не имели такого закона. Теперь мы имеем, не знаю, как Армения.

- Я не собирался навешивать на вас всех, как вы выразились, баранов, потому что инициатива - это одно, а то, во что она в итоге превращается с помощью многочисленных соратников - это несколько иное. И все-таки замечу, что не в первый раз мы про это говорим, и уже казалось, что все обсудили, все стало ясно, закон функционирует, народ стал к нему привыкать. И вдруг вчера на парламентских слушаниях снова эта тема поднимается. В классическом детективе в первую очередь выясняют мотив и кому это выгодно. Кто был инициатором этих парламентских слушаний?

ТАРАЧЕВ: Инициатором этих парламентских слушаний был наш профильный комитет, и объясню почему. Да, вы правильно сказали, что как будто бы эта волна негодования автовладельцев успокоилась. Понятно, по любому закону в любой стране никто из своего кармана не хочет платить. Такая практика была во всех странах, где такой закон принимался. На сегодняшний день уже свыше 22 миллионов автовладельцев приобрели полисы. То есть сегодня более 90 процентов собственников легковых автомобилей полисы имеют. И вроде бы можно успокоиться, однако же нет. Дело в том, что еще в конце прошлого года в преддверии выборов в Государственную Думу многие наши коллеги, чтобы привлечь избирателей на свою сторону, скатились к популизму, по-другому я это назвать не могу, и внесли свои законопроекты, одни из которых полностью отменяли этот закон, который уже подписан президентом и с 1 июля прошлого года действует, другие предлагали перенести на 5 лет. И еще всякие были законы смешные, я о них даже говорить не буду. А для того чтобы расчистить поляну для законодательного творчества, мы, законодатели, должны были учитывать в работе все законопроекты, которые были внесены еще в прошлой Государственной Думе.

- То есть это такая протокольная процедура?

ТАРАЧЕВ: Регламентная. И поэтому мы вернулись к этому вопросу с подачи наших потенциальных оппонентов, депутатов, которые повносили свои законопроекты, кто-то из них избрался, кто-то не избрался, но они постоянно подзуживали и говорили: "Когда наш законопроект будет рассмотрен?".

- То, что говорят кандидаты в депутаты, - это одно, то, что говорит народ, избиратели, - это несколько другое.

ТАРАЧЕВ: Я продолжу свою мысль и, чтобы в мой адрес не было негативных звонков, расскажу все как было. Дело в том, что, познакомившись с международным опытом, три года назад законопроект подготовили, и я его провел в первом чтении в парламенте. Но ко второму чтению, к сожалению, меня просто отодвинули, то есть чиновники правительства, страховщики, лоббисты, ряд депутатов вместе с водой выбросили те здравые мысли в качестве поправок, к которым мы сейчас возвращаемся, - это и трехмесячный страховой полис для наших "подснежников", это и льготы пенсионерам и инвалидам и еще много чего, что было просто выброшено. По каким мотивам - это отдельная песня. Но сейчас мы к этому возвращаемся. Поэтому надо понимать одно: любой закон никогда не бывает на 100 процентов совершенен. И я предполагаю, что еще 5 лет к этому закону мы будем возвращаться, мы будем исправлять былые пятна. Потому что нельзя взять какой-то европейский закон и наложить на российскую действительность - увы, менталитет разный у населения и дороги разные.

- И все-таки вернемся к тому, что обсуждалось в Думе. Прежде всего, вопреки тому, что вы говорите, что надо подождать 5 лет, многие уже сейчас говорят: "Уже почти год работает закон, и уже видно, что он ничего хорошего не сделал". В частности, это мнение руководителя ГИБДД, только прибавилось работы бедным инспекторам, они "выезжают на эти мелкие царапины", я цитирую его высказывание, "а для безопасности движения этот закон ничего не сделал". Вам есть что возразить, или приходится только развести руками?

ТАРАЧЕВ: Я очень уважаю руководителя ГИБДД России, действительно, работы у него прибавилось с этим законом. Если до вступления закона у нас в Москве в сутки вызовов было 200, то сейчас полторы тысячи, и действительно по пустякам, и из-за этого бывают пробки, и Лужков недоволен, и многие главы субъектов также недовольны. Но что поделаешь, давайте помогать ГИБДД. Как можно помочь ГИБДД? Во-первых, я не согласен с его высказыванием, что цель закона была - улучшить безопасность движения. Цель закона была совершенно другая - защитить водителя и пешехода, если он попадает в ситуацию дорожно-транспортного происшествия, застраховать гражданскую ответственность перед третьими лицами. Основная задача - социальная защита населения, а ни в коем случае не улучшение работы ГИБДД.

Есть такая практика в той же Германии: крови нет - дорожная полиция не выезжает, два владельца ставят крестики в соответствующих бланках и разъезжаются. Но поймите, у россиян свой менталитет. Предположим, мы с вами столкнулись, поцарапали машину просто, ущерб 100 долларов. Но есть такая таблица повышающих коэффициентов у страховщиков: если вы допустили дорожно-транспортное происшествие и вы в нем виновник, то страховая компания, естественно, оплатит все ваши проблемы, но на будущий год вы будете платить больше, а не меньше. И между собой мы вряд ли договоримся: я на себя вину брать не буду, вы на себя вину брать не будете, будем ждать, пока гаишник приедет, нас рассудит, вот такой у нас менталитет. Поэтому я считаю, что этот вопрос можно решить, и даже не надо менять закон об автогражданке - меняются правила определенные правительством и принимается поправка в Кодекс об административных правонарушениях.

- Кстати, если уж заговорили о повышающих и понижающих коэффициентах, Александр Коваль, президент Российского союза страховщиков, выступая вчера, как раз говорил о том, что недостаточно мы караем тех, кто нарушает, недостаточно повышающих коэффициентов. Именно на эту экономическую составляющую, которая заставила бы водителя строго следовать Правилам дорожного движения, он и напирал более всего, насколько я понял.

ТАРАЧЕВ: Безусловно, при обсуждении закона такая тема вставала, и все мы, действительно, наших безалаберных автовладельцев, которые нарушают Правила дорожного движения и совершают аварии, должны наказывать рублем. Как наказывать рублем? За счет системы повышающих коэффициентов на следующий год. Пока еще эта система не заработала, она заработает с 1 июля этого года. Но она опять не заработает, потому что наше уважаемое правительство не подготовило ряд подзаконных актов, прежде всего не создало единую информационную систему. То есть, где бы ДТП не произошло, сразу информация должна аккумулироваться в одном месте. Увы, этого не произошло, и учесть все дорожно-транспортные происшествия, определить, на кого повышающий коэффициент, на кого понижающий, мы не можем. У нас до сих пор не создана служба независимой технической экспертизы. То есть мой оценщик говорит: "100 рублей", а твой оценщик говорит: "200 рублей". Сколько страховщику платить? И еще ряд претензий есть к правительству у нас, законодателей, потому что оно в соответствии с федеральным законом после его вступления в силу с 1 июля прошлого года должно было в течение трех месяцев выпустить ряд постановлений. Этого не сделано. Отсутствуют единые методики оценки вреда, причиненного жизни, здоровью потерпевших и их имуществу; не установлен порядок предоставления льгот по оплате страховых взносов отдельным категориям граждан. До сих пор нашим инвалидам, которые получили эту несчастную "Оку" в собесе, не компенсируют 50 процентов, что записано в федеральном законе, из соответствующих бюджетов. Проблем много.

- То есть получается, правительство не выполнило закон.

ТАРАЧЕВ: Правительство не выполнило закон.

- Я даже не знаю, есть ли у Госдумы какие-то рычаги воздействия на правительство?

ТАРАЧЕВ: Но это было правительство Касьянова Михаила Михайловича. К этому правительству мы только обратились, и оно на парламентских слушаниях сказало нам, что оно в кратчайшие сроки исправит все недостатки. Будем надеяться.

Радиостанция "Маяк"

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003