The Wall Street Journal: США расследуют возможную причастность преступников к российским газовым контрактам
В то время как беспокойство Европы по поводу энергетической зависимости от России возрастает, власти США расследуют возможные связи между одним из главных представителей организованной преступности страны и газовыми контрактами между Россией и Украиной ценой в миллиарды долларов.
Широкомасштабное расследование основное внимание уделяет 60-летнему Семену Могилевичу, одному из наиболее опасных преступников, разыскиваемых ФБР. Правоохранительные органы считают его одним из самых изощренных международных преступников. Власти США давно выражали беспокойство о том, что его деятельность связана с коррупцией на высшем уровне на территории бывшего Советского Союза. Он контролирует различную преступную деятельность, начиная от проституции и торговли наркотиками и заканчивая биржевым мошенничеством.
Эти подозрения лишь возросли, когда Россия стала ужесточать контроль над обширными нефтегазовыми запасами Центральной Азии и выказывать все большее стремление использовать энергетику в качестве политического оружия. Европейский союз получает четверть природного газа из России, большая его часть доставляется по трубопроводам через Украину.
Это привело к тому, что Могилевич оказался близок к одному из наиболее важных экономических узлов Европы, в то время как Запад наблюдает неспособность российского президента Владимира Путина справиться с организованной преступностью и коррупцией в российских корпорациях. США обеспокоены тем, что русская мафия может распространить свое влияние на энергетику и использовать доходы от продажи природного газа для усиления своего экономического и политического влияния.
Найти Могилевича с целью получения от него комментариев не удалось. Московский адвокат, работавшая с ним, вчера отказалась давать комментарии. В 1999 году в интервью BBC Могилевич назвал себя предпринимателем, занимающимся торговлей товарами широкого потребления.
В 2002 году Могилевичу и его сообщнику Игорю Фишерману в Филадельфии были предъявлены обвинения в отмывании денег и мошенничестве с ценными бумагами, связанном с лопнувшей фирмой YBM Magnex Inc., зарегистрированной в Канаде и действовавшей в Пенсильвании. Прокуроры предполагают, что обвиняемые использовали поддельные бухгалтерские записи и сеть подставных компаний для манипуляций с акциями YBM Magnex, а затем отмывали доходы от игры на бирже через множество банков.
Могилевич и Фишерман на обвинения со стороны США не ответили. По заявлениям ФБР, сейчас они проживают в Москве. Между США и Россией не существует договора об экстрадиции.
В ходе газового расследования высокопоставленные прокуроры США и агенты Федерального бюро расследований сосредоточились на связях Могилевича с компанией Highrock Holding Ltd., зарегистрированной на Кипре. По данным действующих и бывших сотрудников правоохранительных органов, данная компания принимала участие в нескольких газовых сделках ценой в многие миллиарды долларов.
Highrock, работающая в Москве, Тель-Авиве и Киеве, украинской столице, поставляет в Туркмению и другие страны Центральной Азии потребительские товары и иную продукцию в обмен на миллиарды кубометров природного газа. Затем газ отправляется на Украину и в другие восточноевропейские страны по трубопроводам, принадлежащим российскому газовому гиганту ОАО "Газпром".
До июня 2003 года жены Могилевича и Фишермана состояли в числе крупнейших акционеров Highrock, сообщают лица, знакомые с деятельностью компании. Хотя эти женщины больше не числятся в списках акционеров, власти проводят расследование по вопросу о том, продолжают ли их мужья участвовать в данном предприятии. Власти говорят, что пока не пришли к четким выводам.
Украинский предприниматель Дмитрий Фирташ, в настоящий момент являющийся главным владельцем Highrock, говорит, что отстранил этих женщин в 2003 году вскоре после того, как узнал, что им принадлежат акции компании. Фирташ говорит, что его бывший партнер без его ведома привлек Могилевича в качестве инвестора.
Американское расследование под руководством отдела министерства юстиции по борьбе с организованной преступностью и рэкетом было начато в нынешнем году. Это произошло вскоре после краткого отключения поставок природного газа на Украину, когда споры о ценах на него вызвали международный кризис. Январский перерыв в поставках совпал с резкими заморозками, что явно показало энергетическую зависимость Европы от России.
Кризис разрешился, когда прежде малоизвестная компания Rosukrenergo выступила в качестве посредника и был достигнут компромисс. Компания, известная как RUE, заявила, что наполовину принадлежит "Газпрому", однако в течение несколько месяцев она отказывалась назвать своих владельцев.
Когда The Wall Street Journal в апреле сообщила, что против RUE ведет расследование отдел министерства юстиции по борьбе с организованной преступностью, владелец Highrock Фирташ объявил, что является вторым совладельцем RUE. Сегодня RUE поставляет газ в ряд других европейских стран, включая Польшу и Венгрию.
Акцент американского расследования на Могилевиче и Фишермане появляется только теперь. За последние месяцы агенты допросили ряд свидетелей в Центральной и Восточной Европе по поводу роли Могилевича в деятельности компании Highrock, сообщают лица, осведомленные о ходе расследования.
Расследование уделяет пристальное внимание Будапешту – бывшему центру деятельности Могилевича. Последние шесть лет в столице Венгрии действует специальное подразделение ФБР, в основном занимающееся расследованием против организации Могилевича.
По заявлениям сил правопорядка, группа ФБР сотрудничает с властями Израиля, где также, как подозревается, действует Могилевич, и Кипра – офшорного финансового центра, которым пользуются многие россияне. Представители министерства юстиции и ФБР отказались давать комментарии по данному вопросу, поскольку ведется расследование.
Лондонская наблюдательная группа Global Witness, отслеживающая эксплуатацию природных ресурсов, в этом году опубликовала доклад, в котором был поставлен вопрос о владельцах RUE, Highrock и нескольких других фирм, задействованных в торговле природным газом между Азией и Европой. "Сохраняется множество вопросов о том, кто эти люди и каким интересам они могут или не могут служить, – рассказывает исследователь центра Global Witness Том Мейн. – "Газпром" – основной поставщик энергоносителей в Европу, поэтому существует настоятельная необходимость добиться большей прозрачности происходящего в газовой торговле".
Согласно данным из ориентировки ФБР, Могилевич родился в Киеве, он заядлый курильщик и весит почти 300 фунтов (136 кг). Он получил диплом экономиста в Львовском университете, сообщают люди, знакомые с его биографией. По данным ФБР, в начале 1990-х годов он проживал в Израиле, в 1995 году перебрался в Венгрию. Он также фигурировал в деле об отмывании денег в Bank of New York в 1998-2006 годах, однако обвинения ему предъявлены не были.
Основная часть газового расследования касается сети компаний "Итера-груп", оказывающей мощное влияние на российско-украинскую торговлю благодаря тесным связям с "Газпромом".
"Итера", действующая в Москве и Джексонвиле, штат Флорида, заявляет о себе как о третьей по величине газовой компании в России. Она выступала партнером "Газпрома" во множестве газовых сделок, которые, по словам критиков, не представляли для "Газпрома" деловой выгоды.
Глава "Итеры" Игорь Макаров был деловым партнером господина Фирташа. По словам Фирташа, Highrock несколько лет близко сотрудничала с "Итерой" в ходе поставки товаров в страны Центральной Азии, откуда "Итера" получала природный газ.
Корпоративные записи и заявления Фирташа свидетельствуют, что в 2000 году Ольга Шнайдер, частный адвокат, работавшая на "Итеру", зарегистрировала Highrock и ряд офшорных филиалов компании.
У представительства Highrock на Кипре было три акционера. Одним из них являлась компания Agatheas Trading Ltd., также расположенная на Кипре. Директором этой фирмы была Галина Телеш – жена Могилевича. Связанные с американским расследованием лица сообщают, что это значит, что ее мужу и Фишерману принадлежала треть акций Highrock.
Госпожа Шнайдер значится в корпоративных записях в качестве совладельца широко известной в Москве похоронной конторы, которая прежде принадлежала компании Arigon Ltd. Как сообщается в обвинительном акте министерства юстиции против Могилевича и его соучастника, "обвиняемый Могилевич владел 40% акций Arigon и контролировал его деятельность".
Шнайдер, которую удалось найти через представительства похоронной конторы, отрицает, что является ее владелицей. По ее словам, дабы не "нарушить принципы отношений клиента с адвокатом", она не будет давать комментарии о том, являются ли Могилевич или владелец "Итеры" Макаров ее клиентами. Она также отказалась сообщить, она ли зарегистрировала Highrock. Московское и американское представительства "Итеры" не отвечают на просьбы о комментариях. Ранее Макаров отрицал наличие связей с Могилевичем.
Кроме того, ФБР проводит отдельное коррупционное расследование по поводу связей "Итеры" с членом палаты представителей Куртом Уэлдоном из Пенсильвании, высокопоставленным конгрессменом-республиканцем. Его дочь, лоббистка Карен Уэлдон, получила в 2002 году не менее 500 тыс. долларов на лоббировании интересов американского ООО Itera Energy. Конгрессмен Уэлдон регулярно высоко отзывался об "Итере" в своих публичных заявлениях. Любые злоупотребления со своей стороны он отрицает.
Широкомасштабное расследование основное внимание уделяет 60-летнему Семену Могилевичу, одному из наиболее опасных преступников, разыскиваемых ФБР. Правоохранительные органы считают его одним из самых изощренных международных преступников. Власти США давно выражали беспокойство о том, что его деятельность связана с коррупцией на высшем уровне на территории бывшего Советского Союза. Он контролирует различную преступную деятельность, начиная от проституции и торговли наркотиками и заканчивая биржевым мошенничеством.
Эти подозрения лишь возросли, когда Россия стала ужесточать контроль над обширными нефтегазовыми запасами Центральной Азии и выказывать все большее стремление использовать энергетику в качестве политического оружия. Европейский союз получает четверть природного газа из России, большая его часть доставляется по трубопроводам через Украину.
Это привело к тому, что Могилевич оказался близок к одному из наиболее важных экономических узлов Европы, в то время как Запад наблюдает неспособность российского президента Владимира Путина справиться с организованной преступностью и коррупцией в российских корпорациях. США обеспокоены тем, что русская мафия может распространить свое влияние на энергетику и использовать доходы от продажи природного газа для усиления своего экономического и политического влияния.
Найти Могилевича с целью получения от него комментариев не удалось. Московский адвокат, работавшая с ним, вчера отказалась давать комментарии. В 1999 году в интервью BBC Могилевич назвал себя предпринимателем, занимающимся торговлей товарами широкого потребления.
В 2002 году Могилевичу и его сообщнику Игорю Фишерману в Филадельфии были предъявлены обвинения в отмывании денег и мошенничестве с ценными бумагами, связанном с лопнувшей фирмой YBM Magnex Inc., зарегистрированной в Канаде и действовавшей в Пенсильвании. Прокуроры предполагают, что обвиняемые использовали поддельные бухгалтерские записи и сеть подставных компаний для манипуляций с акциями YBM Magnex, а затем отмывали доходы от игры на бирже через множество банков.
Могилевич и Фишерман на обвинения со стороны США не ответили. По заявлениям ФБР, сейчас они проживают в Москве. Между США и Россией не существует договора об экстрадиции.
В ходе газового расследования высокопоставленные прокуроры США и агенты Федерального бюро расследований сосредоточились на связях Могилевича с компанией Highrock Holding Ltd., зарегистрированной на Кипре. По данным действующих и бывших сотрудников правоохранительных органов, данная компания принимала участие в нескольких газовых сделках ценой в многие миллиарды долларов.
Highrock, работающая в Москве, Тель-Авиве и Киеве, украинской столице, поставляет в Туркмению и другие страны Центральной Азии потребительские товары и иную продукцию в обмен на миллиарды кубометров природного газа. Затем газ отправляется на Украину и в другие восточноевропейские страны по трубопроводам, принадлежащим российскому газовому гиганту ОАО "Газпром".
До июня 2003 года жены Могилевича и Фишермана состояли в числе крупнейших акционеров Highrock, сообщают лица, знакомые с деятельностью компании. Хотя эти женщины больше не числятся в списках акционеров, власти проводят расследование по вопросу о том, продолжают ли их мужья участвовать в данном предприятии. Власти говорят, что пока не пришли к четким выводам.
Украинский предприниматель Дмитрий Фирташ, в настоящий момент являющийся главным владельцем Highrock, говорит, что отстранил этих женщин в 2003 году вскоре после того, как узнал, что им принадлежат акции компании. Фирташ говорит, что его бывший партнер без его ведома привлек Могилевича в качестве инвестора.
Американское расследование под руководством отдела министерства юстиции по борьбе с организованной преступностью и рэкетом было начато в нынешнем году. Это произошло вскоре после краткого отключения поставок природного газа на Украину, когда споры о ценах на него вызвали международный кризис. Январский перерыв в поставках совпал с резкими заморозками, что явно показало энергетическую зависимость Европы от России.
Кризис разрешился, когда прежде малоизвестная компания Rosukrenergo выступила в качестве посредника и был достигнут компромисс. Компания, известная как RUE, заявила, что наполовину принадлежит "Газпрому", однако в течение несколько месяцев она отказывалась назвать своих владельцев.
Когда The Wall Street Journal в апреле сообщила, что против RUE ведет расследование отдел министерства юстиции по борьбе с организованной преступностью, владелец Highrock Фирташ объявил, что является вторым совладельцем RUE. Сегодня RUE поставляет газ в ряд других европейских стран, включая Польшу и Венгрию.
Акцент американского расследования на Могилевиче и Фишермане появляется только теперь. За последние месяцы агенты допросили ряд свидетелей в Центральной и Восточной Европе по поводу роли Могилевича в деятельности компании Highrock, сообщают лица, осведомленные о ходе расследования.
Расследование уделяет пристальное внимание Будапешту – бывшему центру деятельности Могилевича. Последние шесть лет в столице Венгрии действует специальное подразделение ФБР, в основном занимающееся расследованием против организации Могилевича.
По заявлениям сил правопорядка, группа ФБР сотрудничает с властями Израиля, где также, как подозревается, действует Могилевич, и Кипра – офшорного финансового центра, которым пользуются многие россияне. Представители министерства юстиции и ФБР отказались давать комментарии по данному вопросу, поскольку ведется расследование.
Лондонская наблюдательная группа Global Witness, отслеживающая эксплуатацию природных ресурсов, в этом году опубликовала доклад, в котором был поставлен вопрос о владельцах RUE, Highrock и нескольких других фирм, задействованных в торговле природным газом между Азией и Европой. "Сохраняется множество вопросов о том, кто эти люди и каким интересам они могут или не могут служить, – рассказывает исследователь центра Global Witness Том Мейн. – "Газпром" – основной поставщик энергоносителей в Европу, поэтому существует настоятельная необходимость добиться большей прозрачности происходящего в газовой торговле".
Согласно данным из ориентировки ФБР, Могилевич родился в Киеве, он заядлый курильщик и весит почти 300 фунтов (136 кг). Он получил диплом экономиста в Львовском университете, сообщают люди, знакомые с его биографией. По данным ФБР, в начале 1990-х годов он проживал в Израиле, в 1995 году перебрался в Венгрию. Он также фигурировал в деле об отмывании денег в Bank of New York в 1998-2006 годах, однако обвинения ему предъявлены не были.
Основная часть газового расследования касается сети компаний "Итера-груп", оказывающей мощное влияние на российско-украинскую торговлю благодаря тесным связям с "Газпромом".
"Итера", действующая в Москве и Джексонвиле, штат Флорида, заявляет о себе как о третьей по величине газовой компании в России. Она выступала партнером "Газпрома" во множестве газовых сделок, которые, по словам критиков, не представляли для "Газпрома" деловой выгоды.
Глава "Итеры" Игорь Макаров был деловым партнером господина Фирташа. По словам Фирташа, Highrock несколько лет близко сотрудничала с "Итерой" в ходе поставки товаров в страны Центральной Азии, откуда "Итера" получала природный газ.
Корпоративные записи и заявления Фирташа свидетельствуют, что в 2000 году Ольга Шнайдер, частный адвокат, работавшая на "Итеру", зарегистрировала Highrock и ряд офшорных филиалов компании.
У представительства Highrock на Кипре было три акционера. Одним из них являлась компания Agatheas Trading Ltd., также расположенная на Кипре. Директором этой фирмы была Галина Телеш – жена Могилевича. Связанные с американским расследованием лица сообщают, что это значит, что ее мужу и Фишерману принадлежала треть акций Highrock.
Госпожа Шнайдер значится в корпоративных записях в качестве совладельца широко известной в Москве похоронной конторы, которая прежде принадлежала компании Arigon Ltd. Как сообщается в обвинительном акте министерства юстиции против Могилевича и его соучастника, "обвиняемый Могилевич владел 40% акций Arigon и контролировал его деятельность".
Шнайдер, которую удалось найти через представительства похоронной конторы, отрицает, что является ее владелицей. По ее словам, дабы не "нарушить принципы отношений клиента с адвокатом", она не будет давать комментарии о том, являются ли Могилевич или владелец "Итеры" Макаров ее клиентами. Она также отказалась сообщить, она ли зарегистрировала Highrock. Московское и американское представительства "Итеры" не отвечают на просьбы о комментариях. Ранее Макаров отрицал наличие связей с Могилевичем.
Кроме того, ФБР проводит отдельное коррупционное расследование по поводу связей "Итеры" с членом палаты представителей Куртом Уэлдоном из Пенсильвании, высокопоставленным конгрессменом-республиканцем. Его дочь, лоббистка Карен Уэлдон, получила в 2002 году не менее 500 тыс. долларов на лоббировании интересов американского ООО Itera Energy. Конгрессмен Уэлдон регулярно высоко отзывался об "Итере" в своих публичных заявлениях. Любые злоупотребления со своей стороны он отрицает.