United Press International: Появление алжирского газа в Восточной Европе не может не ослабить доминирующее положение "Газпрома"

Вторник, 28 ноября 2006 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Заметное расширение масштаба российско-алжирских отношений в 2006 г. усилило европейские опасения возможности заключения союза между этими странами - двумя из трех основных поставщиков газа в ЕС, в результате которого цена на газ для европейцев значительно возрастет. Однако, несмотря на существенное улучшение двусторонних отношений между ними, очевидно, что в газовой сфере эти страны могут сотрудничать лишь до определенных пределов. Их интересы здесь выглядят более конкурирующими между собой, чем нацеленными на кооперацию, - пишет United Press International в статье "Россия, Алжир и Европа".

Путин посетил Алжир 9-10 марта 2006 г. Это был первый визит российского лидера в Алжир после его посещения в 1969 г. Николаем Подгорным. В начале августа российский газовый монополист "Газпром" и алжирская государственная нефтяная компания Sonatrach подписали Меморандум о взаимопонимании. Что точно в нем было закреплено - не вполне ясно, так как обе стороны, говоря о его содержании, предпочли обойтись общими рассуждениями. Тем не менее, в Европе многих заранее встревожила перспектива сотрудничества "Газпрома" и Sonatrach.

Некоторые европейские государства сильно зависят от российских поставок газа. Другие находятся в зависимости от Алжира. Италия зависит от обеих стран.

Предыдущие призывы Путина и "Газпрома" к созданию газового картеля, аналогичного OPEC в нефтяной сфере, вызвали в Европе обеспокоенность тем, что Россия и особенно Алжир могут начать совместную работу над повышением цены на газ, которую придется платить европейцам. Российско-украинский газовый спор в январе 2006 г., приведший к временному сокращению объемов российских газовых поставок в Европу, визит Путина в Алжир в марте 2006 г. и подписанный в августе Меморандум о взаимопонимании между "Газпромом" и Sonatrach еще больше усилили опасения европейских стран относительно возможного повышения газовых цен, особенно в свете растущей зависимости Европы от импорта газа.

Например, 23 мая 2006 г. британская Financial Times опубликовала статью, в которой процитировала слова бывшего советника Путина по экономическим вопросам Андрея Илларионова, сообщившего о "новой форме газового картеля, над которой работают Россия и Алжир". 29 июня 2006 г. Le Monde предупреждала, что "Газпром" налаживает энергетическое сотрудничество с Алжиром, которое в долгосрочной перспективе сузит Европе пространство для маневра". После подписания в начале августа меморандума между "Газпромом" и Sonatrach, Главный исполнительный директор итальянской энергетической компании Sorgenia обратился с призывом к правительству в Риме начать переговоры об импорте природного газа из других, помимо России и Алжира, стран".

В противоположность подобным тревожным сообщениям, некоторые эксперты в нефтегазовой области выражают сомнения как в способности, так и желании России и Алжира вести совместную работу над повышением цен на газ. Африканское аналитическое энергетическое агентство, например, считает, что августовский меморандум между "Газпромом" и Sonatrach "похоже, является просто предварительным и очень общим соглашением. В прошлом Sonatrach уже подписывала подобные соглашения с RoyalDutch/Shell и Statoil, которые закончились ничем".

Международное аналитическое газовое агентство отмечало, что "Газпром" только начинает выходить на рынок сжиженного природного газа, где Sonatrach является давним и хорошо зарекомендовавшим себя игроком, который "может составить сильную конкуренцию "Газпрому", пытающемуся внедриться на этот рынок". Агентство Datamonitor также указывало на факт существования Форума стран-экспортеров газа, члены которого (среди которых и Россия, и Алжир) сообща владеют 73% запасов газа и 42% готовой продукции в мире, но который, однако, представляет собой не более чем "дискуссионный клуб".

Разумеется, то, что какие-то сторонние аналитики думают, будто российско-алжирское сотрудничество не приведет к подъему цен на газ, не является убедительным доводом в пользу того, что эти две страны не попытаются сделать это. Тем не менее, нет оснований считать, что они не станут предпринимать подобных попыток, поскольку, скорее всего, отдают себе отчет в несовпадении своих интересов. Например, алжирский министр энергетики Шакиб Халиль полагал, что российско-украинский кризис января 2006 г. наносит вред интересам Алжира. "Угрожающие последствия подобного конфликта в долгосрочной перспективе кажутся весьма серьезными для производителей и экспортеров природного газа, таких как Алжир и Норвегия, поставляющих газ в Европу по трубопроводам", - считает он, поскольку в Европе они могут привести к "разработке политики диверсификации источников поставок", что может лишить действующих поставщиков значительной доли рынка, которую они занимают.

Он предполагает, что "ЕС намерена извлечь урок из подобного инцидента и диверсифицировать свои источники импорта сжиженного газа за счет государств, обладающих потенциалом снабжения газом ЕС". Среди таких поставщиков, к которым могут обратиться европейцы, он видит Египет, Катар и Нигерию. Очевидно, что Алжир без одобрения воспринял форсирование Москвой случившегося кризиса, который, по его мнению, угрожал интересам Алжира.

Со своей стороны Кремль и "Газпром" не могли безучастно отнестись к заявлению, сделанному Халилем в феврале 2006 г., в котором тот высказал мысль о том, что "из Италии алжирский газ мог бы распространяться по всей Европе, и именно это я предложил странам Восточной Европы, таким как Польша, ищущим альтернативу поставкам из России". Еще хуже с точки зрения Москвы выглядело его предложение о "необходимости снизить текущую рыночную цену", чтобы наладить сотрудничество Алжира с другими участниками для транспортировки алжирского газа из Италии в Восточную Европу.

Появление экспортных объемов алжирского газа в Восточной Европе не может не ослабить доминирующее положение "Газпрома" на этих рынках. Предположительно, истинной причиной заключения соглашения с Sonatrach для "Газпрома" было не поднятие цены на природный газ, а недопущение со стороны Sonatrach действий, которые могли бы привести либо к снижению цены, либо сокращению продаж российского газа в Европу.

Позднее Главный исполнительный директор "Газпрома" Алексей Миллер дал понять, что областью, в которой он наиболее заинтересован сотрудничать с Sonatrach, является строительство мощностей по производству сжиженного газа в России, где, как он считает, Алжир имеет "серьезный опыт". Согласие Алжира на это предложение, разумеется, расширит способности России экспортировать сжиженный природный газ и, соответственно, конкурировать на этом рынке с Sonatrach.

Естественно, Алжиру стоило бы согласиться на такое предложение: если Россия будет где-то закупать соответствующую технологию, Алжир смог бы выиграть от этого. Но при этом, даже если Алжир действительно поможет России построить газосжижающие мощности, в долгосрочном плане интересы этих игроков будут пересекаться в конкурентной плоскости, а не совпадать в сфере сотрудничества.

И хотя в каких-то вопросах Россия и Алжир могут сотрудничать, никто из них не перестанет преследовать собственные экономические и коммерческие интересы, даже если они будут противоречить интересам другого. Представляется сомнительным, что Россия и Алжир сумеют построить "газовый ОПЕК", как того опасается Запад.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 571
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003