Микрострахование

Вторник, 28 ноября 2006 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Прошел еще один год для перспективного рынка страхования жизни. И вновь эти перспективы оказались нереализованными. Единственным результатом этого года стало избавление рынка от схем. Следующего этапа — превращения нынешнего рынка в настоящий — эксперты ожидают не ранее чем через пять лет. Инвесторы к этому готовы.
Страхование жизни — важный сектор экономики развитых стран, однако для России это все еще дело будущего, наступления которого страховщики давно уже ждут с большим нетерпением. Это нетерпение объясняется еще одним весьма важным обстоятельством — долгосрочное страхование жизни является наиболее выгодным для страховых компаний видом деятельности.
Рост дела не меняет
Нельзя сказать, что рынок страхования жизни в России стагнирует. Совсем наоборот — он растет, и довольно быстрыми темпами. По оценкам рейтингового агентства "Эксперт РА", годовые сборы по классическому страхованию жизни увеличились на 36%. К сожалению, при общем микроскопическом размере российского рынка такие темпы почти не меняют общей картины. Более того, по мнению экспертов, нынешние темпы роста объясняются именно проблемой "низкого старта". По оценке "Эксперт РА", взносы по реальному страхованию жизни (без учета схем) в 2005 году составили всего 5,6 млрд рублей (22% от официальных сборов по этому виду страхования). Через пять лет рынок должен вырасти в четыре-пять раз.
"По нашим прогнозам, данный вид страхования будет очень востребован в ближайшие два-три года. Этому будут способствовать и стабилизация экономической ситуации, и профицитный бюджет в течение нескольких лет подряд, и повышение уровня жизни людей", — уверяет руководитель департамента страхования жизни страховой компании "Альянс РОСНО Жизнь" Людмила Хайдарова.
События последних лет
За последние два-три года на российском рынке страхования жизни произошли существенные структурные изменения. Во-первых, эра так называемых зарплатных схем практически ушла в историю. Во-вторых, практически все крупные страховщики организовали дочерние компании по страхованию жизни и начали активное продвижение в этом сегменте страхового рынка с целью занятия своей доли рынка. В-третьих, в связи с бумом банковского кредитования в стране, естественно, стало динамично развиваться страхование жизни заемщиков кредитных средств. "Ну и в связи с все возрастающим интересом со стороны западных страховщиков в России начали регистрировать дочерние компании крупные иностранные компании по страхованию жизни", — рассказывает первый заместитель генерального директора ОСЖ "Россия" Константин Тарасов.
Механизм торможения
Причин для медленного развития российского долгосрочного страхования жизни достаточно. Сами участники рынка постоянно сетуют на отсутствие налоговых льгот, что существенно тормозит развитие страхования жизни в России. "Страхование жизни в развитых странах стало популярным продуктом в основном благодаря льготному налогообложению премий и выплат, особенно в части передачи наследства. Страхование жизни позволяет избежать или существенно снизить налоги на наследство, и именно на это обстоятельство делают основной упор многие компании, продвигающие накопительное страхование", — говорит руководитель Центра стратегических исследований компании "Росгосстрах" Алексей Зубец.
"Если граждане берут заботу о будущем на себя, не перекладывая расходы на плечи государства, то государство должно это как-то учитывать и поощрять. Это было бы справедливо. Особенно это важно для пенсионных накоплений. Подтолкнуть граждан к этому виду страхования могут налоговые льготы. Ведь если человек сам берется обеспечить себе пенсию, то логично будет не облагать налогом его доходы или облагать, но в меньшем размере", — отмечает генеральный директор компании "Альфа-Страхование Жизнь" Тамаш Райнаи.
В России нет ни льгот для корпоративных страхователей, ни высоких налогов на наследство, подоходный налог невелик. Поэтому накопительное страхование не играет практически никакой роли в оптимизации налогообложения населения и предприятий. По оценкам "Росгосстраха", введение налоговых льгот, аналогичных тем, что существуют в Европе, могло бы поднять сборы по долгосрочному страхованию жизни не менее чем в три-пять раз.
"Положительное влияние на развитие страхования жизни в России окажет также снижение темпов инфляции, которое благоприятно повлияет на доходность страховых продуктов по страхованию жизни и во многом будет способствовать росту рынка, и наоборот", — добавляет Константин Тарасов.
По мнению генерального директора страховой компании "МРСС-Вита" Алила Курбанова, развитию накопительного страхования в России препятствует прежде всего отсутствие традиций классического страхования жизни и негативный советский опыт страхования жизни после развала СССР.
Недоверие населения
Помимо отсутствия налоговых льгот факторами, сдерживающими развитие накопительного страхования жизни в России, являются неверие в долгосрочную надежность российской финансовой системы и более низкая доходность накопительного страхования в сравнении с прочими инвестиционными инструментами, прежде всего банковскими депозитами.
Недоверие к долгосрочной надежности финансовой системы имеет свои основания. Последним из значимых событий, поставившим под сомнение возможность формирования долгосрочных накоплений, стала быстрая девальвация доллара по отношению к рублю: если в 2002 году среднегодовой курс доллара составлял 31,4 рубля, то за 10 месяцев 2006 года — 27,3 рубля. "Таким образом, люди, формировавшие до 2002 года долгосрочные накопления в долларах, потеряли за четыре года 15% средств только на девальвации американской валюты. В памяти россиян по-прежнему остается кризис 1998 года, а также недавние потрясения на рынке недвижимости, где десятки тысяч инвесторов (по сообщениям прессы — до 80 тысяч) потеряли свои средства в результате мошенничества застройщиков и риелторов", — говорит Алексей Зубец.
Ощущение непредсказуемости российской экономики сужает горизонт планирования среднего российского потребителя. Исследования показывают, что, как правило, он не превышает пяти лет, что затрудняет приобретение полиса, по которому придется платить премии 10 или более лет. В связи с этим наибольшим спросом на рынке инвестиций средств населения продолжают пользоваться депозиты на относительно короткие сроки. Так, по данным ЦБ на 1 сентября, на депозитах сроком от года до трех лет в банках страны находилось 1,8 трлн рублей, а на депозитах сроком более трех лет — 229 млрд рублей, т.е. почти в восемь раз меньше.
Финансовая сторона вопроса
Однако оправдывать все проблемы лишь отсутствием налоговых льгот и страховой культуры было бы глупо. Отчасти вина за сегодняшнее положение дел в этом секторе лежит и на плечах самих страховщиков. Страхование жизни — жертва неправильного позиционирования. Потребитель сравнивает его с ПИФами и депозитами — разумеется, первым долгосрочное страхование жизни с инвестиционной составляющей проигрывает в доходности, вторым — в надежности и простоте работы. "Но такие сравнения в корне неверны: депозиты и ПИФы — инструменты если не краткосрочные, то среднесрочные. А страхование жизни по определению не должно рассматриваться на периоде в один-два года", — говорит аналитик агентства "Эксперт РА" Павел Самиев.
Если говорить о доходности накопительного страхования жизни, то сегодня гарантированный доход, который обещают страховщики потребителям, значительно уступает доходности банковских депозитов. Наличие в полисе рисковой составляющей, гарантирующей выплату всей страховой суммы или ее большой части вне зависимости от размера средств, фактически накопленных потребителем, при смерти или наступлении инвалидности застрахованного, не всегда может компенсировать низкую доходность.
Расчеты "Росгосстраха" показывают, что сближение ставок доходности банковских депозитов и накопительного страхования до уровня, когда разница между ими не будет играть значительной роли для потребителя, если, разумеется, правительство не примет специальных мер по повышению доходности накопительного страхования (например, за счет выпуска специальных инвестиционных инструментов), произойдет не ранее чем через 7-10 лет. После этого можно ожидать рывка в развитии рынка долгосрочного накопительного страхования. На повышение доходности накопительного страхования может работать также долгосрочный характер инвестиций резервов. За счет этого в ряде развитых стран доходность накопительного страхования выше, чем у банковских депозитов.
Российская специфика
Еще один важный момент касается продаж страхования такой специфической сферы, как жизнь и здоровье. "Менталитет россиян здесь отличается очень сильно от многих других — американец спокойно может рассуждать о том, сколько он сможет получить денег в случае серьезной травмы или рассчитать компенсацию близким после собственной смерти. Россиянин в лучшем случае об этом не будет говорить со страховым агентом, в худшем — даже не задумывается", — говорит Павел Самиев. Пенсионное страхование также непонятно людям — они не верят ни государству, ни финансовым компаниям.
Еще одна проблема рынка — отсутствие профессиональных консультантов и других эффективных каналов продаж. Необходимость подробного объяснения сущности страхового продукта потребителям ставит эффективность привлечения клиентов в зависимость от профессиональных консультантов. А в силу того, что в России страхование жизни не развито, не получил своего развития и институт консультантов по страхованию жизни. По словам аналитика агентства "Эксперт РА", одним из наиболее раскрученных каналов продаж страхования жизни в странах Южной Европы (Испания, Франция, Италия) являются банки. Обычно такая ситуация характерна для стран, где уровень развития банковского сектора был изначально выше, чем страхового. А так как в России именно банковский сектор более развит, то применение здесь такого рода кооперации банков со страховщиками (bancassurance) было бы оправданно.
Западный опыт
Страхование жизни является одним из наиболее социально значимых инструментов финансовой поддержки населения. "На Западе долгосрочное страхование жизни занимает особую бизнес-нишу, поскольку является элементом социально-экономической защиты человека", — говорит заместитель генерального директора страховой компании "Межрегионгарант" Александр Варенцов. И что еще более важно — это базовый элемент механизма трансформации сбережений в инвестиции (наряду с другими формами коллективных инвестиций, в том числе пенсионными фондами). По данным "Эксперт РА", на долю долгосрочного страхования жизни в странах Западной Европы и США приходится от 40 до 80% всего рынка страхования, что составляет заметную долю в ВВП. А величины премий по страхованию жизни на душу населения превышают $1,5 тысячи в год. Сектор life-страховщиков по своим активам или сопоставим, или превосходит банковскую отрасль — у нас их даже сравнивать нельзя.
В настоящее время Россия существенно отстает по всем показателям. Так, доля официального объема премий по страхованию жизни в общей структуре рынка в 2005 году составила 5,2%, его доля в ВВП — 0,1%. А премии по страхованию жизни на душу населения в 2005 году составили $6,3. Ну и ключевое отличие — это, конечно, совершенно иное восприятие со стороны населения. Люди, как правило, понимают, зачем им полис автокаско или ОСАГО, даже ДМС или страхования квартиры. А вот долгосрочное страхование жизни здесь явно выбивается. "Во многом еще и потому, что горизонт финансового планирования среднего россиянина — максимум несколько лет. Часто даже меньше года. А ему уже предлагают услугу на 15, 20, 30 лет. Это выходит за его систему координат — вот это и есть главная причина", — отмечает Павел Самиев.
Немного цифр
По данным исследовательского центра Sigma, взносы по страхованию жизни в 2005 году ставили $1,97 трлн против $1,87 трлн годом ранее. Без учета инфляции рост составил 3,9%. Наибольшие сборы по страхованию жизни в 2005 году приходятся на США, Японию и Великобританию. "Чемпионами" по годовым расходам на страхование жизни в расчете на душу населения являются Великобритания, Швейцария и Бельгия.
"В России же по оптимистическим оценкам объем рынка страхования жизни по итогам 2006 года не превысит 12 млрд рублей ($400 млн)", — говорит Алексей Зубец. В расчете на душу населения на страхование жизни россияне в среднем потратили в 2005 году немногим более 50 рублей ($2). Согласно исследованиям "Росгосстраха" в крупных и средних городах страхованием жизни охвачены 2% семей. За последние годы проникновение накопительного страхования жизни росло незначительно. На сегодня только 1% семей выражают намерение воспользоваться в перспективе накопительным страхованием. При этом надо учитывать, что в объемах российского рынка страхования жизни доминируют короткие и рисковые договоры без накопительной составляющей, а на "длинные" накопительные договоры страхования жизни сроком действия пять лет и более в 2006 году вряд ли придется более 5 млрд рублей. Между тем в развитых странах именно на "длинные" накопительные договоры приходится основная масса собираемой премии.
Резюмируя все вышесказанное, можно смело утверждать, что у долгосрочного страхования жизни в России, безусловно, есть определенные перспективы, однако еще долгое время они так и будут оставаться перспективами. Лишь через 5-10 лет страховщики начнут пожинать свои первые плоды в этом виде. Но, очевидно, большая часть инвесторов понимала это, когда инвестировала в страхование жизни значительные средства.
"На мой взгляд, абсолютное большинство специализирующихся на этом виде страхования компаний не окупили свои инвестиции в этот бизнес. Это нормально — должно пройти еще лет пять, а пока акционеры в минусе", — считает Павел Самиев.
Мнение экспертов
Вопрос газеты: Чем объясняется низкая популярность страхования жизни?
Виктор Юн, генеральный директор страховой компании "Стандарт-Резерв":
— "Обычно говорят, что россияне не знают, что такое накопительное страхование и боятся незнакомых финансовых инструментов. Это не совсем так. Многие помнят советское страхование, когда чуть ли не в каждой семье был застрахованный. В регионах и сейчас люди страхуются. Почему же все-таки результаты ничтожные? Первое — отсутствие налоговых стимулов (не льгот!). Например, как только на Украине были приняты соответствующие налоговые новации, сразу сборы выросли на порядок. То же и в Чехии. Вторая причина — недоверие к отечественным финансовым институтам. Только сейчас население понесло деньги в банки — иные, чем Сбербанк. До страховых компаний дело пока не дошло, чему также не способствуют периодические банкротства страховщиков. Третье: посмотрите на рекламные объявления инвестиционных компаний и ПИФов — "80% за последний год", "300 процентов за последние 3 года!". При этом никто из них не говорит, что в этом году или следующем возможны и 0%, и даже минус. Мы же, страховщики, честно признаем, что обещать можем не более 3% на временном интервале 5-10 лет. Получится больше — хорошо, но ни о каких 80% или даже 20% не может быть и речи. Мы обязаны инвестировать более консервативно, а осторожный портфель не даст больше 10% даже в хороший год".
Дарья Федорова, начальник отдела развития "Ингосстрах ЛМТ":
— "Основной причиной низкой популярности страхования жизни является низкий уровень осведомленности населения о сущности страхования жизни и его продуктов. Перед страховыми компаниями стоят задачи по повышению информированности о специфике этого вида страхования, так как это сложный финансовый продукт. Кроме того, чтобы страхование жизни развивалось и становилось одним из привычных инструментов личного финансового планирования, необходимо наличие определенных факторов, которые в России только начинают формироваться: стабильность банковской системы, наличие благоприятного режима налогообложения, стабильный уровень инфляции, рост среднего уровня благосостояния населения".

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 2568
Рубрика: Страхование


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003