Сериал: "Олигарх по блату".

Среда, 26 октября 2005 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Все олигархи не любят платить. Но в силу разных обстоятельств, они делятся на тех, кто вынужден это делать, и тех, кому везет жить "на халяву". Хотя бы непродолжительное время. Последние 8 лет позволить себе подобную роскошь мог Виктор Пинчук. Как пошутил один из его земляков, "этот парниша вытащил счастливый билет, и теперь мучается, глядя как сыпется его империя…". Впрочем, плакать от жалости к Виктору Михайловичу не стоит. Кроме купленных по дешевке "Криворожстали" и Никопольского ферросплавного, у него есть еще одно "греховное приобретение" — Никопольский южнотрубный завод, за который он вообще не заплатил ни копейки…

Часть 3
Южнотрубная "расчлененка"

Никопольский южнотрубный завод (НЮТЗ)– монополист по выпуску геологоразведочных, насосно-компрессорных и катаных труб для котлов высокого давления. Формально принадлежит государству (99,67% акций), но фактически находится под эксклюзивным контролем структур Виктора Пинчука. При захвате предприятия был использован уникальный способ "расчленения" его цехов и прочих мощностей на отдельные коммерческие структуры, которые зарабатывают деньги на официально казенном оборудовании. Это безобразие названо реструктуризацией. Отвратительно и то, что организаторами такой реструктуризации (точнее, разбазаривания государственного имущества в особо крупных размерах) были Премьер-Министр Пустовойтенко В.П., Председатель Фонда государственного имущества Украины Бондарь А.Н. и его заместитель Васильев В.В., глава областной государственной администрации Мигдеев А.В. и его заместитель Грозицкий Г.В. Известен и перечень исполнителей, которые также являлись должностными лицами высших органов государственной власти (за исключением городского головы г. Никополя Старуна СВ., возглавляющего орган местного самоуправления).

Иначе говоря, организаторами и исполнителями были люди, первейший долг которых — блюсти Закон и требовать его соблюдения от других. И вот тут мы подошли к самому важному месту всей истории с реструктуризацией. Но сначала немного хроники:
А) 11.07.98г. — глава облгосадминистрации Мигдеев А.В. (давний друг Кучмы А.Д.) направляет письмо на имя Премьер-Министр Пустовойтенко В.П. (давний друг Кучмы А.Д.) под странным названием "Щодо застосування індивідуальних схем приватизаціі металургійних підприємств". Странность названия письма в том, что, во-первых, ни Закон о приватизации, ни Государственная программа приватизации на 1998 г. не содержали такого понятия, как индивидуальная схема приватизации; во-вторых, в письме речь шла только об одном металлургическом заводе, а не о нескольких; и, наконец, в-третьих, дата на письме -прямая улика игнорирования Закона (об этом чуть ниже).

Б) 04.09.98г. — Премьер-Министр Пустовойтенко В.П. направляет документ под странным названием "Доручення № 170861/58" в адрес председателя Фонда государственного имущества Украины Бондаря А.Н., в котором "доручает" срочно остановить продажу акций ОАО "Никопольский южно-трубный завод".

Странность этого "Доручення" заключалась, во-первых, в том, что продажа акций уже началась согласно плана приватизации ОАО "НЮТЗ", который перед этим был согласован с Министерством промышленной политики Украины, Антимонопольным комитетом Украины, с самим Кабинетом Министров Украины и после этого утвержден приказом ФГИУ № 8-ПП от 02.06.98г.

Во-вторых, в том, что Премьер-Министр употребляет термин в своем "Дорученні" ("остановить продажу акций"), которого нет ни в одном законодательном акте, относящимся к приватизации.

Противозаконность "Доручення" Пустовойтенко В.П. повергла в шок руководителей и специалистов ФГИУ, которые не сразу оправились. Для этого потребовалось Премьер-Министру слать в догонку первому "Дорученню" еще несколько аналогичных по содержанию и противозаконности "Доручень" пока, наконец, заместитель председатель ФГИУ Васильев В.В. не подписал-таки 12.11.98г. приказ о приостановке продажи акций ОАО "НЮТЗ".

В) 22.06.1999г. Премьер-Министр Пустовойтенко В.П. подписывает распоряжение Кабинета Министров Украины № 589-р о реструктуризации ОАО "НЮТЗ". Итак, безудержная суета на тему о "реструктуризации" ОАО "НЮТЗ" началась 11.07.98г. и в основном закончилась 22.06.1999г. Дальше в 2000-2003г.г. осуществлялись уже действия по бесплатной раздаче государственного имущества в бесплатное же пользование частным лицам.

И вот здесь мы подошли к самому принципиальному месту. Согласно п. 113 Государственной программы приватизации на 1999 г., утвержденной Указом Президента Украины, до размещения 75 % акций запрещалось отчуждать имущество акционерного общества, а также принимать решение о реорганизации, в том числе методом выделения. Тоже самое запрещение было изложено и в ст. 140 Закона Украины "О Государственной программе приватизации на 2000-2002 г.г.", который действует и в настоящее время.

А теперь напомним, что процесс так называемой реструктуризации начался и проводился на основании сначала "Доручень" Премьера-Министр Пустовойтенко В.П., а потом распоряжения Кабинета Министров Украины № 589-р.

И несмотря на это явное нарушение действующего законодательства, 25 членов рабочей группы, которой было поручено Кабинетом Министров Украины в августе 2005 г. разобраться с реструктуризацией ОАО "НЮТЗ", подписались под заключением, что все это было сделано на основании законодательства. Только один член рабочей группы, председатель независимой профсоюзной организации ОАО "НЮТЗ" Кузнецов Юрий Андреевич, категорически отказался подписывать этот документ. Представитель Минюста подписал, но "с отвращением".

Здесь мы не будем развивать тему, что двигало этими 25 человеками, когда они подписывали Справку: страх, угодничество, отсутствие совести, неспособность к самостоятельным и грамотным действиям или еще что-то.

Тема гражданственности -многофакторная и очень актуальная для современной Украины... Но вернемся к началу "реструктуризации".

Первым свою долю взял Пинчук В.М. на правах главного заказчика. Это было своего рода отмашка. После этого началось...

На первом этапе реструктуризации были созданы четыре ЗАО:
"Нико — Тьюб" на базе имущества трубопрокатного цеха №7 и цеха обработки геологоразведочных труб №6 с участием НПИГ "Интерпайп"; "НЗНТ" на базе трубопрессового цеха №4 и трубоволочильного цеха №2 с участием ПКП "ЮВИС"; "Труболит" на базе труболитейного цеха с участием НПЦ "Трубосталь".

Потом появились еще почти полтора десятка всякого рода структур: завод "Сетаб Никополь"; ЗАО "Никопольский электроремонтный завод"; ЗАО "Никопольский завод технологического оснащения"; ЗАО "Никопольский ремонтный завод"; ЗАО "Энергоресурсы"; ЗАО "Никопольский медиа-центр";
ЗАО "Теплоэлектроцентраль"; ЗАО ЦКР "Элит Клуб""; ЗАО "Никопольская трубная компания" с участием "Байп Ко" и банка "Кредит-Днепр" (оба под контролем "Интерпайп"); ЗАО "Связь" и др.

Говорят, что "откармливать на убой" завод Виктор Михайлович начал еще в первой половине 90-х, когда работал с предприятием в качестве посредника по сбыту продукции и поставщика газа. В результате НЮТЗ погряз в убытках, как злодей в грехах. И хотя на протяжении 1993–1995 гг. Кабмин неоднократно освобождал никопольских трубников от уплаты таможенных сборов и штрафов в бюджет, к моменту реструктуризации расчетный счет ОАО был заблокирован налоговыми органами, общая задолженность кредиторам составляла 287,5 млн грн., а текущие платежи завод осуществлял векселями или за счет целевых кредитов. Кто их давал, можно угадать даже не с трех раз, а с одного: все то же заинтересованное лицо и его структуры.

Не удивительно, что при Леониде Кучме ни один из конкурсов по продаже "НЮТЗ" не состоялся. Первая попытка провести его провалилась осенью 2003 года: 96,67% акций НЮТЗ по стартовой цене 352,614 млн. гривен не захотел покупать никто. На повторном конкурсе по продаже акций, стартовая цена пакета была снижена на 29%, с 352,614 млн. до 250,36 млн. гривен, но это все равно не помогло. В итоге, конкурс по продаже 96,67% акций Никопольского южно-трубного завода опять был признан несостоявшимся, из-за отсутствия заявок.

Причиной отсутствия заявок (вот он замкнутый круг!) были те самые созданные для дерибана ЗАО и СП. Действительно, зачем инвесторам завод, основной деятельностью которого является не выпуск продукции, а долевое участие в уставных фондах частных предприятий, принадлежащих обласканному властью олигарху.

Чтобы у потенциальных покупателей и вовсе не было соблазнов соваться в чужой монастырь, завод был опутан долговой паутиной.

Параллельно с процессом расчленения завода его имущество оказалось в налоговом залоге, а само предприятие приближено к банкротству. Насколько я помню, судом были признаны требования 56 кредиторов на сумму более 100 млн. гривен. Основными кредиторами являются структуры подконтрольные корпорации "Интерпайп" (почти 70% требований). Они же и умостились в совете кредиторов: "Нико-Тьюб", "Никопольский завод нержавеющих труб", "Никопольский завод технологической оснастки", "Байп Ко, Лтд" и
"Интерпайп" собственной персоной.

Вообще, этот совет напоминал суд волков над овцой из одной известной еще со школьной скамьи басни. Для "расчлененного завода" кредиторы разработали и направили в Фонд государственного имущества грабительский план санации, который предусматривал продажу ликвидных активов, передачу в аренду имущества и оборудования, которое еще не попало в руки ЗАО и СП, а главное — продажу пакетов акций, которые принадлежали заводу в уставных фондах тех самых "паразитических" ЗАО. Другими словами, предполагалось, что таким образом огромный конкурентоспособный комплекс практически бесплатно и окончательно перейдет в собственность г-на Пинчука.

Правда, в конце лета, незадолго до отставки правительства Юлии Тимошенко, над южнотрубным заводом навис топор реприватизации. Не секрет, что Юлия Владимировна успела поручить соответствующим службам начать судебную процедуру "разукомплектации" 16 компаний, созданных на основе завода. Насколько известно автору, Тимошенко говорила, что перетекание активов госпредприятия в не слишком чистые руки является одним из способов теневой приватизации. И с этим надо бороться.

Результатом ее "накачки" стал проект распоряжения правительства об отмене собственного же распоряжения от 22 июня 1999 г. №589 по проведению реструктуризации Никопольского южнотрубного завода. Согласно проекту документа, предполагалось аннулировать реструктуризацию НЮТЗ и поручить Генпрокуратуре отменить в судебном порядке решения о создании 16 ЗАО. Министерству финансов поручалось предпринять меры, по поиску источников возмещения средств, внесенных соучредителями хозяйственных обществ, созданных в процессе незаконной реструктуризации. После чего Кабмин собирался выставить очищенный завод на продажу в конце текущего года и, разумеется, в интересах державы, получить максимальную прибыль от продажи. Однако реализовать этот проект кабинет Тимошенко не успел.

Новый премьер Юрий Ехануров судьбой завода, похоже, озабочен мало. Еще в должности главы Днепропетровской облгосадминистрации он заявлял, что юридическое решение по инициативе Тимошенко в отношении НЮТЗ будет крайне сложным и, скорее всего, процесс может оказаться длительным. Кроме того, ФГИ и правительству неизбежно придется столкнуться с проблемой выделения средств на компенсации затрат компаниям, возникшим на базе НЮТЗ, и уже почти традиционными публичными заявлениями трудовых коллективов, опасающихся за свои рабочие места.

Что касается коллектива, то его интересов в "ярмарке жадности" отдельных олигархов нет. Напротив, после прихода на предприятие реального инвестора зарплату, возможно, даже поднимут. Впрочем, мне кажется, что в цитате Еханурова ключевыми словами является фраза "компенсации затрат компаниям, возникшим на базе НЮТЗ". Помилуйте, какие затраты? Разве Пинчук что-то платил государству за использование мощностей завода? Это можно сравнить с тем, что я возьму у соседа без спросу "Запорожец", покатаюсь по городу, а потом попрошу компенсации за бензин.

То, что у Юлии Владимировны были все шансы отобрать у Пинчука завод, понимал и сам "герой романа". Сразу же после появления информации об отмене распоряжения о реструктуризации началось усиленное промывание мозгов населения. В СМИ появилась информация, со ссылкой на отцов города Никополя о грядущем крахе предприятия из-за отмены реструктуризации, а с ним и апокалипсисе городского значения.

Затем пошел поток саморекламы: многочисленные сообщения о позитивных изменениях последних лет, среди которых инвестирование в предприятие за шесть лет около 450 млн. грн., увеличение производства товарной продукции более чем в полтора раза, превышение средней заработной платы суммы в тысячу гривен, ежегодные налоговые отчисления на сумму до 330 млн. грн.

В вихре этого незатейливого пиара периодически проскакивало компетентное мнение то одного, то другого специалиста, что созданные на базе некогда единого и весьма успешного предприятия фирмы просто "повесили" на государство немалые долги, а себе забрали прибыль.

В общем, в то время, когда страна следила за событиями на никопольском ферросплавном и вокруг повторной приватизации "Криворожстали" глубоко в недрах власти раскручивался еще один жесткий конфликт – вокруг южнотрубного завода. События менялись с каледоскопической быстротой. Скажем, только 4 августа Юлия Тимошенко заявила о готовности принятия решения Кабинета Министров об отмене реструктуризации НЮТЗ, как 5 августа первый вице-премьер-министр Анатолий Кинах на заседании рабочей группы Кабинета министров говорит, что позиция правительства по вопросу реструктуризации еще не сформирована. Поддакивает ему и министерство юстиции, которое в июне 2005 года на запрос Кабмина в своем заключении подтвердило законность распоряжения о реструктуризации. Вносит свою лепту и Хозяйственный суд Киева, где слушалось дело по исковому заявлению одного из кредиторов – ООО "Галилей" к Кабинету министров о признании недействительным реструктуризации НЮТЗ: 11 июля 2005 года суд признал реструктуризацию законной и отказал в иске "Галилею".

Следует заметить, что в середине 90-х годов ООО "Галилей" весьма активно сотрудничало с ОАО "НЮТЗ", поставляя на завод трубную заготовку и продавая его продукцию. Поговаривают, что одно время днепродзержинские бизнесмены имели значительное влияние на руководство НЮТЗ, а в ходе реструктуризации претендовали на цех нержавеющих труб, принадлежащий сейчас ЗАО "НЗНТ". Оно также рассчитывало войти в состав совета кредиторов. Причем, в весьма представительной компании — ДК "Укртрансгаз", ЗАО "Бринкфорд" и ЗАО "Украинский газовый комплекс". Но Пинчук его туда не пустил. Сейчас у него появилась аналогичная задача – не пустить на завод реальных инвесторов. Ни под каким соусом. Расставаться с халявой, знаете, очень непросто…

oligarh.net

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 730
Рубрика: Металлургия


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003