Извинятся ли хулители Путина за свою клевету теперь, когда стало ясно, что они неправы?
Видимо, нет. Обвинять российского президента во всем стало сегодня национальным хобби, а на факты наплевать.
Не слишком ли поздно попросить прощения? Скоро мы это выясним. В океане статей на первых полосах, утверждающих, что всемогущий Кремль пытался сфальсифицировать выборы 2016 года в пользу Дональда Трампа, читатели могли пропустить важную информацию, которая опровергает исключительно опасные и широко распространенные попытки демонизации Путина. В начале ноября прошлого года бывшего путинского помощника и одного из руководителей государственных СМИ России Михаила Лесина обнаружили мертвым в гостиничном номере в Вашингтоне. И вот спустя ровно год федеральный прокурор по столичному округу Колумбия обнародовал свое заключение о причинах смерти Лесина. В этом заявлении говорится, что «после чрезмерного употребления алкоголя на протяжении нескольких дней» Лесин получил травмы, из-за чего и умер, находясь один в своем гостиничном номере.
Труп Лесина нашли утром 5 ноября 2015 года. После этого ведущие американские СМИ включили форсаж и стали выдвигать бесчисленные конспирологические теории, чаще всего обвиняя в смерти Лесина президента Путина. Это весьма поучительный эпизод в свете новой волны истерии в духе маккартизма, которая захлестнула политический истэблишмент, наполнив медиа-пространство вымыслами о связях штаба Трампа с российским государством. Как и в случае с освещением смерти Лесина, доказательств этих утверждений нет никаких. Тем не менее, эта волна не ослабевает. Необоснованные, лишенные каких бы то ни было доказательств, неприличные статьи призваны очернить Трампа и его бывших советников Пола Манафорта и Картера Пейджа, закрепив за ними звание российских марионеток.
Если посмотреть на то, как средства массовой информации освещали обстоятельства смерти Лесина в отеле Dupont Circle, начинаешь неплохо понимать образ действий СМИ во всем, что касается России.
10 марта 2016 года газета New York Times сообщила, что судмедэксперт округа Колумбия «не назвал его смерть результатом преступных действий, однако власти явно не считают, что она произошла от естественных причин». Как пишет газета, «тайна, связанная со взлетом и падением Лесина, еще больше усилилась». New York Times сослалась на автора книги «Путинская клептократия» (Putin’s Kleptocracy) Карена Давишу (Karen Dawisha), который заявил, что Лесин «больше всех знал о темном центре этой системы». На следующий день отреагировала Washington Post, опубликовавшая статью «Смерть Лесина: больше вопросов, чем ответов». Газета отметила, что эта смерть «подпитывает различные теории заговора, распространяющиеся по всему миру». Сославшись на одну из них, издание проинформировало читателей, как критики Кремля «выдвинули предположение, что Лесина, могли убить, потому что чиновники якобы опасались, что он готовится заключить сделку с федеральными властями, расследующими дело о покупке недвижимости в Калифорнии».
Затем на страницах New York Review of Books появилась статья Маши Гессен, которая сообщила, что смерть Лесина является «самым убедительным на сегодня доказательством того, что такое Россия: мафиозное государство». По словам популярной журналистки Гессен, которая часто удостаивает своими статьями New York Times и другие элитные издания, Лесин был в бегах. «Ходили слухи, что он поссорился с Алексеем Миллером, исконным членом путинского клана и главой государственной корпорации «Газпром», — пишет она. — В результате Лесин лишился поста руководителя медиа-холдинга, которым номинально владел «Газпром». Гессен делает предположение о том, что решение Лесина попросить убежища в США после ссоры с путинским кланом дало этим людям достаточно оснований для его убийства. «В момент, когда многие правоохранительные органы на Западе расследовали коммерческие операции российской элиты, Лесин странствовал слишком далеко и слишком свободно на вражеской территории».
Нет нужды говорить о том, что для Лесина все закончилось плохо. Гессен сообщает читателям: «Похоже, Лесина избили едва ли не до смерти, а потом доставили обратно в гостиничный номер. Видимо, у него были причины для того, чтобы не обращаться за медицинской помощью, а в одиночестве вернуться в свою комнату. Там он и умер, и его нашли на следующее утро». Какие же выводы сделала автор из этого отвратительного случая заказанного государством убийства? А вот какие. По словам Гессен, «каждое убийство подает свой собственный сигнал, но большинство убийц, по крайней мере, пытаются создать иллюзию непричастности. Но тот, кто убил Лесина, постарался сделать прямо противоположное. Мафиозные кланы порой любят напоминать своим членам, что правила нарушать нельзя».
Онлайновый таблоид Daily Beast помог нарисовать картину того, что роковое падение пьяного человека в гостиничном номере это на самом деле ужасный тайный сговор по заказу Кремля. Спустя два дня после того, как тело Лесина было обнаружено, это желтое издание опубликовало статью под названием «Темное прошлое путинского медиамагната». А еще спустя неделю, 12 ноября, Анна Немцова опубликовала статью «Путинские друзья все патриоты России, пока не заболеют», где отметила: «Родственники Лесина сказали, что он умер от сердечного приступа, однако те, кому известны темные стороны жизни медийного босса, не готовы верить в первую версию этой истории». Немцова заявила читателям, что разговаривала с другом Лесина, и тот выразил надежду «вскоре услышать правду о его последней тайне».
10 января 2016 года Шейн Харрис (Shane Harris) из Daily Beast задал вопрос: «Какие тайны унес с собой Лесин?» Он сообщил: «Некоторые представители внешнеполитических кругов в Вашингтоне предположили, что Лесин был убит из-за готовившейся сделки с ФБР». По словам Харриса, «для теории заговора хватает оснований, так как это не первая загадочная смерть человека, представлявшего политическую опасность для Путина. Бывали и случаи отравления».
А закончил Харрис в духе мелодрамы: «Петля вокруг Лесина сжималась — и в Вашингтоне, и в Москве. Возможно, поездка Лесина в отель в Вашингтоне была попыткой начать новую жизнь. Но если он стал врагом Путина и его друзей, то даже ФБР вряд ли могло спасти его».
Спустя два месяца Харрис снова взялся за дело, написав статью «Подозрительное „самоубийство" основателя RT Лесина». В ней он с удвоенной энергией начал говорить о связи с ФБР. Сославшись на анонимные источники, которые, по словам Харриса, «внимательно следят за делом Лесина», журналист заявил, что Лесина «почти наверняка преследовали правоохранительные органы США». «Тайна, окружающая кончину Лесина, — написал он в заключение, — вызывает слухи о том, что Лесин был убит, когда приехал в Вашингтон, чтобы заключить сделку с ФБР».
Журнал Time тоже присоединился к общему хору, разразившись статьей Саймона Шустера «Взлет и падение путинского царя пропаганды, встретившего насильственную смерть». По мнению Шустера, «следы насилия» на теле Лесина, а также «его отказ выполнять некие указания Москвы за несколько лет и месяцев до смерти… породили предположения о том, что следы этого дела ведут в Кремль». Вспоминая ухабистую карьеру Лесина, Шустер заметил: «Он издавна демонстрировал свое умение использовать систему к собственной выгоде. Вопрос теперь в том, не могла ли эта привычка убить его».
Чтобы не отстать от остальных, «эксперт» по национальной безопасности из New York Observer Джон Шиндлер (John Schindler) написал статью «Очередной перебежчик скончался в Вашингтоне: насильственная и таинственная смерть бывшего члена путинского окружения в столице нашей страны». Шиндлер известил читателей: «Мы знаем, что Владимир Путин ликвидирует перебежчиков. В сталинские времена такая „мокруха", как говорят в Кремле, против перебежчиков и врагов за границей считалась обычным делом, и Путин возродил эту одиозную практику».
Между тем, корреспондент New York Times в России Эндрю Крамер (Andrew E. Kramer) в августе вернулся к теме кремлевского злодейства, написав статью «Гибнут все новые противники Кремля». Крамер с деликатностью отбойного молотка рассказывает читателям, что «ни одна крупная держава не использует убийства столь безжалостно и систематически, как это делает Россия в отношении тех, кого считает предателями своих интересов за рубежом». Чтобы подкрепить свое огульное обвинение, Крамер, естественно, ссылается на «смерть кремлевского инсайдера 57-летнего Михаила Лесина в номере вашингтонского отеля в прошлом году».
Сейчас, когда прокуратура пришла к заключению, что смерть Лесина была случайной, можно ожидать отречений, исправлений и признаний вины от самозваных арбитров приемлемого мнения в отношении России. Этим авторам и изданиям никогда не поздно извиниться. Но не надейтесь. В этой игре ставка делается на самые глубокие страхи американского народа перед неизменным врагом Америки — а на факты наплевать.
Джеймс Карден (James W Carden)
The Nation, США
Не слишком ли поздно попросить прощения? Скоро мы это выясним. В океане статей на первых полосах, утверждающих, что всемогущий Кремль пытался сфальсифицировать выборы 2016 года в пользу Дональда Трампа, читатели могли пропустить важную информацию, которая опровергает исключительно опасные и широко распространенные попытки демонизации Путина. В начале ноября прошлого года бывшего путинского помощника и одного из руководителей государственных СМИ России Михаила Лесина обнаружили мертвым в гостиничном номере в Вашингтоне. И вот спустя ровно год федеральный прокурор по столичному округу Колумбия обнародовал свое заключение о причинах смерти Лесина. В этом заявлении говорится, что «после чрезмерного употребления алкоголя на протяжении нескольких дней» Лесин получил травмы, из-за чего и умер, находясь один в своем гостиничном номере.
Труп Лесина нашли утром 5 ноября 2015 года. После этого ведущие американские СМИ включили форсаж и стали выдвигать бесчисленные конспирологические теории, чаще всего обвиняя в смерти Лесина президента Путина. Это весьма поучительный эпизод в свете новой волны истерии в духе маккартизма, которая захлестнула политический истэблишмент, наполнив медиа-пространство вымыслами о связях штаба Трампа с российским государством. Как и в случае с освещением смерти Лесина, доказательств этих утверждений нет никаких. Тем не менее, эта волна не ослабевает. Необоснованные, лишенные каких бы то ни было доказательств, неприличные статьи призваны очернить Трампа и его бывших советников Пола Манафорта и Картера Пейджа, закрепив за ними звание российских марионеток.
Если посмотреть на то, как средства массовой информации освещали обстоятельства смерти Лесина в отеле Dupont Circle, начинаешь неплохо понимать образ действий СМИ во всем, что касается России.
10 марта 2016 года газета New York Times сообщила, что судмедэксперт округа Колумбия «не назвал его смерть результатом преступных действий, однако власти явно не считают, что она произошла от естественных причин». Как пишет газета, «тайна, связанная со взлетом и падением Лесина, еще больше усилилась». New York Times сослалась на автора книги «Путинская клептократия» (Putin’s Kleptocracy) Карена Давишу (Karen Dawisha), который заявил, что Лесин «больше всех знал о темном центре этой системы». На следующий день отреагировала Washington Post, опубликовавшая статью «Смерть Лесина: больше вопросов, чем ответов». Газета отметила, что эта смерть «подпитывает различные теории заговора, распространяющиеся по всему миру». Сославшись на одну из них, издание проинформировало читателей, как критики Кремля «выдвинули предположение, что Лесина, могли убить, потому что чиновники якобы опасались, что он готовится заключить сделку с федеральными властями, расследующими дело о покупке недвижимости в Калифорнии».
Затем на страницах New York Review of Books появилась статья Маши Гессен, которая сообщила, что смерть Лесина является «самым убедительным на сегодня доказательством того, что такое Россия: мафиозное государство». По словам популярной журналистки Гессен, которая часто удостаивает своими статьями New York Times и другие элитные издания, Лесин был в бегах. «Ходили слухи, что он поссорился с Алексеем Миллером, исконным членом путинского клана и главой государственной корпорации «Газпром», — пишет она. — В результате Лесин лишился поста руководителя медиа-холдинга, которым номинально владел «Газпром». Гессен делает предположение о том, что решение Лесина попросить убежища в США после ссоры с путинским кланом дало этим людям достаточно оснований для его убийства. «В момент, когда многие правоохранительные органы на Западе расследовали коммерческие операции российской элиты, Лесин странствовал слишком далеко и слишком свободно на вражеской территории».
Нет нужды говорить о том, что для Лесина все закончилось плохо. Гессен сообщает читателям: «Похоже, Лесина избили едва ли не до смерти, а потом доставили обратно в гостиничный номер. Видимо, у него были причины для того, чтобы не обращаться за медицинской помощью, а в одиночестве вернуться в свою комнату. Там он и умер, и его нашли на следующее утро». Какие же выводы сделала автор из этого отвратительного случая заказанного государством убийства? А вот какие. По словам Гессен, «каждое убийство подает свой собственный сигнал, но большинство убийц, по крайней мере, пытаются создать иллюзию непричастности. Но тот, кто убил Лесина, постарался сделать прямо противоположное. Мафиозные кланы порой любят напоминать своим членам, что правила нарушать нельзя».
Онлайновый таблоид Daily Beast помог нарисовать картину того, что роковое падение пьяного человека в гостиничном номере это на самом деле ужасный тайный сговор по заказу Кремля. Спустя два дня после того, как тело Лесина было обнаружено, это желтое издание опубликовало статью под названием «Темное прошлое путинского медиамагната». А еще спустя неделю, 12 ноября, Анна Немцова опубликовала статью «Путинские друзья все патриоты России, пока не заболеют», где отметила: «Родственники Лесина сказали, что он умер от сердечного приступа, однако те, кому известны темные стороны жизни медийного босса, не готовы верить в первую версию этой истории». Немцова заявила читателям, что разговаривала с другом Лесина, и тот выразил надежду «вскоре услышать правду о его последней тайне».
10 января 2016 года Шейн Харрис (Shane Harris) из Daily Beast задал вопрос: «Какие тайны унес с собой Лесин?» Он сообщил: «Некоторые представители внешнеполитических кругов в Вашингтоне предположили, что Лесин был убит из-за готовившейся сделки с ФБР». По словам Харриса, «для теории заговора хватает оснований, так как это не первая загадочная смерть человека, представлявшего политическую опасность для Путина. Бывали и случаи отравления».
А закончил Харрис в духе мелодрамы: «Петля вокруг Лесина сжималась — и в Вашингтоне, и в Москве. Возможно, поездка Лесина в отель в Вашингтоне была попыткой начать новую жизнь. Но если он стал врагом Путина и его друзей, то даже ФБР вряд ли могло спасти его».
Спустя два месяца Харрис снова взялся за дело, написав статью «Подозрительное „самоубийство" основателя RT Лесина». В ней он с удвоенной энергией начал говорить о связи с ФБР. Сославшись на анонимные источники, которые, по словам Харриса, «внимательно следят за делом Лесина», журналист заявил, что Лесина «почти наверняка преследовали правоохранительные органы США». «Тайна, окружающая кончину Лесина, — написал он в заключение, — вызывает слухи о том, что Лесин был убит, когда приехал в Вашингтон, чтобы заключить сделку с ФБР».
Журнал Time тоже присоединился к общему хору, разразившись статьей Саймона Шустера «Взлет и падение путинского царя пропаганды, встретившего насильственную смерть». По мнению Шустера, «следы насилия» на теле Лесина, а также «его отказ выполнять некие указания Москвы за несколько лет и месяцев до смерти… породили предположения о том, что следы этого дела ведут в Кремль». Вспоминая ухабистую карьеру Лесина, Шустер заметил: «Он издавна демонстрировал свое умение использовать систему к собственной выгоде. Вопрос теперь в том, не могла ли эта привычка убить его».
Чтобы не отстать от остальных, «эксперт» по национальной безопасности из New York Observer Джон Шиндлер (John Schindler) написал статью «Очередной перебежчик скончался в Вашингтоне: насильственная и таинственная смерть бывшего члена путинского окружения в столице нашей страны». Шиндлер известил читателей: «Мы знаем, что Владимир Путин ликвидирует перебежчиков. В сталинские времена такая „мокруха", как говорят в Кремле, против перебежчиков и врагов за границей считалась обычным делом, и Путин возродил эту одиозную практику».
Между тем, корреспондент New York Times в России Эндрю Крамер (Andrew E. Kramer) в августе вернулся к теме кремлевского злодейства, написав статью «Гибнут все новые противники Кремля». Крамер с деликатностью отбойного молотка рассказывает читателям, что «ни одна крупная держава не использует убийства столь безжалостно и систематически, как это делает Россия в отношении тех, кого считает предателями своих интересов за рубежом». Чтобы подкрепить свое огульное обвинение, Крамер, естественно, ссылается на «смерть кремлевского инсайдера 57-летнего Михаила Лесина в номере вашингтонского отеля в прошлом году».
Сейчас, когда прокуратура пришла к заключению, что смерть Лесина была случайной, можно ожидать отречений, исправлений и признаний вины от самозваных арбитров приемлемого мнения в отношении России. Этим авторам и изданиям никогда не поздно извиниться. Но не надейтесь. В этой игре ставка делается на самые глубокие страхи американского народа перед неизменным врагом Америки — а на факты наплевать.
Джеймс Карден (James W Carden)
The Nation, США