Свет клином: Почему отключение Крыма от энергоснабжения может аукнуться Украине блэкаутом
Украину внезапно накрыл летний энергетический кризис — в страну могут вернуться веерные отключения электричества. Пока избежать серьезных проблем помогает помощь со стороны России, принимать которую Киев совсем недавно зарекался и потому теперь усиленно от нее «отказывается». Что и почему произошло сейчас в украинской энергетике, разбиралась «Лента.ру».
Дежавю
Прошлый раз Украину серьезно «штормило» из-за проблем с электроэнергией в осенне-зимний сезон 2014-2015 годов. Тогда Киев остался без угля с Донбасса, что и привело к массовым веерным отключениям электричества: в крупных городах страны — два-три раза в день по два часа, в глубинке люди вообще большую часть суток сидели без света. Исключений практически не было: стратегические предприятия, больницы, городской электротранспорт — отключалось все. Погасла даже праздничная иллюминация на всех фабриках корпорации президента Украины ROSHEN. Спасение пришло со стороны «агрессора» (так нынешний Киев называет РФ) — 30 декабря 2014 года российская компания «Интер РАО» и «Укринтерэнерго» подписали контракт на экспорт электроэнергии из России на Украину. Ключевым условием было обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения Крыма, который на тот момент на 70 процентов зависел от поставок украинской электроэнергии.
Контракт с возможностью автоматического продления предусматривал равномерный график поставок объемом до 1500 мегаватт. В ситуации масштабного энергокризиса власти в Киеве не смутило де-факто официальное признание в этом документе Крыма российским регионом. Кое-как оправившись от этого потрясения и с трудом и различными скандалами насобирав запасы угля (одна только закупка в ЮАР по завышенной цене топлива, которое в итоге не подошло под оборудование украинских электростанций, чего стоит), в Киеве не преминули торжественно расторгнуть контракт с Россией. Да еще и гневно провозгласить: «Никогда больше!» В ноябре прошлого года тогдашний министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин дал оригинальное объяснение. «Импорт (электроэнергии)… мы получали только в связи с тем, что один атомный энергоблок Ровенской АЭС был отключен из системы в связи с достройкой линии Ровно — Киев — это 1 тысяча мегаватт, не включенные в систему. И для этого мы получали импорт… Этот вопрос будет закрыт, и мы, скорее всего, перестанем получать любую электроэнергию из РФ», — сообщил Демчишин.
Параллельно разворачивалась известная история отключения Крыма от украинской энергосистемы силами «общественников»: признанными экстремистскими и запрещенными в России крымско-татарским меджлисом и «Правым сектором». В итоге в конце 2015 года уже Россия отказалась продлевать договор о поставках электроэнергии на Украину. В Киеве же гордо заложили в прогнозном балансе электроэнергии ОЭС Украины на 2016 год нулевой импорт, о чем громко поведали всему миру. На Украине царила эйфория — будем, дескать, использовать свои ресурсы.
Жаркое лето 2016 года
И вот в июне как гром среди ясного неба заявление правительства Украины: граждан и предприятия призвали максимально сократить потребление электроэнергии, в частности не пользоваться кондиционерами. Как объяснил заместитель министра Александр Светелик, ситуация в энергосистеме страны сложная, «растет потребление». А 24 июня распространилась информация о том, что Российская Федерация начала поставлять Украине электроэнергию на уровне 600 мегаватт, чтобы покрыть внезапно возникший дефицит мощности. Ни официальных подтверждений, ни опровержений по этому поводу в Киеве не последовало.
Только 27 июня министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик дал не вполне внятный комментарий через социальные сети. «На сегодняшний день у нас не минус 2 тысячи мегаватт (как прогнозировали еще в начале летнего периода), а плюс 2,2 тысячи (…), и в ежегодной помощи от РФ не нуждаемся», — сообщил он. Понять, получает или нет Украина российскую энергию прямо сейчас, из этой бодрой формулировки совершенно невозможно. Сейчас все уже обсуждают не сам факт закупок энергии Украиной — это сомнению не подлежит, — а завышенные цены на нее в условиях форс-мажора. И это в обстановке жесткого экономического кризиса на Украине, когда власти вроде бы считают каждую копейку. Выясняется, что поставки в режиме технической помощи обойдутся Киеву примерно на треть дороже, чем по коммерческому контракту.
Украинский эксперт по энергетике, директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич в своем комментарии «Ленте.ру» обращает внимание на то, что есть вполне официальные данные, согласно которым фактический переток электроэнергии на Украину составил 24 июня 625 мегаватт. «Это снимает все вопросы», — заметил он. То, что кризис налицо, подтверждает и решение Министерства энергетики и угольной промышленности Украины о возобновлении работы ряда крупных теплоэлектроцентралей для генерации электроэнергии. Сообщается, что выпуск электроэнергии возобновился на киевской ТЭЦ-6, а также ТЭЦ-2 и ТЭЦ-5 в Харькове. Кроме того, для покрытия дефицита в энергосистеме запущены газомазутные энергоблоки на Трипольской и Запорожской ТЭС.
Однако и здесь не все так просто: для ТЭЦ нужен уголь, а с ним на Украине после ухода Донбасса есть проблемы. Минэнерго сообщает о критически низком уровне запасов антрацитного угля. Правда, без конкретных цифр — видимо, чтобы не пугать людей. Все усугубляется разгоревшимся сейчас конфликтом «Укрзализныци» (контролирует функционирование железной дороги) и министерства инфраструктуры из-за выплат зарплаты железнодорожникам на неподконтрольной территории Донбасса. Пока в Киеве выясняют отношения, грузовое железнодорожное сообщение с неподконтрольными территориями блокируется, так что Украина не имеет даже теоретических шансов вырулить из ситуации своими силами, что бы ни говорил Насалик.
Причины и последствия
По информации правительства Украины, главная причина нынешнего кризиса — жаркая погода, которая привела к увеличению электропотребления населением, в том числе из-за массового использования кондиционеров, а также из-за интенсивного полива сельскохозяйственных угодий. Хотя никакой долгосрочной аномальной жары в стране не наблюдается. Действительно, последние 7-10 дней держится температура в районе плюс 25-30, но не более того. Кроме того, в министерстве заявляют, что на ремонте находится ряд атомных энергоблоков. Например, работа Южно-Украинской АЭС ограничена из-за недостатка охлаждающих мощностей, и, как уже упоминалось, большие проблемы с углем.
По словам Марунича, все на самом деле обстоит именно так. «На Украине вследствие повышения температуры воздуха возросло потребление электроэнергии, и в пиковые моменты энергосистеме не хватает мощности действующей генерации. Следовательно, возникла необходимость перетоков электроэнергии из РФ. Дефицит вызван тем, что 9 энергоблоков АЭС из 15 стоят из-за дефицита средств и заблокированных счетов "Энергоатома". ТЭС, работающие на антраците, испытывают дефицит топлива из-за прекращения поставок с неконтролируемых территорий в Донбассе. С начала месяца запасы антрацита на складах ТЭС уменьшились более чем на 25 процентов. Если поставки не возобновятся, то есть реальная угроза остановки ТЭС, которые вырабатывают до 15 процентов электроэнергии в стране. Это может произойти через месяц. А на закупку антрацита за границей необходимы деньги, которых на Украине нет. АЭС не способны перекрыть дисбаланс. К тому же блоками АЭС невозможно маневрировать: в отличие от ТЭС и ГЭС, они не могут быстро наращивать и снижать производство электроэнергии», — говорит Марунич.
Что же касается заявления Минэнерго Украины о том, что при необходимости Киеву готовы предоставить помощь энергосистемы «соседних стран», эксперт сообщил следующее: «Энергосистема Украины работает в параллельном режиме с энергосистемой России. Таким образом, технически страна не в состоянии получать дополнительную электроэнергию ниоткуда, кроме как из России».
Есть еще один аспект проблемы, который на Украине пока всерьез не обсуждается. Не секрет, что с уходом Крыма и отказом от его энергоснабжения, а также резким падением уровня промышленности на Украине образовался определенный избыток электроэнергии. Например, это касается крупнейшей в стране и даже в Европе Запорожской АЭС. Поэтому нельзя исключить, что энергию просто крадут. С другой стороны, украинской энергосистеме присущ дефицит мощностей магистральных ЛЭП, и электроэнергию, произведенную на ЗАЭС, невозможно в полном объеме перебросить в другие регионы страны.
Трудно сказать, что будет, если летняя жара воцарится на Украине надолго. Зимой Киеву повезло с теплой погодой, а сейчас, вопреки всем заявлениям чиновников, может произойти «компенсация». Если Украина заявлениями, подобными тем, что сделал министр Насалик, отрежет себе путь к спасению в России, то страну ждет блэкаут. Тот самый, который меджлисовцы на пару с «Правым сектором» организовали Крыму в конце ноября 2015 года при молчаливом согласии официального Киева.
Но самое главное — летний энергетический хаос фактически нивелирует подготовку к следующему зимнему сезону, которая должна уже по-хорошему идти полным ходом. Например, запасы угля интенсивно истощаются. Однако об этом никто не думает.
Николай Подгорный (Киев)
Дежавю
Прошлый раз Украину серьезно «штормило» из-за проблем с электроэнергией в осенне-зимний сезон 2014-2015 годов. Тогда Киев остался без угля с Донбасса, что и привело к массовым веерным отключениям электричества: в крупных городах страны — два-три раза в день по два часа, в глубинке люди вообще большую часть суток сидели без света. Исключений практически не было: стратегические предприятия, больницы, городской электротранспорт — отключалось все. Погасла даже праздничная иллюминация на всех фабриках корпорации президента Украины ROSHEN. Спасение пришло со стороны «агрессора» (так нынешний Киев называет РФ) — 30 декабря 2014 года российская компания «Интер РАО» и «Укринтерэнерго» подписали контракт на экспорт электроэнергии из России на Украину. Ключевым условием было обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения Крыма, который на тот момент на 70 процентов зависел от поставок украинской электроэнергии.
Контракт с возможностью автоматического продления предусматривал равномерный график поставок объемом до 1500 мегаватт. В ситуации масштабного энергокризиса власти в Киеве не смутило де-факто официальное признание в этом документе Крыма российским регионом. Кое-как оправившись от этого потрясения и с трудом и различными скандалами насобирав запасы угля (одна только закупка в ЮАР по завышенной цене топлива, которое в итоге не подошло под оборудование украинских электростанций, чего стоит), в Киеве не преминули торжественно расторгнуть контракт с Россией. Да еще и гневно провозгласить: «Никогда больше!» В ноябре прошлого года тогдашний министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин дал оригинальное объяснение. «Импорт (электроэнергии)… мы получали только в связи с тем, что один атомный энергоблок Ровенской АЭС был отключен из системы в связи с достройкой линии Ровно — Киев — это 1 тысяча мегаватт, не включенные в систему. И для этого мы получали импорт… Этот вопрос будет закрыт, и мы, скорее всего, перестанем получать любую электроэнергию из РФ», — сообщил Демчишин.
Параллельно разворачивалась известная история отключения Крыма от украинской энергосистемы силами «общественников»: признанными экстремистскими и запрещенными в России крымско-татарским меджлисом и «Правым сектором». В итоге в конце 2015 года уже Россия отказалась продлевать договор о поставках электроэнергии на Украину. В Киеве же гордо заложили в прогнозном балансе электроэнергии ОЭС Украины на 2016 год нулевой импорт, о чем громко поведали всему миру. На Украине царила эйфория — будем, дескать, использовать свои ресурсы.
Жаркое лето 2016 года
И вот в июне как гром среди ясного неба заявление правительства Украины: граждан и предприятия призвали максимально сократить потребление электроэнергии, в частности не пользоваться кондиционерами. Как объяснил заместитель министра Александр Светелик, ситуация в энергосистеме страны сложная, «растет потребление». А 24 июня распространилась информация о том, что Российская Федерация начала поставлять Украине электроэнергию на уровне 600 мегаватт, чтобы покрыть внезапно возникший дефицит мощности. Ни официальных подтверждений, ни опровержений по этому поводу в Киеве не последовало.
Только 27 июня министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик дал не вполне внятный комментарий через социальные сети. «На сегодняшний день у нас не минус 2 тысячи мегаватт (как прогнозировали еще в начале летнего периода), а плюс 2,2 тысячи (…), и в ежегодной помощи от РФ не нуждаемся», — сообщил он. Понять, получает или нет Украина российскую энергию прямо сейчас, из этой бодрой формулировки совершенно невозможно. Сейчас все уже обсуждают не сам факт закупок энергии Украиной — это сомнению не подлежит, — а завышенные цены на нее в условиях форс-мажора. И это в обстановке жесткого экономического кризиса на Украине, когда власти вроде бы считают каждую копейку. Выясняется, что поставки в режиме технической помощи обойдутся Киеву примерно на треть дороже, чем по коммерческому контракту.
Украинский эксперт по энергетике, директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич в своем комментарии «Ленте.ру» обращает внимание на то, что есть вполне официальные данные, согласно которым фактический переток электроэнергии на Украину составил 24 июня 625 мегаватт. «Это снимает все вопросы», — заметил он. То, что кризис налицо, подтверждает и решение Министерства энергетики и угольной промышленности Украины о возобновлении работы ряда крупных теплоэлектроцентралей для генерации электроэнергии. Сообщается, что выпуск электроэнергии возобновился на киевской ТЭЦ-6, а также ТЭЦ-2 и ТЭЦ-5 в Харькове. Кроме того, для покрытия дефицита в энергосистеме запущены газомазутные энергоблоки на Трипольской и Запорожской ТЭС.
Однако и здесь не все так просто: для ТЭЦ нужен уголь, а с ним на Украине после ухода Донбасса есть проблемы. Минэнерго сообщает о критически низком уровне запасов антрацитного угля. Правда, без конкретных цифр — видимо, чтобы не пугать людей. Все усугубляется разгоревшимся сейчас конфликтом «Укрзализныци» (контролирует функционирование железной дороги) и министерства инфраструктуры из-за выплат зарплаты железнодорожникам на неподконтрольной территории Донбасса. Пока в Киеве выясняют отношения, грузовое железнодорожное сообщение с неподконтрольными территориями блокируется, так что Украина не имеет даже теоретических шансов вырулить из ситуации своими силами, что бы ни говорил Насалик.
Причины и последствия
По информации правительства Украины, главная причина нынешнего кризиса — жаркая погода, которая привела к увеличению электропотребления населением, в том числе из-за массового использования кондиционеров, а также из-за интенсивного полива сельскохозяйственных угодий. Хотя никакой долгосрочной аномальной жары в стране не наблюдается. Действительно, последние 7-10 дней держится температура в районе плюс 25-30, но не более того. Кроме того, в министерстве заявляют, что на ремонте находится ряд атомных энергоблоков. Например, работа Южно-Украинской АЭС ограничена из-за недостатка охлаждающих мощностей, и, как уже упоминалось, большие проблемы с углем.
По словам Марунича, все на самом деле обстоит именно так. «На Украине вследствие повышения температуры воздуха возросло потребление электроэнергии, и в пиковые моменты энергосистеме не хватает мощности действующей генерации. Следовательно, возникла необходимость перетоков электроэнергии из РФ. Дефицит вызван тем, что 9 энергоблоков АЭС из 15 стоят из-за дефицита средств и заблокированных счетов "Энергоатома". ТЭС, работающие на антраците, испытывают дефицит топлива из-за прекращения поставок с неконтролируемых территорий в Донбассе. С начала месяца запасы антрацита на складах ТЭС уменьшились более чем на 25 процентов. Если поставки не возобновятся, то есть реальная угроза остановки ТЭС, которые вырабатывают до 15 процентов электроэнергии в стране. Это может произойти через месяц. А на закупку антрацита за границей необходимы деньги, которых на Украине нет. АЭС не способны перекрыть дисбаланс. К тому же блоками АЭС невозможно маневрировать: в отличие от ТЭС и ГЭС, они не могут быстро наращивать и снижать производство электроэнергии», — говорит Марунич.
Что же касается заявления Минэнерго Украины о том, что при необходимости Киеву готовы предоставить помощь энергосистемы «соседних стран», эксперт сообщил следующее: «Энергосистема Украины работает в параллельном режиме с энергосистемой России. Таким образом, технически страна не в состоянии получать дополнительную электроэнергию ниоткуда, кроме как из России».
Есть еще один аспект проблемы, который на Украине пока всерьез не обсуждается. Не секрет, что с уходом Крыма и отказом от его энергоснабжения, а также резким падением уровня промышленности на Украине образовался определенный избыток электроэнергии. Например, это касается крупнейшей в стране и даже в Европе Запорожской АЭС. Поэтому нельзя исключить, что энергию просто крадут. С другой стороны, украинской энергосистеме присущ дефицит мощностей магистральных ЛЭП, и электроэнергию, произведенную на ЗАЭС, невозможно в полном объеме перебросить в другие регионы страны.
Трудно сказать, что будет, если летняя жара воцарится на Украине надолго. Зимой Киеву повезло с теплой погодой, а сейчас, вопреки всем заявлениям чиновников, может произойти «компенсация». Если Украина заявлениями, подобными тем, что сделал министр Насалик, отрежет себе путь к спасению в России, то страну ждет блэкаут. Тот самый, который меджлисовцы на пару с «Правым сектором» организовали Крыму в конце ноября 2015 года при молчаливом согласии официального Киева.
Но самое главное — летний энергетический хаос фактически нивелирует подготовку к следующему зимнему сезону, которая должна уже по-хорошему идти полным ходом. Например, запасы угля интенсивно истощаются. Однако об этом никто не думает.
Николай Подгорный (Киев)