Гуляй, губерния! Как главы регионов прибедняются в своих декларациях
Богомаз живет на картошке
Михаил Кукареко из брянского села Невструево в струю местного бизнеса не вписался. В январе его выкинули из фермерского хозяйства "КФХ Богомаз О. А.", даже не выплатив, по его словам, не только премию за прошлый год, но и зарплату за честно отработанную им неделю - целых 3 тысячи рублей. Вот так аукнулась его жалоба на президентском сайте на постоянные переработки.
На прошлой неделе Михаил проиграл очередной - уже областной - суд по делу о незаконном увольнении, но и не думает переживать:
- Это жена у меня - на истерике: она только химиотерапию прошла. А мне и адвокат с самого начала говорил: вся надежда - на Москву, в области правды добиваться бесполезно. У нас ведь все знают, кому на самом деле это хозяйство, бывший колхоз, принадлежит. Хоть и владеет им Ольга Богомаз, но саму ее мы тут почти не видим. Зато ее муж, наш губернатор Александр Васильевич, приезжает практически каждые субботу-воскресенье. А всеми делами заправляют их сыновья - Рома и Миша. Рома, младший, кстати, сам мне с ухмылочкой и сказал: "Если что-то не нравится - идите жалуйтесь куда хотите". А Миша добавил, что работать, как мы - за 500 рублей в день с 8 утра до 10 вечера, да еще в выходные, - это нормально. Сомневаюсь, что сам он получает столько же.
Богомазы и в самом деле не бедствуют: согласно официальной декларации брянского губернатора, только Ольга Богомаз в прошлом году заработала 910,5 млн рублей. У нее в собственности - тысячи гектаров земли, три десятка легковых и грузовых авто (не считая разных тракторов) и уйма всякой производственной недвижимости (коровники, свинарники, ангары). Формально это она - владелица самого крупного картофельного хозяйства страны. А у ее супруга-губернатора нет даже собственной квартиры.
Семейный микродвигатель Цуканова
У семьи калининградского губернатора недвижимость уже городская - в местном райцентре Гусев. У самого Николая Цуканова там есть и личный цех (1391 м2), и административное здание (1824 м2), и производственное строение (6421 м2). Раньше на этом месте был Гусевский завод светотехнической арматуры, выпускавший прожектора для стадиона "Лужники" и атомохода "Ленин". Но в начале 2000-х комплекс попал в собственность сначала Группы компаний "Аматэл", связанной с кланом Цукановых (сегодня зарегистрированный по этому адресу нПц "Аматэл" контролируют брат и мать губернатора), а затем уже персонально Николая Цуканова. Там же вместе с рядом других арендаторов прописалась и фирма с говорящим названием "Наш город", принадлежащая первой леди региона Светлане Цукановой.
Кстати, Светлана Цуканова и сама владеет кое-какой недвижимостью в том же Гусеве. В декабре прошлого года к ней перешел "имущественный комплекс производственного назначения" площадью... 22.087 м2. В самом центре города. При ее официальном доходе за 2015 год - чуть больше 6 млн рублей. И при доходе за 2014-й - 614 тыс. Прежде этот комплекс принадлежал заводу "Микродвигатель", который был одним из ведущих в стране предприятий по производству двигателей малой мощности, но в последние годы фирма "Гусевский микродвигатель" все той же Светланы Цукановой просто сдавала его площади в аренду. А теперь женщина и вовсе оформила имущество на себя.
Притом что "Гусевскому микродвигателю" и НПЦ "Аматэл" при Цуканове-губернаторе регулярно стали перепадать от местных чиновников госконтракты, годовой доход самого губернатора едва превышает 2 млн рублей. Неужели почти 10.000 м2 он, как и его жена, сдает в аренду совсем даром?
Губернаторы-иждивенцы
Впрочем, по документам солидная часть российских глав регионов не имеют почти ничего своего и прозябают на иждивении не своих бизнес-жен даже, а родителей или детей.
Так, например, у мэра Москвы Сергея Собянина в пользовании находится его бывшая служебная квартира на Рочдельской улице, которую он в 2009 году приватизировал на имя дочери Ольги.
А вот подмосковный губернатор Андрей Воробьев предпочитает останавливаться в рублевском имении своей матери. И даже 195-метровую квартиру на Остоженке дочери губернатора Марии подарила ее бабушка. Во всяком случае, формально. Просят за аналогичный метраж в ЖК "Еропкинский 16" (на фото выше) до 300 млн рублей.
Есть своя элитная (276 м2) квартира и у дочери главы Карачаево-Черкесии Рашида Темрезова - Миланы. Стоит такая квартира в Черкесске по чиновничьим меркам немного - 15 млн. Но и зарплата у Темрезова - меньше 1 млн в год. Да и жена официально декларирует немногим больше. Неужели сама дочь на школьных завтраках сэкономила?
Сами не местные
Но хуже всего приходится, пожалуй, губернаторам-варягам. Допустим, губернатор Югры Наталья Комарова который год вынуждена прозябать в казенной 459-метровой хибаре, но свою столичную квартиру в 182 метра в доме в ландшафтном заказнике "Теплый Стан" так и не поменяла на Ханты-Мансийск.
В Бурятии у тамошнего главы республики Вячеслава Наговицына дом тоже находится в пользовании, притом что у его супруги есть и собственная крыша над головой. Правда, находится семейный особняк уже не в окрестно-Улан-Удэ, а в Томске, где Наговицын начинал карьеру.
Да и бывший министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, как только переехал на новую должность в Воронеж, хоть и завел себе там скромную квартиру в центре города, но уговаривать жену продать вдвое большее по площади жилье в Замоскворечье все же не стал.
Получая губернаторские посты, варяги не только не избавляются от прежних квартир в столице, но и получают в собственность новые. Взять, скажем, Вениамина Кондратьева, который некогда был зам. главы Управделами президента. Возглавив год назад кубанскую власть, он и не подумал освободить служебное жилье на Большой Тишинской в центре Москвы, в котором жил раньше. Летом прошлого года он, напротив, приватизировал эти элитные 226 м2 (рыночной стоимостью порядка 300 млн).
И только смоленский губернатор Алексей Островский на этом фоне выглядит вызывающе. Месяц назад он взял и... продал свой особняк в 740 м2 в ближнем Подмосковье. Впрочем, у него есть уважительная причина: в прошлом году у чиновника, зарабатывающего в год меньше 2 млн рублей, какие-то циничные негодяи угнали его единственный автомобиль - ВАЗ-21093. А пешком от Смоленска до Рублевки добираться неудобно.
Кстати
Тула
Дюмин хранит свои секреты
Врио тульского губернатора Алексей Дюмин свои доходы и имущество раскрывать не стал. Впрочем, "Собеседник" выяснил, что губернатор хоть и продал свою дачу в Ногинском районе Подмосковья, но сохранил дом в новгородской деревне Ящерово, где обосновались многие близкие ему силовики.
Калуга
Артамонов заблудился в Бору
Второй год калужский губернатор Анатолий Артамонов декларирует жилой дом площадью 442,6 м2. До этого он указывал здание в 263,8 м2 в Городском Бору Калуги. При этом в выписках Росреестра сказано, что площадь дома губернатора изменилась еще шесть лет назад. Столько лет напрасно прибеднялся?
Олег Ролдугин