$35 на 70 рублей: Чего ждать отпровала встречи в Дохе
Воскресные переговоры крупнейших производителей нефти в катарской Дохе завершились ничем. Аналитики предупреждали, что в этом случае цена нефти устремится к $30, а доллар — к 70 руб.
Крупнейшим производителям нефти не удалось договориться о заморозке добычи ни на январском, ни на каком-либо другом уровне, их встреча в Дохе завершилась без подписания соглашения, передал в воскресенье вечером Bloomberg. По данным агентства, следующая встреча может состояться в июне. Такой ничтожный итог чреват падением цен на нефть и ослаблением курса рубля уже в понедельник.
Встреча не задалась с самого начала — начало переговоров перенесли с 9:00 на шесть часов (основная часть переговоров началась только в 15.30). По данным Reuters, крупнейший член ОПЕК — Саудовская Аравия — потребовал пересмотреть проект соглашения. Первый его вариант, с которым журналистам удалось ознакомиться в субботу, 16 апреля, был довольно внятный: заморозка добычи до 1 октября на уровне января 2016 года, создание надзорного комитета, новая встреча в России в октябре 2016 года. Но Саудовская Аравия потребовала, чтобы к соглашению присоединились все страны ОПЕК, в том числе и Иран, который уже заранее это сделать отказался. В воскресенье Reuters рассказал, что в новом проекте соглашения говорится уже не о январском, а просто о «приемлемом» уровне добычи. Новый проект соглашения выглядел настолько размытым, что собеседник Reuters из ОПЕК заявил: «Не уверен, что это вообще можно назвать заморозкой». А после 21:00 стало известно, что и такого соглашения не будет. Министры 18 стран — 11 из 13 членов ОПЕК (кроме Ирана и Ливии), а также России, Казахстана, Азербайджана, Бахрейна, Колумбии, Мексики и Омана — разъехались из Дохи ни с чем.
Саудовская Аравия против Ирана
С середины июня 2014 года до конца января 2016 года цены на нефть марки Brent снизились вчетверо — со $114,9 до $28 за баррель. Причин было много — от резкого роста производства сланцевой нефти в США до замедления темпов роста в Китае. Но почти полтора года крупнейшие производители не предпринимали практически никаких шагов, чтобы остановить обвал. Главной их задачей было сохранить долю рынка, поэтому они продолжали наращивать производство: в 2015 году мировая добыча выросла на 2,2 млн барр. в сутки, а спрос — только на 1,4 млн барр.
Только после падения цен ниже $30 за баррель производители начали бить тревогу: в начале года Венесуэла, один из самых бедных членов ОПЕК, предложила крупнейшим производителям договориться о сокращении добычи нефти минимум на 5%. Но эту инициативу никто не поддержал, и тогда министр нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино потребовал созвать внеочередную встречу стран — членов ОПЕК.
16 февраля стало известно, что три члена картеля — Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла — и Россия договорились о заморозке добычи нефти на уровне января, но только в том случае, если к договоренности присоединятся другие крупнейшие производители. На новостях о возможном соглашении цены на Brent выросли и пробили $40. В пятницу Brent торговалась около $43.
С тех пор практически все члены ОПЕК выразили готовность присоединиться к соглашению, кроме Ирана. Представители Исламской Республики, которая только в январе 2016 года вернулась на мировой рынок после снятия международных санкций, заявили, что не намерены сдерживать добычу, пока она не достигнет досанкционного уровня (4 млн барр. в день). Согласно мартовской статистике ОПЕК суточная добыча Ирана составляла 3,29 млн барр. В воскресенье утром заместитель министра нефти Ирана, управляющий директор National Iranian Oil Company (NIOC) Рокнеддин Джавади сообщил, что ежесуточная добыча нефти в Иране достигла 3,5 млн барр.
Однако с начала апреля саудовские власти в лице принца Мохаммеда бин Салмана несколько раз указывали на то, что Эр-Рияд пойдет на заморозку лишь в том случае, если другие крупные производителя, включая Иран, присоединятся к этому шагу. Эта позиция и стала камнем преткновения на встрече в воскресенье. Представители Ирана даже не приехали в Доху, хотя изначально собирались присутствовать там в качестве наблюдателей.
Оптимизма поубавилось
«Дискуссии (по поводу уровня добычи в Иране) идут на самом высоком уровне между саудитами, русскими и странами Персидского залива», — заявил в интервью Bloomberg TV представитель Эквадора в ОПЕК Уилсон Пастор еще до официальных переговоров в Дохе, начавшихся в 15:30. «Соглашение вцелом не меняется», но были разногласия по некоторым «формулировкам», добавил он. Эти разногласия не удалось снять до позднего вечера.»
Но дело было не только в формулировках - некоторые члены ОПЕК изменили свою позицию по заморозке добычи буквально за ночь, дал понять российский министр энергетики Александр Новак. «Мы сегодня долго дискутировали, и это связано с тем, что ряд стран, входящих в ОПЕК, изменили сегодня утром, буквально перед самым началом нашей встречи, свою позицию и фактически предложили, чтобы это соглашение выполнялось при условии того, что будут участвовать и все члены ОПЕК, а также крупные экспортеры, не входящие в ОПЕК, которых сегодня не было на встрече», — сказал Новак (цитата по «РИА Новости").
По его словам, новые требования выдвинули не только саудиты, но и их соседи по Персидскому заливу: «Это Саудовская Аравия и ряд стран, которые входят в ОПЕК, в том числе ОАЭ, Кувейт, сам Катар, условно страны Персидского залива». «Определенно, заморозка была бы более эффективной, если все страны ОПЕК и производители, не входящие в ОПЕК, присоединились к ней. Это позволило бы ускорить ребалансировку рынка», — заявил после встречи министр нефти Катара Мухаммед ас-Сада (цитата по «Интерфаксу»), который раньше не настаивал на участии в соглашении Ирана. Участники встречи рассмотрели различные варианты заморозки добычи (на разном уровне и на разный срок), но поняли, что для принятия такого решения нужно больше времени, сказал он. Поэтому участники встречи взяли таймаут и продолжат консультации до июня со всеми производителями.
Новак уверен, что продолжение переговоров возможно, но теперь «мяч на стороне ОПЕК»: «Мы будем мониторить ситуацию, посмотрим, как будут проводиться консультации, как будут достигнуты договоренности внутри ОПЕК. Однако если до встречи в Дохе российский министр излучал оптимизм, теперь он стал более сдержанным в оценках успехов переговоров: «С учетом сегодняшней дискуссии и разных точек зрения, а также учитывая позиции Ирана, мне кажется, мы уже не будем так оптимистично смотреть на достижение этих договоренностей».
$2 млрд за два месяца
С момента первого обсуждения заморозки добычи 16 февраля 1 барр. нефти подорожал примерно на $5, за это время Россия экспортировала около 400 млн барр. нефти и нефтепродуктов и заработала дополнительно около $2 млрд, подсчитал независимый аналитик Максим Авербух. «Министр энергетики Александр Новак не только на два месяца застраховал страну от снижения цены на нефть, но и заработал для нее целых $2 млрд! В ситуации непробиваемой позиции Ирана и вытекающей из нее позиции Саудовской Аравии большего добиться было просто невозможно», — cчитает он.
Нефть вниз, доллар вверх
Эксперты перед началом переговоров предсказывали, что неудача в Дохе негативно повлияет на стоимость нефти и курс рубля. «Если переговоры в Дохе терпят неудачу, стоимость Brent может упасть до $35 за баррель или ниже, а доллар будет стоить 70–75 руб.», — говорилось в обзоре Sberbank CIB. Правда, вероятность этого сценария, который они назвали «жалкий провал», аналитики оценивали всего в 20%. Схожие оценки движению цены на нефть в случае провала переговоров в Дохе давали и аналитики Bank of America Merill Lynch и Saxo Bank (падение цены барреля Brent до $30–35).
Александр Назаров из Газпромбанка считает, что провал встречи в Дохе приведет к менее серьезной корректировке цен — до $40 за баррель. «Катастрофы и обвала цен не будет, так как рынок не исключал провала переговоров в Дохе», — отмечает он. Старший аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров предсказывал еще до завершения переговоров, что цена на нефть по итогам встречи в Дохе опустится в любом случае, но не упадет ниже $30 за баррель. Эксперт считает, что провал переговоров в Дохе будет означать удар по имиджу ОПЕК.
«Мы понимаем, что есть некоторые факторы для падения цены, но мы надеемся, что рынок отреагирует на позитивные фундаментальные факторы, которые доминировали в предыдущие месяцы, а не на сиюминутные новости со встречи», — сказал журналистам после окончания встречи министр нефти Катара Мухаммед ас-Сада.
Западные и российские биржи в воскресенье не работали — они отыграют дохийскую новость в понедельник.
Георгий Перемитин, Тимофей Дзядко, Людмила Подобедова
Крупнейшим производителям нефти не удалось договориться о заморозке добычи ни на январском, ни на каком-либо другом уровне, их встреча в Дохе завершилась без подписания соглашения, передал в воскресенье вечером Bloomberg. По данным агентства, следующая встреча может состояться в июне. Такой ничтожный итог чреват падением цен на нефть и ослаблением курса рубля уже в понедельник.
Встреча не задалась с самого начала — начало переговоров перенесли с 9:00 на шесть часов (основная часть переговоров началась только в 15.30). По данным Reuters, крупнейший член ОПЕК — Саудовская Аравия — потребовал пересмотреть проект соглашения. Первый его вариант, с которым журналистам удалось ознакомиться в субботу, 16 апреля, был довольно внятный: заморозка добычи до 1 октября на уровне января 2016 года, создание надзорного комитета, новая встреча в России в октябре 2016 года. Но Саудовская Аравия потребовала, чтобы к соглашению присоединились все страны ОПЕК, в том числе и Иран, который уже заранее это сделать отказался. В воскресенье Reuters рассказал, что в новом проекте соглашения говорится уже не о январском, а просто о «приемлемом» уровне добычи. Новый проект соглашения выглядел настолько размытым, что собеседник Reuters из ОПЕК заявил: «Не уверен, что это вообще можно назвать заморозкой». А после 21:00 стало известно, что и такого соглашения не будет. Министры 18 стран — 11 из 13 членов ОПЕК (кроме Ирана и Ливии), а также России, Казахстана, Азербайджана, Бахрейна, Колумбии, Мексики и Омана — разъехались из Дохи ни с чем.
Саудовская Аравия против Ирана
С середины июня 2014 года до конца января 2016 года цены на нефть марки Brent снизились вчетверо — со $114,9 до $28 за баррель. Причин было много — от резкого роста производства сланцевой нефти в США до замедления темпов роста в Китае. Но почти полтора года крупнейшие производители не предпринимали практически никаких шагов, чтобы остановить обвал. Главной их задачей было сохранить долю рынка, поэтому они продолжали наращивать производство: в 2015 году мировая добыча выросла на 2,2 млн барр. в сутки, а спрос — только на 1,4 млн барр.
Только после падения цен ниже $30 за баррель производители начали бить тревогу: в начале года Венесуэла, один из самых бедных членов ОПЕК, предложила крупнейшим производителям договориться о сокращении добычи нефти минимум на 5%. Но эту инициативу никто не поддержал, и тогда министр нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино потребовал созвать внеочередную встречу стран — членов ОПЕК.
16 февраля стало известно, что три члена картеля — Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла — и Россия договорились о заморозке добычи нефти на уровне января, но только в том случае, если к договоренности присоединятся другие крупнейшие производители. На новостях о возможном соглашении цены на Brent выросли и пробили $40. В пятницу Brent торговалась около $43.
С тех пор практически все члены ОПЕК выразили готовность присоединиться к соглашению, кроме Ирана. Представители Исламской Республики, которая только в январе 2016 года вернулась на мировой рынок после снятия международных санкций, заявили, что не намерены сдерживать добычу, пока она не достигнет досанкционного уровня (4 млн барр. в день). Согласно мартовской статистике ОПЕК суточная добыча Ирана составляла 3,29 млн барр. В воскресенье утром заместитель министра нефти Ирана, управляющий директор National Iranian Oil Company (NIOC) Рокнеддин Джавади сообщил, что ежесуточная добыча нефти в Иране достигла 3,5 млн барр.
Однако с начала апреля саудовские власти в лице принца Мохаммеда бин Салмана несколько раз указывали на то, что Эр-Рияд пойдет на заморозку лишь в том случае, если другие крупные производителя, включая Иран, присоединятся к этому шагу. Эта позиция и стала камнем преткновения на встрече в воскресенье. Представители Ирана даже не приехали в Доху, хотя изначально собирались присутствовать там в качестве наблюдателей.
Оптимизма поубавилось
«Дискуссии (по поводу уровня добычи в Иране) идут на самом высоком уровне между саудитами, русскими и странами Персидского залива», — заявил в интервью Bloomberg TV представитель Эквадора в ОПЕК Уилсон Пастор еще до официальных переговоров в Дохе, начавшихся в 15:30. «Соглашение вцелом не меняется», но были разногласия по некоторым «формулировкам», добавил он. Эти разногласия не удалось снять до позднего вечера.»
Но дело было не только в формулировках - некоторые члены ОПЕК изменили свою позицию по заморозке добычи буквально за ночь, дал понять российский министр энергетики Александр Новак. «Мы сегодня долго дискутировали, и это связано с тем, что ряд стран, входящих в ОПЕК, изменили сегодня утром, буквально перед самым началом нашей встречи, свою позицию и фактически предложили, чтобы это соглашение выполнялось при условии того, что будут участвовать и все члены ОПЕК, а также крупные экспортеры, не входящие в ОПЕК, которых сегодня не было на встрече», — сказал Новак (цитата по «РИА Новости").
По его словам, новые требования выдвинули не только саудиты, но и их соседи по Персидскому заливу: «Это Саудовская Аравия и ряд стран, которые входят в ОПЕК, в том числе ОАЭ, Кувейт, сам Катар, условно страны Персидского залива». «Определенно, заморозка была бы более эффективной, если все страны ОПЕК и производители, не входящие в ОПЕК, присоединились к ней. Это позволило бы ускорить ребалансировку рынка», — заявил после встречи министр нефти Катара Мухаммед ас-Сада (цитата по «Интерфаксу»), который раньше не настаивал на участии в соглашении Ирана. Участники встречи рассмотрели различные варианты заморозки добычи (на разном уровне и на разный срок), но поняли, что для принятия такого решения нужно больше времени, сказал он. Поэтому участники встречи взяли таймаут и продолжат консультации до июня со всеми производителями.
Новак уверен, что продолжение переговоров возможно, но теперь «мяч на стороне ОПЕК»: «Мы будем мониторить ситуацию, посмотрим, как будут проводиться консультации, как будут достигнуты договоренности внутри ОПЕК. Однако если до встречи в Дохе российский министр излучал оптимизм, теперь он стал более сдержанным в оценках успехов переговоров: «С учетом сегодняшней дискуссии и разных точек зрения, а также учитывая позиции Ирана, мне кажется, мы уже не будем так оптимистично смотреть на достижение этих договоренностей».
$2 млрд за два месяца
С момента первого обсуждения заморозки добычи 16 февраля 1 барр. нефти подорожал примерно на $5, за это время Россия экспортировала около 400 млн барр. нефти и нефтепродуктов и заработала дополнительно около $2 млрд, подсчитал независимый аналитик Максим Авербух. «Министр энергетики Александр Новак не только на два месяца застраховал страну от снижения цены на нефть, но и заработал для нее целых $2 млрд! В ситуации непробиваемой позиции Ирана и вытекающей из нее позиции Саудовской Аравии большего добиться было просто невозможно», — cчитает он.
Нефть вниз, доллар вверх
Эксперты перед началом переговоров предсказывали, что неудача в Дохе негативно повлияет на стоимость нефти и курс рубля. «Если переговоры в Дохе терпят неудачу, стоимость Brent может упасть до $35 за баррель или ниже, а доллар будет стоить 70–75 руб.», — говорилось в обзоре Sberbank CIB. Правда, вероятность этого сценария, который они назвали «жалкий провал», аналитики оценивали всего в 20%. Схожие оценки движению цены на нефть в случае провала переговоров в Дохе давали и аналитики Bank of America Merill Lynch и Saxo Bank (падение цены барреля Brent до $30–35).
Александр Назаров из Газпромбанка считает, что провал встречи в Дохе приведет к менее серьезной корректировке цен — до $40 за баррель. «Катастрофы и обвала цен не будет, так как рынок не исключал провала переговоров в Дохе», — отмечает он. Старший аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров предсказывал еще до завершения переговоров, что цена на нефть по итогам встречи в Дохе опустится в любом случае, но не упадет ниже $30 за баррель. Эксперт считает, что провал переговоров в Дохе будет означать удар по имиджу ОПЕК.
«Мы понимаем, что есть некоторые факторы для падения цены, но мы надеемся, что рынок отреагирует на позитивные фундаментальные факторы, которые доминировали в предыдущие месяцы, а не на сиюминутные новости со встречи», — сказал журналистам после окончания встречи министр нефти Катара Мухаммед ас-Сада.
Западные и российские биржи в воскресенье не работали — они отыграют дохийскую новость в понедельник.
Георгий Перемитин, Тимофей Дзядко, Людмила Подобедова