"Поддержки в Минкультуры не получили, поэтому решили снимать без денег"
В Берлине с аншлагом прошла премьера "Эликсира" ДАНИИЛА ЗИНЧЕНКО, отобранного в программу Forum. Этот экспериментальный фильм, замешанный на сюжетах и архетипах отечественного масскульта, рассказывает о поисках бессмертия. В фильме снялись легенды отечественного авангарда Глеб Алейников, один из основателей "параллельного кино", и Николай Копейкин, художник, участник объединения "Колдовские художники" и рок-группы НОМ. Стоит отметить, что в соседней программе Forum Expanded показали короткометражку "Картошка" матери режиссера, известного фотографа Людмилы Зинченко (которая скрылась под псевдонимом Люся Матвеева). Корреспондент "Известий" Николай Корнацкий поговорил с режиссером "Эликсира" о мифологии, актуальном искусстве и о том, как снимать фильм без бюджета.
- Начнем с того, как бы вы сами определили жанр "Эликсира"?
- Я бы сказал, что это современная сказка. Все эти герои - выжимка из нашей современной российской мифологии. Ученый придумал эликсир для воскрешения мертвых, и ему недостает всего нескольких ингредиентов - ДНК космонавтов, партизан и Плотника, который умеет превращать воду в нефть (кто скрывается за этим образом, думаю, говорить не надо). Ученый отправляет их искать своего помощника Серафима. За Плотником, в свою очередь, охотятся чиновники-злодеи, которые хотят использовать его дар в своих целях.
- Какое прочтение фильма вам кажется более приемлемым - аллегорическое или буквальное?
- А оба варианта сосуществуют параллельно. Вот если взять предводителя чертей - образ получился психологически очень объемный. Или тот же Серафим - он сын Родины-матери, наивный, свято верящий в дело Ученого, и эта вера его в конце концов и губит.
Сама история довольно узнаваемая. Каждый из этих образов вызывает набор подсознательных ассоциаций. Другое дело - иностранный зритель. Интересно, что отборщики усмотрели в фильме, ведь для них эти образы и персонажи мало что значат. Хотя мне бы лично хотелось верить в универсальную силу искусства, что оно имеет влияние вне зависимости от культурного или бытового бэкграунда.
- Скажите, а вам важно политическое измерение фильма? Чиновники, нефть и т.д.
- Цели высказаться как-то по повестке дня я перед собой не ставил. Но многие, кто фильм видел, говорят, что получилось очень актуально, чего не предполагалось. Актуальность сохранится на каком-то промежутке времени, но мне лично здесь принципиальнее вопросы киноязыка, образы. Хочется работать с непреходящими, вневременными вещами.
- Расскажите, как вообще вас занесло в экспериментальное кино. В этом есть родительское влияние?
- Повлияла скорее просто творческая атмосфера, в которой рос. Я окончил Школу имени Родченко и уже там начал делать экспериментальные фильмы. Это был не видеоарт в прямом смысле - у меня всегда есть сюжет, часто были диалоги. То есть я с самого начала делал что-то пограничное. Еще у нас с товарищами есть объединение - называется "Вверх". Несколько лет назад на ММКФ даже была ретроспектива наших работ.
Два года назад я написал сценарий "Эликсира" и показал Андрею Сильвестрову(один из основателей объединения "Си-нефантом". - "Известия"). Он сказал, что круто, надо запускать. И мы начали искать деньги.
- В Минкультуры обращались за поддержкой?
- Обращались, но безрезультатно. Поэтому потеряли год. Ждали решения, пока время, благоприятное для съемок, не прошло. Ну и на следующий год никакого ответа. Поэтому махнули рукой, решили делать как есть, без денег. Если откладывать и откладывать, весь заряд ушел бы впустую. Поэтому мы собрались всей группой вместе, объяснили: так, мол, и так, денег не предвидится, давайте делать бесплатно, кто не захочет, всё поймем. Но согласились все.
- При этом фильм не выглядит сделанным на коленке.
- Да, в том и дело - нам никто не верит, что снимали без бюджета. Да, где-то скидывались, продюсеры залезали в свой карман, часть собрали за счет кра-удфандинга, при этом поблажек себе не делали. Фильм почти весь снят крупными статичными кадрами - это сильно экономило и время, и деньги, но мы так решили снимать, еще когда надеялись на поддержку. Это часть концепции, что у нас в фильме нет главных персонажей - поэтому и крупных планов быть не должно.
- Что планируете делать дальше? Большое кино, может быть?
- Сейчас наша "Лига экспериментального кино" заканчивает работу над фильмом "Прорубь", где я выступил в качестве режиссера монтажа. В конце лета планируем закончить фильм "Россия как сон", который снят участниками Канского видеофестиваля (проходящего в городе Канск в Красноярском крае), а мы с Андреем Сильвестровым делаем монтаж. И, думаю, к концу весны дописать свой сценарий, но про него пока ничего не буду говорить, чтоб не сглазить.
- Начнем с того, как бы вы сами определили жанр "Эликсира"?
- Я бы сказал, что это современная сказка. Все эти герои - выжимка из нашей современной российской мифологии. Ученый придумал эликсир для воскрешения мертвых, и ему недостает всего нескольких ингредиентов - ДНК космонавтов, партизан и Плотника, который умеет превращать воду в нефть (кто скрывается за этим образом, думаю, говорить не надо). Ученый отправляет их искать своего помощника Серафима. За Плотником, в свою очередь, охотятся чиновники-злодеи, которые хотят использовать его дар в своих целях.
- Какое прочтение фильма вам кажется более приемлемым - аллегорическое или буквальное?
- А оба варианта сосуществуют параллельно. Вот если взять предводителя чертей - образ получился психологически очень объемный. Или тот же Серафим - он сын Родины-матери, наивный, свято верящий в дело Ученого, и эта вера его в конце концов и губит.
Сама история довольно узнаваемая. Каждый из этих образов вызывает набор подсознательных ассоциаций. Другое дело - иностранный зритель. Интересно, что отборщики усмотрели в фильме, ведь для них эти образы и персонажи мало что значат. Хотя мне бы лично хотелось верить в универсальную силу искусства, что оно имеет влияние вне зависимости от культурного или бытового бэкграунда.
- Скажите, а вам важно политическое измерение фильма? Чиновники, нефть и т.д.
- Цели высказаться как-то по повестке дня я перед собой не ставил. Но многие, кто фильм видел, говорят, что получилось очень актуально, чего не предполагалось. Актуальность сохранится на каком-то промежутке времени, но мне лично здесь принципиальнее вопросы киноязыка, образы. Хочется работать с непреходящими, вневременными вещами.
- Расскажите, как вообще вас занесло в экспериментальное кино. В этом есть родительское влияние?
- Повлияла скорее просто творческая атмосфера, в которой рос. Я окончил Школу имени Родченко и уже там начал делать экспериментальные фильмы. Это был не видеоарт в прямом смысле - у меня всегда есть сюжет, часто были диалоги. То есть я с самого начала делал что-то пограничное. Еще у нас с товарищами есть объединение - называется "Вверх". Несколько лет назад на ММКФ даже была ретроспектива наших работ.
Два года назад я написал сценарий "Эликсира" и показал Андрею Сильвестрову(один из основателей объединения "Си-нефантом". - "Известия"). Он сказал, что круто, надо запускать. И мы начали искать деньги.
- В Минкультуры обращались за поддержкой?
- Обращались, но безрезультатно. Поэтому потеряли год. Ждали решения, пока время, благоприятное для съемок, не прошло. Ну и на следующий год никакого ответа. Поэтому махнули рукой, решили делать как есть, без денег. Если откладывать и откладывать, весь заряд ушел бы впустую. Поэтому мы собрались всей группой вместе, объяснили: так, мол, и так, денег не предвидится, давайте делать бесплатно, кто не захочет, всё поймем. Но согласились все.
- При этом фильм не выглядит сделанным на коленке.
- Да, в том и дело - нам никто не верит, что снимали без бюджета. Да, где-то скидывались, продюсеры залезали в свой карман, часть собрали за счет кра-удфандинга, при этом поблажек себе не делали. Фильм почти весь снят крупными статичными кадрами - это сильно экономило и время, и деньги, но мы так решили снимать, еще когда надеялись на поддержку. Это часть концепции, что у нас в фильме нет главных персонажей - поэтому и крупных планов быть не должно.
- Что планируете делать дальше? Большое кино, может быть?
- Сейчас наша "Лига экспериментального кино" заканчивает работу над фильмом "Прорубь", где я выступил в качестве режиссера монтажа. В конце лета планируем закончить фильм "Россия как сон", который снят участниками Канского видеофестиваля (проходящего в городе Канск в Красноярском крае), а мы с Андреем Сильвестровым делаем монтаж. И, думаю, к концу весны дописать свой сценарий, но про него пока ничего не буду говорить, чтоб не сглазить.