Пекин и Тегеран решили увеличить торговлю в 10 раз: Китай конкурирует с Россией в борьбе за влияние на Иран

Понедельник, 25 января 2016 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

На встрече с председателем КНР Си Цзиньпином верховный лидер Ирана Али Хаменеи заявил, что не доверяет США, которые не ведут честную борьбу с терроризмом. Поэтому Иран желает расширять связи с "независимыми странами", такими как Китай. В то же время Пекин не пошел на установление тесных связей с иранцами в ущерб Саудовской Аравии. По мнению экспертов, Поднебесная добилась выгодных сделок, балансируя между соперничающими державами.
 
После завершения поездки Си в Иран китайские СМИ опубликовали серию материалов, показывающих, насколько успешным был вояж лидера КНР. Так, центральная партийная газета "Жэньминь жибао" пишет, что Китай и Иран повысили взаимоотношения до уровня всеобъемлющего стратегического партнерства. Кроме того, гость поддержал вступление Ирана в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) на правах полноправного члена.
 
В то же время агентство "Синьхуа" изложило заявление президента Ирана Хасана Рухани, который сказал, что визит обязательно станет вехой в истории отношений двух стран. Иранская сторона помнит оказываемую китайской стороной помощь и поддержку, благодарит Пекин за вклад в продвижение политического урегулирования иранской ядерной проблемы. В новых условиях Тегеран намерен активно участвовать в строительстве "одного пояса, одного пути", усилить координацию по международным делам.
 
Эти комментарии по тону мало чем отличаются от репортажей, которые дают наши государственные телеканалы, когда рассказывают о поездках российского лидера в дружественные или, во всяком случае, невраждебные страны. Возьмем, например, формулировку о всеобъемлющем стратегическом партнерстве. Когда руководители РФ и КНР обмениваются визитами, они тоже говорят о стратегическом партнерстве. Возникает вопрос: значит, отношения Китая с Ираном подняты на один уровень с китайско-российскими отношениями?
 
В беседе с "НГ" главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер отметил, что "китайцы употребляют разные, несколько отличающиеся формулировки для характеристики отношений с разными странами. Например, Си Цзиньпин, выступая в Москве в МГИМО в 2013 году, говорил, что Россия и Китай установили отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия".
 
Китайцы устанавливают отношения стратегического партнерства с огромным количеством стран. Но в случае с Россией применяются еще более патетические формулировки.
 
Что касается решения Пекина поддержать вступление Тегерана в ШОС на правах полноправного члена, то оно говорит о его стремлении расширить свое влияние и в ШОС, и в Иране. Пекин не хочет, чтобы ШОС была пророссийской или прокитайской. Но поскольку он располагает огромными ресурсами и делает упор не на геополитическую, а на экономическую роль ШОС, китайское лидерство в этой организации усиливается.
 
"Для Китая важно оказывать влияние на все составные части мусульманского мира - на суннитов и шиитов. Отсюда его стремление укреплять связи и с Саудовской Аравией, и с Ираном. Традиционная политика Китая - не склоняться ни на одну сторону. Они однажды попробовали опереться сначала на Америку, потом на Советский Союз. Теперь жесткий лозунг: не прислоняться ни к одной стороне, соблюдать баланс, при этом возвышаться самим", - подытожил Бергер.
 
Агентство Reuters напоминает, что Китай стал второй страной - постоянным членом Совета Безопасности ООН, чей лидер посетил Иран после подписания соглашения по его ядерной программе. В ноябре прошлого года в Тегеране побывал президент РФ Владимир Путин. Китай и Россия поддерживали санкции ООН по иранской ядерной программе, но они добивались отмены элементов этих санкций, чтобы продолжать торговать с Ираном. А теперь и Москва, и Пекин добиваются расширения экономического взаимодействия с ИРИ, выходящей из изоляции.
 
Но подходы у Пекина и Москвы разные. Для Китая Иран остается прежде всего поставщиком энергоресурсов. Россия заинтересована в кооперации в промышленности и на транспорте. В области атомной энергетики у нее есть хороший задел - действующая АЭС в Бушере, построенная с помощью российских специалистов. Но Китай выступает потенциальным конкурентом для России и для западных стран и в этой сфере. Во время визита Си было подписано 17 соглашений, в том числе по сотрудничеству в атомной энергетике. А в целом Китай и Иран собираются довести через 10 лет объем торгово-экономических связей до 600 млрд долл.
 
Владимир Скосырев

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 734
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003

Сентябрь 2017: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30