Раскол в Европе
После того как мировые СМИ перепечатали фото погибшего мальчика-мигранта, власти Европы думают смягчить позицию по поводу приема нелегалов. Критики ЕС считают, что это не отменяет системных проблем миграционной политики.
В последние несколько дней кризис вокруг нелегальной миграции в ЕС обострился до предела. В венгерской столице несколько тысяч беженцев (преимущественно сирийцы) окружили, а затем взяли штурмом крупнейший вокзал города. В ответ на это глава правительства Виктор Орбан пообещал возвести защитную стену вдоль границы не только Сербии, но и Хорватии — партнера Венгрии по Евросоюзу.
Перед этим австрийская полиция обнаружила третий за неделю грузовик, перевозивший беженцев из Венгрии через Австрию в западном направлении. В этом случае мигранты остались живы, но 27 августа при схожих обстоятельствах на автобане к востоку от Вены был найден грузовик с телами 71 беженца. По предварительным данным, среди них были граждане Афганистана, Сирии и Ирака, умерли они от удушья в запертом фургоне.
Еще в конце августа главы МВД Великобритании, Германии и Франции предложили созвать срочное совещание министров стран ЕС по урегулированию миграционного кризиса. Решением председательствующего сейчас в ЕС Люксембурга этот саммит был назначен на 14 сентября. Последующие события показали, что европейским лидерам придется реагировать на события еще быстрее.
Трагедия в объективе
В среду, 2 сентября, фотограф турецкого информагентства Dogan запечатлела тело трехлетнего мальчика на берегу у города Бодрума. Он оказался среди жертв кораблекрушения: в среду утром в этом районе затонула лодка с сирийскими беженцами, направлявшаяся на греческий остров Кос, расположенный всего в 5 км от турецкого берега.
Из всей семьи выжил лишь отец мальчика. По его словам, хоронить жену и двоих сыновей он намерен на своей родине в Кобани (город был недавно освобожден курдскими ополченцами от блокады исламистами), там же он намерен и остаться.
На следующий день история погибшего мальчика Айлана Курди и снимки агентства Dogan появились во многих мировых СМИ. Как отмечала британская Financial Times, широкое освещение этого случая и вызванный им резонанс сподвигли многих европейских политиков изменить свое мнение по проблеме иммигрантов.
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в пятницу пообещал не только принять, но и расселить дополнительно тысячи сирийских беженцев. Ранее Кэмерон настаивал на том, что Британии следует закрыть границы от беженцев с Ближнего Востока.
Польский премьер Ева Копач заявила о моральном долге ее страны принимать бегущих от войны людей, оговорившись, что экономических мигрантов Польша может позволить себе с трудом. Ранее Копач высказывалась за приоритет для беженцев-христиан.
Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, по данным источника The Wall Street Journal, разрабатывает сейчас план размещения 160 тыс. нелегалов из мест временного пребывания в Италии, Греции и Венгрии по остальным странам ЕС. Предложения могут быть готовы уже к среде, 9 сентября. Весной Юнкер уже предлагал установить для стран союза обязательные квоты на прием беженцев, исходя из объективных экономических и демографических показателей принимающих государств, но европейские лидеры эту инициативу отвергли.
В то же время публикацию фотографии погибшего мальчика некоторые аналитики нашли неэтичной. Например, британский автор-марксист Брендан О"Нил назвал это «моральной порнографией», призванной «затушить реальные дебаты о миграционной проблеме, заменив их самодовольным чувством общей скорби».
Кто виноват
«Надо ясно отметить, что происходит сознательное вторжение, замещение коренного населения страны; ошибочно называть мигрантов беженцами», — заявил вице-президент венгерской праворадикальной партии Jobbik Даниел Карпат в четверг на митинге у южных границ Венгрии. В пресс-релизе по итогам мероприятия представители Jobbik подчеркнули: потоки нелегалов, двигающихся транзитом через Венгрию, создают разом много проблем. Это и распространение торговли людьми, и мусор на улицах, и угроза эпидемий.
Последовательно бороться с нелегальной миграцией призывает и венгерский премьер Виктор Орбан (которого лидеры Jobbik даже критикуют за недостаток решимости в этом кризисе). В среду он выступил против введения квот и напомнил, что не намерен отказываться от усиленного режима охраны границ, который вступит в силу 15 сентября.
В целом по Европе резко против приема мигрантов выступают в основном праворадикальные организации. Так, немецкая Национал-демократическая партия напоминает, что текущая волна миграции в ФРГ потребует от бюджета дополнительно €3,3 млрд на обустройство беженцев.
Умеренные националисты акцентируются на вопросе того, каковы причины этого кризиса. Лидеры британской UKIP и французского «Национального фронта» едины во мнении: кризис спровоцировала либеральная политика Брюсселя по приему мигрантов. «Десятки тысяч мигрантов ежедневно пытаются пройти по этому смертоносному маршруту лишь потому, что ЕС всегда радушно принимал всех», — возмущается Марин Ле Пен из «Национального фронта».
Что делать
Правительства стран ЕС и Брюссель находятся под давлением не только ультраправых партий и группировок, готовых зачастую к противозаконным акциям, но и со стороны либеральных и левых движений и организаций. Наиболее активны они во Франции и Германии. Этому есть исторические объяснения — после Второй мировой войны ФРГ поддерживала либеральный режим въезда, в то время как французская политическая культура и риторика традиционно находятся под влиянием образов революции 1789 года с ее лозунгами о свободе, равенстве и братстве.
В своей риторике левые апеллируют к «европейским» и «общечеловеческим» ценностям. Образцовыми в этом отношении являются заявления французской партии «зеленых». «Эти человеческие трагедии требуют адекватной, серьезной реакции. Партия осуждает летаргию, охватившую Францию», — говорится в распространенном 2 сентября сообщении организации. «У Европы просто нет права сдаться перед проблемой беженцев и сохранения человеческого достоинства», — отмечается в документе.
«Зеленые» предложили своей стране взять пример с соседней Германии и принимать больше беженцев. По их сведениям, ФРГ в этом году станет прибежищем для более чем 800 тыс. человек, в то время как Франция примет около 60 тыс. Они также приветствовали действия простых исландцев, объявивших о готовности приютить около 11 тыс. семей из Сирии. Для французов, желающих помочь беженцам, леволиберальное издание Liberation создает карту благотворительных организаций. Она позволит найти благотворителей поблизости от места проживания и расскажет об их деятельности.
Кризис с беженцами привел к усилению «низовой» общественной активности. В ФРГ проходят демонстрации антифашистских объединений, не являющихся частью мейнстрима. Например, в Дрездене, который считается оплотом антиисламского движения PEGIDA, 29 августа состоялся марш сторонников миграции. Его численность составила от 1,5 тыс. до 5 тыс. (по данным организаторов) участников. Его инициатором стал Антинацистский союз. Левая партия Die Linden призвала власти ФРГ и Австрии пропустить поезда с беженцами.
Меркель и Роулинг
Пока эти призывы не могут серьезно повлиять на общественное мнение или на правительство ФРГ. Опросы общественного мнения свидетельствуют, что пока немцы и так согласны принимать больше беженцев. Это указывает на то, что Меркель сумела найти образцовый баланс между гуманистической риторикой и реальными действиями по преодолению кризиса. За это Меркель, политик от консервативной Христианско-демократической партии, снискала уважение британских леволибералов и лейбористов.
Один из лидеров британского мнения — писательница Джоан Роулинг, ставшая активным пользователем Twitter, дала ссылку на один из постов с цитатой немецкого канцлера. «Если Европа не справится с проблемой мигрантов, если будут утеряны универсальные права человека, то Европы, которую мы хотим построить, уже не будет», — заявила в одном из выступлений Меркель.
Уже после того как случилась трагедия с Айлан Курди, Роулинг написала: «Если вы не можете представить себя на этих суденышках, то вам чего-то не хватает. Они умирают за жизнь, которую стоило бы прожить». «Премьер-министр глубоко тронут действиями избирателей, обращающихся против него», — гласит один из процитированных Роулинг твитов.
Вскоре писательницу, известную своими симпатиями к Лейбористской партии, раскритиковали за ее позицию. Пользователь под ником Lord Voldemort (главный антагонист серии книг о Гарри Поттере) посоветовал ей «доказать свою позицию действиями и приютить нескольких беженцев в своем [огромном] доме». На это он получил саркастический ответ, что Роулинг «даже не приходило в голову пожертвовать деньги благотворительным организациям».
Как и на континенте, наиболее последовательная позиция в поддержку мигрантов — у «зеленых». «Зеленая» партия Англии и Уэльса с начала сентября опубликовала два заявления. В одном из них она заявила о необходимости Великобритании принять 240 тыс. беженцев, а в другом — сравнила нынешнюю ситуацию с кризисом 1970-х годов, когда в Европу массово прибывали мигранты из Индокитая.
Георгий Макаренко, Александр Ратников, Олег Макаров
В последние несколько дней кризис вокруг нелегальной миграции в ЕС обострился до предела. В венгерской столице несколько тысяч беженцев (преимущественно сирийцы) окружили, а затем взяли штурмом крупнейший вокзал города. В ответ на это глава правительства Виктор Орбан пообещал возвести защитную стену вдоль границы не только Сербии, но и Хорватии — партнера Венгрии по Евросоюзу.
Перед этим австрийская полиция обнаружила третий за неделю грузовик, перевозивший беженцев из Венгрии через Австрию в западном направлении. В этом случае мигранты остались живы, но 27 августа при схожих обстоятельствах на автобане к востоку от Вены был найден грузовик с телами 71 беженца. По предварительным данным, среди них были граждане Афганистана, Сирии и Ирака, умерли они от удушья в запертом фургоне.
Еще в конце августа главы МВД Великобритании, Германии и Франции предложили созвать срочное совещание министров стран ЕС по урегулированию миграционного кризиса. Решением председательствующего сейчас в ЕС Люксембурга этот саммит был назначен на 14 сентября. Последующие события показали, что европейским лидерам придется реагировать на события еще быстрее.
Трагедия в объективе
В среду, 2 сентября, фотограф турецкого информагентства Dogan запечатлела тело трехлетнего мальчика на берегу у города Бодрума. Он оказался среди жертв кораблекрушения: в среду утром в этом районе затонула лодка с сирийскими беженцами, направлявшаяся на греческий остров Кос, расположенный всего в 5 км от турецкого берега.
Из всей семьи выжил лишь отец мальчика. По его словам, хоронить жену и двоих сыновей он намерен на своей родине в Кобани (город был недавно освобожден курдскими ополченцами от блокады исламистами), там же он намерен и остаться.
На следующий день история погибшего мальчика Айлана Курди и снимки агентства Dogan появились во многих мировых СМИ. Как отмечала британская Financial Times, широкое освещение этого случая и вызванный им резонанс сподвигли многих европейских политиков изменить свое мнение по проблеме иммигрантов.
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в пятницу пообещал не только принять, но и расселить дополнительно тысячи сирийских беженцев. Ранее Кэмерон настаивал на том, что Британии следует закрыть границы от беженцев с Ближнего Востока.
Польский премьер Ева Копач заявила о моральном долге ее страны принимать бегущих от войны людей, оговорившись, что экономических мигрантов Польша может позволить себе с трудом. Ранее Копач высказывалась за приоритет для беженцев-христиан.
Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, по данным источника The Wall Street Journal, разрабатывает сейчас план размещения 160 тыс. нелегалов из мест временного пребывания в Италии, Греции и Венгрии по остальным странам ЕС. Предложения могут быть готовы уже к среде, 9 сентября. Весной Юнкер уже предлагал установить для стран союза обязательные квоты на прием беженцев, исходя из объективных экономических и демографических показателей принимающих государств, но европейские лидеры эту инициативу отвергли.
В то же время публикацию фотографии погибшего мальчика некоторые аналитики нашли неэтичной. Например, британский автор-марксист Брендан О"Нил назвал это «моральной порнографией», призванной «затушить реальные дебаты о миграционной проблеме, заменив их самодовольным чувством общей скорби».
Кто виноват
«Надо ясно отметить, что происходит сознательное вторжение, замещение коренного населения страны; ошибочно называть мигрантов беженцами», — заявил вице-президент венгерской праворадикальной партии Jobbik Даниел Карпат в четверг на митинге у южных границ Венгрии. В пресс-релизе по итогам мероприятия представители Jobbik подчеркнули: потоки нелегалов, двигающихся транзитом через Венгрию, создают разом много проблем. Это и распространение торговли людьми, и мусор на улицах, и угроза эпидемий.
Последовательно бороться с нелегальной миграцией призывает и венгерский премьер Виктор Орбан (которого лидеры Jobbik даже критикуют за недостаток решимости в этом кризисе). В среду он выступил против введения квот и напомнил, что не намерен отказываться от усиленного режима охраны границ, который вступит в силу 15 сентября.
В целом по Европе резко против приема мигрантов выступают в основном праворадикальные организации. Так, немецкая Национал-демократическая партия напоминает, что текущая волна миграции в ФРГ потребует от бюджета дополнительно €3,3 млрд на обустройство беженцев.
Умеренные националисты акцентируются на вопросе того, каковы причины этого кризиса. Лидеры британской UKIP и французского «Национального фронта» едины во мнении: кризис спровоцировала либеральная политика Брюсселя по приему мигрантов. «Десятки тысяч мигрантов ежедневно пытаются пройти по этому смертоносному маршруту лишь потому, что ЕС всегда радушно принимал всех», — возмущается Марин Ле Пен из «Национального фронта».
Что делать
Правительства стран ЕС и Брюссель находятся под давлением не только ультраправых партий и группировок, готовых зачастую к противозаконным акциям, но и со стороны либеральных и левых движений и организаций. Наиболее активны они во Франции и Германии. Этому есть исторические объяснения — после Второй мировой войны ФРГ поддерживала либеральный режим въезда, в то время как французская политическая культура и риторика традиционно находятся под влиянием образов революции 1789 года с ее лозунгами о свободе, равенстве и братстве.
В своей риторике левые апеллируют к «европейским» и «общечеловеческим» ценностям. Образцовыми в этом отношении являются заявления французской партии «зеленых». «Эти человеческие трагедии требуют адекватной, серьезной реакции. Партия осуждает летаргию, охватившую Францию», — говорится в распространенном 2 сентября сообщении организации. «У Европы просто нет права сдаться перед проблемой беженцев и сохранения человеческого достоинства», — отмечается в документе.
«Зеленые» предложили своей стране взять пример с соседней Германии и принимать больше беженцев. По их сведениям, ФРГ в этом году станет прибежищем для более чем 800 тыс. человек, в то время как Франция примет около 60 тыс. Они также приветствовали действия простых исландцев, объявивших о готовности приютить около 11 тыс. семей из Сирии. Для французов, желающих помочь беженцам, леволиберальное издание Liberation создает карту благотворительных организаций. Она позволит найти благотворителей поблизости от места проживания и расскажет об их деятельности.
Кризис с беженцами привел к усилению «низовой» общественной активности. В ФРГ проходят демонстрации антифашистских объединений, не являющихся частью мейнстрима. Например, в Дрездене, который считается оплотом антиисламского движения PEGIDA, 29 августа состоялся марш сторонников миграции. Его численность составила от 1,5 тыс. до 5 тыс. (по данным организаторов) участников. Его инициатором стал Антинацистский союз. Левая партия Die Linden призвала власти ФРГ и Австрии пропустить поезда с беженцами.
Меркель и Роулинг
Пока эти призывы не могут серьезно повлиять на общественное мнение или на правительство ФРГ. Опросы общественного мнения свидетельствуют, что пока немцы и так согласны принимать больше беженцев. Это указывает на то, что Меркель сумела найти образцовый баланс между гуманистической риторикой и реальными действиями по преодолению кризиса. За это Меркель, политик от консервативной Христианско-демократической партии, снискала уважение британских леволибералов и лейбористов.
Один из лидеров британского мнения — писательница Джоан Роулинг, ставшая активным пользователем Twitter, дала ссылку на один из постов с цитатой немецкого канцлера. «Если Европа не справится с проблемой мигрантов, если будут утеряны универсальные права человека, то Европы, которую мы хотим построить, уже не будет», — заявила в одном из выступлений Меркель.
Уже после того как случилась трагедия с Айлан Курди, Роулинг написала: «Если вы не можете представить себя на этих суденышках, то вам чего-то не хватает. Они умирают за жизнь, которую стоило бы прожить». «Премьер-министр глубоко тронут действиями избирателей, обращающихся против него», — гласит один из процитированных Роулинг твитов.
Вскоре писательницу, известную своими симпатиями к Лейбористской партии, раскритиковали за ее позицию. Пользователь под ником Lord Voldemort (главный антагонист серии книг о Гарри Поттере) посоветовал ей «доказать свою позицию действиями и приютить нескольких беженцев в своем [огромном] доме». На это он получил саркастический ответ, что Роулинг «даже не приходило в голову пожертвовать деньги благотворительным организациям».
Как и на континенте, наиболее последовательная позиция в поддержку мигрантов — у «зеленых». «Зеленая» партия Англии и Уэльса с начала сентября опубликовала два заявления. В одном из них она заявила о необходимости Великобритании принять 240 тыс. беженцев, а в другом — сравнила нынешнюю ситуацию с кризисом 1970-х годов, когда в Европу массово прибывали мигранты из Индокитая.
Георгий Макаренко, Александр Ратников, Олег Макаров